Учитель истории челябинского лицея № 35, член всероссийского экспертного педагогического совета Министерства просвещения РФ Владимир Брюхов считает, что от трагедии, случившейся в казанской гимназии, никто не застрахован. Размышляя о безопасности в учебных заведениях, педагог вспомнил об уроке «Основы безопасности жизнедеятельности». Публикуем его мнение от первого лица.
— В Казани произошла страшная трагедия. Государство и общество реагируют. Правительство и силовики раздают распоряжения, принимают меры, пишут программы и методички. В общем, делают всё, чтобы доказать свою нужность. Нам остается переживать за детей и рефлексировать, чтобы не сойти с ума в попытках смирения с тем, что казанская трагедия — уже не первый и, видимо, не последний случай шутинга в России.
Теракт в Татарстане воспринимается так остро, потому что все связаны со школой. Кто-то ежедневно отправляет туда детей, кто-то там каждый день учится, а некоторые — даже работают. Одно из требований к школе — безопасность. Отправляя ребенка на занятия, мамы и папы хотят быть уверенными, что сын или дочь вернутся целыми и невредимыми.
Беда в том, что от действий фанатиков, психов-одиночек, хладнокровных маньяков или рокового стечения обстоятельств никто и нигде застрахован быть не может. Смертельная опасность может таиться и на торжественной линейке 1 сентября [как в Беслане], и в кинотеатре торгового центра [как в «Зимней вишне»], и в супермаркете у дома. И всё, что остается, — постараться быть к ней готовым.
Да, мы не в Израиле, где взрослые и дети постоянно начеку. Но нам есть чем ответить и без бетонных заборов и вооруженных учителей. В программах российских школ вы найдете предмет «Основы безопасности жизнедеятельности». Вспомнили своего обэжэшника и оценили степень иронии?
Кто из читающих этот текст умеет правильно наложить повязку или разобраться в видах кровотечений и способах их остановки? А может быть, точно знаете, что делать, если на первом этаже вашего дома произойдет «хлопок» газа? Спросите своего ребенка о том, какие навыки он получил на последних уроках ОБЖ, или хотя бы название трех последних тем. На фоне казанской трагедии ответы вам вряд ли понравятся.
Как же так вышло, что урок, который может пригодиться здесь и сейчас, находится на задворках учебного плана и банально не интересен детям?
Я опросил бывших и нынешних учеников, и все едины в том, что дело в практике. Точнее, в ее почти полном отсутствии. Слово — детям:
«Уроки ОБЖ должны углубленно затрагивать тему терроризма и шутинга в школах. За девять классов тема шутинга не была затронута ни разу. А вообще можно было бы к учителю ОБЖ добавить психолога, чтобы тот общался с учениками и предотвращал случаи шутинга учениками».
«Уроки были бы интересны при практике и постоянном взаимодействии с учащимся. Например, если бы нас учили правильной группировке тела при падении или же показывали, как действовать при нападении человека (по типу основ самообороны)».
«Я не знаю точно, как вести себя в случае ЧП. И в свете событий в Казани это пугает. Знаю, что в случае пожара надо оповестить соответствующие структуры и организованно покинуть здание в соответствии с планом эвакуации. Звучит нормально, но почти всегда плохо на практике. Например, я помню, как мы эвакуировались из школы, когда в 2013 году упал метеорит. Все ужасно испугались и действовали необдуманно, кто-то хватал вещи и в панике пытался бежать, кто-то судорожно звонил родным. В школе некоторые классы не были эвакуированы из-за запрета учителя, а на лестницах из-за эвакуации было не протолкнуться. Были бардак и хаос, а так быть не должно. Нужно быть готовым действовать четко и совместно, несмотря на страх».
«Мне кажется, что стоит организовывать встречи с сотрудниками МЧС или полицейскими. Все-таки это специалисты-практики, которые могут многому научить, так как сталкиваются с этим каждый день».
Понимаю, что это ничтожная выборка из нескольких школ. Наверняка есть учителя, к которым дети сбегаются задолго до звонка, и где полный порядок с наглядными пособиями, но общая картина именно такая, какой ее описывают дети.
Хочется верить, что среди всех принятых мер и новых запретов, освоенных бюджетов на системы безопасности и армию росгвардейцев кто-то вспомнит об уроке, которому уделяется всего один час в неделю. Иначе придется строить бетонные стены или раздавать учителям короткоствол.
Согласны с автором?
11 мая 19-летний бывший выпускник казанской гимназии ворвался с оружием в учебное учреждение и устроил стрельбу. В результате погибли семь учеников и двое взрослых, более двадцати раненых госпитализированы. Очевидцы и школьники рассказали подробности пережитого ими ада.
После трагедии в Минпросвещения выпустили специальную методичку для школ.
Всё о трагедии в Казани — в материалах Сети городских порталов. А вот таким образом после событий в столице Татарстана усилили меры безопасности в Челябинске. Вот что думают читатели 74.RU о том, как обеспечена безопасность в школах, где учатся их дети.