Не секрет, что одним из главных факторов при выборе вуза для абитуриента является возможность дальнейшей работы по специальности. Не хотите, чтобы диплом пылился на полке? Тогда стоит выбирать вуз, который входит в десятку лучших в России по трудоустройству. Одним из таких является Челябинский институт путей сообщения, или ЧИПС УрГУПС. Здесь готовят специалистов непосредственно под предприятия, с учетом актуального спроса крупнейших работодателей региона, таких как ОАО «РЖД» и других транспортных и промышленных компаний. По большинству специальностей трудоустройство выпускников составляет 100%. Как вузу удается держать такой показатель вот уже много лет? Почему именно в ЧИПС УрГУПС до сих пор ведут подготовку по программам специалитета? И сколько сегодня реально зарабатывают железнодорожники? На эти и другие вопросы ответил директор ЧИПС УрГУПС Константин Рыбалченко.
— Константин Юрьевич, насколько известно, впервые в России объединение техникумов и вузов произошло на базе Челябинского филиала Уральской государственной академии путей сообщения и Челябинского техникума железнодорожного транспорта. Спустя столько лет как бы вы оценили эту систему непрерывного образования? Она оправдала себя?
— Да, мы были первые, именно по нашему образцу в дальнейшем начали объединяться учебные заведения железнодорожного транспорта других регионов, а следом за ними и другие вузы стали брать под свое крыло техникумы и колледжи, что позволило оптимизировать управленческие процессы и рационально использовать материальную базу. Такой формат удобен и для абитуриента. Если он решил после 9-го класса идти в колледж или техникум, выбор специальности обычно происходит неосознанно, чаще всего решение принимают родители. А получив среднее профессиональное образование, студент самостоятельно осознанно делает выбор. Поэтому многие выпускники подразделения среднего профессионального образования либо сразу выбирают специальности высшего образования у нас, либо идут служить в армию или работать и возвращаются через несколько лет, когда высшее образование становится необходимо для построения успешной карьеры.
— Вы готовите специалистов не только для железной дороги, верно?
— Да, 80% наших выпускников работают на предприятиях ОАО «РЖД», 20% — на других крупных транспортных или промышленных предприятиях УРФО, таких как «Мечел», ЧЦЗ, ЧТПЗ, ЧЭМК, ЧЭРЗ и др. Все они имеют свои собственные железнодорожные цеха, свой внутризаводской подвижной состав, занимаются погрузкой, выгрузкой и т. д. Без специалистов, знающих эту тематику, им просто не обойтись.
Также отмечу, что около 50% наших студентов — это студенты дальней линии, из Челябинской, Оренбургской, Курганской областей, а также бывших союзных республик, то есть всех удаленных участков, где присутствуют предприятия железнодорожного транспорта и есть потребность в работниках.
— Есть ли в вашем институте бюджетные места в этом году? Сложно ли поступить в ЧИПС УрГУПС?
— В этом году, помимо бюджетных мест по образовательным программам среднего профессионального образования, у нас вновь появились бюджетные места на программах высшего образования. Проходной балл ЕГЭ для поступления на бюджет составляет 190–200 баллов. На платные места проходной балл по ЕГЭ ниже. Кроме того, у нас есть целевое обучение. Для студента целевое обучение обеспечивает бесплатную дополнительную подготовку по общеобразовательным и специальным предметам. Работодатель опекает таких студентов на протяжении всего периода обучения.
— То есть ЮУЖД заказывает специалистов под свои потребности?
— Верно, кадровые службы ЮУЖД заранее просчитывают, сколько специалистов им потребуется через несколько лет. Прежде всего, работники требуются на пригородные и линейные станции, где градообразующим предприятием является подразделение ОАО «РЖД», которое и заключает договор о целевом обучении с выпускниками школ с этих территорий.
— Какие направления открыты для абитуриентов в этом году?
— Все программы как среднего профессионального, так и высшего образования мы разрабатываем совместно с работодателями, ознакомиться с ними можно на нашем сайте Chirt.usurt.ru. Мы ждем абитуриентов, которые хотят освоить строительство железных дорог, электроснабжение, эксплуатацию подвижного состава, управление перевозками и прочие железнодорожные специальности.
Кстати, в апреле «Желдортранс» опубликовал результаты рейтинга учебных заведений, реализующих программы среднего профобразования по направлениям работы железнодорожного транспорта. Из 103 учебных заведений России, принимавших участие в рейтинге, ЧИПС УрГУПС занял 1-е место.
— С какого курса у ребят начинается практика?
— Учебная практика начинается уже после 2-го курса. Ее цель — закрепить теоретические знания, и для этого у нас есть хорошая материальная база: 5 учебных мастерских, собственный полигон железнодорожной техники, а также учебно-геодезический лагерь «Экспресс» на озере Чебаркуль.
Производственная практика начинается после 3-го курса по программам среднего профессионального образования и после 4-го курса — для высшего образования. Здесь студенты проходят практику уже на реальных рабочих местах, и чаще всего эта практика оплачиваема. Как правило, после выпуска ребята остаются там работать.
И последний этап — преддипломная практика — это реальное проектирование по темам, утвержденным предприятиями ЮУЖД, лучшие студенты выполняют данные проекты, получая за это денежное вознаграждение от работодателя.
— Ваш вуз один из немногих, где остались программы специалитета. Почему?
