В классе литературы и русского языка стоят вёдра с водой.
— Набрали, чтобы вода согревалась, можно было руки помыть, пыль вытереть, пол подтереть. Из скважины таскаем, — объясняют учителя.
Они работают в маленьком расписном здании, где нет центрального водоснабжения, в классах стоят печи, а туалет — на улице. И так эта школа живёт уже 117 лет.
Одноэтажное здание школы в селе Григорьевка Каслинского района найти легко — будто пряничный домик стоит на берегу озера с названием Анжелы. Тут учебное заведение появилось в 1901 году.
— Школа сначала была церковно-приходской, учились всего четыре класса, потом она стала семилеткой. Сейчас мы учим до девятого класса, — рассказывает выпускница этой школы, а теперь учитель технологии Ирина Ишинникова.
На том берегу озера видна церковь — это Храм Ильи Пророка — памятник архитектуры XIX века. Возможно, для прихожан именно этой церкви и строилась школа.
Нам показывают альбом с фотографиями 20–30-х годов. На нас смотрят весёлые лица учеников. Одеты кто в чём: на селе особых требований не предъявляли.
— В Григорьевке есть семьи, где поколения учились в этой школе с самого открытия. Взять, к примеру, нашу учительницу Галину Романовну Паниковскую — её родители здесь учились, она сама, дети её, — говорит Ирина Ишинникова.
— А вот, смотри, сосед твой на фото, тоже здесь учился.
— Точно! У него же бабушка в этой школе училась. Недавно умерла, ей 98 лет было, — переговариваются между собой учителя.
Старинное здание несколько раз переделывалось. За оштукатуренными стенами скрываются две печи.
— Технички топили их с вечера, чтобы утром в классах было тепло. Если морозы сильные, то могли и утром подбросить пару полешек. Дров уходила уйма, у нас во дворе школы была большая поленница, сами складывали, — вспоминают учителя. — А теперь у нас электроотопление. Холодно, но приходится ждать, когда централизованно включат.
Всего в старинной школе четыре кабинета. В классе с множеством арочных окон проходят уроки истории, математики, физики и обществознания. Кабинет информатики делит свою площадь с учительской.
— Мы привыкли. Когда уроки идут, учителя все в классах. А потом уже занимаем здесь место, проводим совещание, обсуждаем программы, — говорят педагоги.
В кабинете биологии замечаем закуток.
— Наверное, это лаборантская, — подумали мы.
Оказалось, что это кабинет директора — прямо в классе.
— В школе не предусмотрен кабинет директора. Наталья Геннадьевна Фаткина (директор школы) попросила отгородить себе уголок, — отвечают учителя, видя наши недоумённые взгляды.
Рядом со старинным зданием расположен деревянный дом. Он появился в 50-е годы. Сейчас там учатся ребята начальной школы. В классах также стоят печки, но теперь топить их запрещено.
Удобства на улице: один туалет для мальчиков, другой — для девочек. Есть и благоустроенный санузел с унитазами — его оборудовали в отдельном, более современном здании, где расположен спортзал.
— Наши дети ко всему привыкли, никто нос не морщит. Хотя сейчас в домах и отопление проведено, горячая и холодная вода есть. Все удобства, как в квартирах, — добавляет учитель технологии.
На школьном участке — заботливо оформленные клумбы и большой огород с картошкой. Окучивают и выкапывают сами школьники. Урожай идёт в столовую, за счёт этого и обеды дешевле.
— Раньше выращивали свёклу, морковь, лук, капусту. Всё для столовой, а сейчас некому ухаживать. Трудовая отработка только с пятого класса, а детей мало. Вот начнётся учебный год, на уроках технологии будем картошку выкапывать, — добавляет Ирина Ишинникова.
Всего в школе учатся 35 учеников — по два-три человека в каждом классе.
— У нас, можно сказать, индивидуальное обучение, каждому успеваем уделить внимание. К сожалению, не все родители это понимают, кому-то надо, чтобы ребёнок больше общался. Бывает же, что в классе только девочки или только мальчики. Тогда переводят в школе в Тюбук или Воскресенку, — делятся переживаниями педагоги.
Ирина Ишинникова вспоминает, что когда-то тут учились более 100 человек, а в параллелях было по два класса — «А» и «Б».
Сейчас в школе работают десять человек. Молодые учителя уже не приходят, и педагоги вынуждены совмещать предметы.
— Учитель географии ведёт ОБЖ, краеведение и немецкий язык. Я — учитель технологии, но ещё преподаю ИЗО, музыку. У нас есть пианино, но я не умею играть, музыку по интернету слушаем или на дисках. А так, приходят девчонки, которые музыкальную школу посещают, играют, — говорит Ирина Ишинникова.
В скромных условиях учителя не унывают, стараются создать в школе максимально душевную атмосферу.
— Когда мы приезжаем в Челябинск на курсы, нас водят по городским школам, показывают красивые здания, современное оборудование, конечно, мы немного завидуем. У нас не то что половины, даже, наверное, одной десятой нет из того, что есть в челябинских школах. Но мы особенно гордимся, что даже в таких условиях наши выпускники поступают в вузы, получают красные дипломы. Среди наших учеников есть замечательные врачи, художники, поэты. Сын нашей учительницы и наш выпускник сейчас учится в Озёрске и занимает первые места в России по мехатронике.
Для сравнения:
В Челябинске в этом году открылась новая современная школа в микрорайоне «Ньютон». 74.ru побывал в здании и вместе с второклассниками Мишей и Адрианом оценил классы «на миллиард долларов».
Если у вас возникли проблемы с устройством ребёнка в школу или детский сад, присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции, в наши группы «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассники», а также в WhatsApp или Viber по номеру +7–93–23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74.
Следите за самыми важными и интересными новостями Челябинска в соцсетях. Подписывайтесь на наш канал в «Телеграме».