— В таких стратегически важных отраслях мы должны ориентироваться на многолетний опыт и практику, готовить настоящих профессионалов. Например, как и в аэрокосмической отрасли, мы готовим диспетчеров. Они составляют график движения поездов, отвечают за безопасность. Представьте себе экран площадью 30 кв. м, где работник наблюдает за движением поездов всей сети ЮУЖД в режиме реального времени и обязан реагировать на всё происходящее и при необходимости принимать решения Это очень серьезная работа! Для выполнения такой работы нужна глубокая подготовка. И, конечно, 5 лет обучения — это тот самый срок, который необходим для качественной подготовки специалиста.
— ОАО «РЖД» — одна из крупнейших транспортных компаний мира. Наверное, новые кадры требуются туда постоянно?
— Конечно, кадровая политика в ОАО «РЖД» на первом месте. Проводится огромная совместная работа с образовательными организациями по подготовке и отбору специалистов. Поэтому мы готовим их столько, сколько необходимо для предприятий. Например, на ЮУЖД средний возраст работников на сегодня — 40 лет, 35% работников при этом младше 30 лет, поэтому молодые специалисты — наши выпускники — всегда востребованы.
— На каких специалистов спрос все-таки больше?
— Инженерные специальности признаны приоритетными на уровне правительства. Сегодня стремительно развиваются новые технологии, совершаются открытия, внедряются новые разработки во всех отраслях. А инженеры для железнодорожного транспорта, необходимы вдвойне, поскольку железная дорога — это в первую очередь техника.
— В 2020 году между ОАО «РЖД» и университетскими комплексами железнодорожного транспорта была подписана программа взаимодействия до 2025 года. В чем ее суть?
— Согласно этой программе материальная база вузов нашей направленности будет оснащена современными тренажерами. По этой программе: компанией ОАО РЖД для института приобретено и смонтировано 2 тренажерных комплекса стоимостью почти 30 миллионов рублей. Новое оборудование позволит вести более качественную подготовку, в этом заинтересованы и мы, и предприятия.
Кроме того, до конца 2021 года согласно этой программе в институте будет открыта бренд-зона ОАО «РЖД», которая будет включать оформленную в корпоративном стиле ОАО «РЖД» лекционную аудиторию, где мы будем проводить совместные мероприятия: семинары, лекции и мастер-классы, и коворкинг-зону. Это специализированная площадка, где студенты смогут в комфортных условиях совместно работать над реализацией своих идей в свободное от учебы время.
— Правда ли, что средний уровень зарплаты у ваших выпускников выше, чем средняя зарплата по региону?
— Да, наши выпускники в среднем зарабатывают 46 000–50 000 рублей. Причем это касается всех предприятий ЮУЖД, неважно, работаешь ты в Челябинске или в Карталах. Железная дорога — это всегда стабильность и надежность, именно по этой причине всё больше абитуриентов выбирают наш институт.
— Расскажите, как проходит обычный день студента в вашем вузе? Чем ребята занимаются помимо обучения?
— У нас есть множество направлений для саморазвития и активного досуга, поэтому студенты могут выбирать то, что им нравится. Одни с удовольствием занимаются научной деятельностью, участвуют в олимпиадах, другие предпочитают спорт или творчество.
Также у нас работает 10 бесплатных спортивных секций, кроме того, студенты регулярно занимаются на стадионе «Локомотив». Для любителей творчества у нас есть театр, кружки вокала и танца, студия художественного слова — все репетиции проходят во Дворце культуры железнодорожников. Кстати, еще один важный показатель — 100% наших студентов являются членами профсоюзной организации «РОСПРОФЖЕЛ».
Но главной все-таки остается профессиональная подготовка, и поэтому ЧИПС УрГУПС имеет хороший опыт участия студентов в конкурсах профессионального мастерства и чемпионатах «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia), где наши студенты занимают призовые места. В 2020 году в чемпионате «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) Челябинской области наши студенты заняли 1-е и 2-е место по двум компетенциям и вышли в финал национального чемпионата по компетенции «Экспедирование грузов».
Студенческий отряд «ЛОКОМОТИВ» дважды признан лучшим строительным отрядом Челябинской области. Стройотрядовцы принимали участие в подготовке объектов Сочи к Олимпиаде и строительстве других важных объектов. Студентам в нашем институте некогда скучать.
— Вы говорили, что много студентов поступают в ЧИПС УрГУПС из области. Предоставляется ли им жилье?
— Мы предоставляем общежитие всем, в том числе иностранным студентам, и студентам, обучающимся на платной основе.
Кстати, в 2019-м мы впервые прошли государственную аккредитацию программ высшего образования на полный цикл обучения. Если раньше студенты последних курсов ехали доучиваться в Екатеринбург, то сегодня они заканчивают обучение в Челябинске. Это намного удобней и избавляет студентов и их родителей от лишних расходов.
— Приемная кампания в ЧИПС УрГУПС уже началась?
— Да, с 17 мая мы ждем студентов, поступающих на заочную форму обучения для получения высшего образования. Прием продлится до сентября. Набор на очное обучение, как и во всех других вузах, будет открыт с 20 июня. Прием на программы среднего профессионального образования продлится с 15 июня по 15 августа.
Ознакомиться подробнее с программами ЧИПС УрГУПС можно на сайте Chirt.usurt.ru, по адресу Цвиллинга, 56 или по телефонам приемной комиссии: +7 (351) 219-07-07, + 7 (351) 219-07-71.