В редакцию 74.RU обратился отец второклассницы Сергей, он возмущен тяжестью рюкзака, который носит в школу его дочка. Мужчина уверяет, что портфель с учебниками, папками для уроков технологии и изо, спортивной формой для физкультуры весит 8–9 килограммов. Мы подняли нормативы, сколько должен весить школьный ранец. А еще задались вопросом, почему в школах Челябинска не делают специальные шкафчики для учеников. К слову, в области есть такой опыт. Например, в снежинской гимназии у каждого школьника (а их 840) своя ячейка с ключиком для хранения личных вещей — прямо как в американских фильмах.
— Это реальная проблема: дети в школу ходят с рюкзаками, кульками, пакетами, — говорит Сергей. — Я каждый день отвожу дочь в школу, и рюкзак с каждым днем всё больше и больше. Я взял и взвесил его — 5,5 килограмма. Это не считая, что дочь еще понесла вторую обувь, потом у нее еще физкультура — это плюс кроссовки со спортивным костюмом. На технологию еще один пакет — там тоже килограмма полтора. Килограммов 8–9 собирается. Я сам, когда всё это несу, девять килограммов для меня чувствительны. А каково ребенку, которому восемь лет?
Сергей считает, что проблема тяжелых школьных рюкзаков решаема.
— У нас дети в будущем будут либо тяжелоатлетами, либо хронические заболевания позвоночника будут иметь, — переживает отец. — А самое важное, что эта проблема решается легко. Российские школы подтягивают под уровень некоего европейского стандарта, чтобы детям было комфортно и удобно учиться. Какие-то вещи подтянули, а про какие-то забыли. Ведь в Европе у каждого ученика при входе в коридоре есть свой ящичек, который закрывается. И это можно реализовать в любой челябинской школе. Всего лишь ящик для каждого ученика сделать один раз, и он будет действовать на протяжении многих лет.
Надо понимать, что с Сергеем согласятся многие родители, особенно те, чьи дети учатся в начальной школе.
— У моего сына портфель — семь килограммов, там всё: и вторая обувь, и форма для физкультуры, — рассказала мама третьеклассника Мария. — Теоретически можно было бы вытащить это и носить отдельно, но убедить сына в этом не получается, ему удобно, когда всё вместе за спиной: так точно не потеряется.
— У нас портфель весит около шести килограммов, я считаю, что это ужасно, так и надорваться можно, — говорит другая мама. — Я в магазин хожу, и у меня пакеты с продуктами меньше весят.
— У нас ортопедический портфель, он сам по себе тяжелый, с учебниками и тетрадями — четыре килограмма, — прислала фото еще одна родительница.
Меж тем существуют совершенно четкие санитарные нормы и правила, каким должен быть вес рюкзака школьника.
— Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей для обучающихся 1–2-х классов не должен превышать 1,5 кг, для обучающихся 3–4-х классов — не более 2 кг, 5–6-х классов — не более 2,5 кг, 7–8-х классов — не более 3,5 кг, 9–11-х классов — не более 4 кг, — говорится в рекомендациях Роспотребнадзора.
Кроме того, вес портфелей, школьных ранцев и аналогичных изделий без учебников должен быть для обучающихся начальных классов не более 700 граммов и для обучающихся средних и старших классов — не более 1 килограмма.
Но СанПиНы, судя по обратной связи от родителей, не работают на практике. Облегчить в прямом смысле жизнь школьникам могли бы шкафчики, о которых упоминал выше отец второклассницы Сергей. В городском комитете по делам образования 74.RU сообщили, что «при наличии возможности в образовательных организациях могут быть организованы места для хранения личных вещей обучающихся». Но школ в Челябинске, где шкафчики были бы для всех учеников, нет. Зато такой опыт есть в гимназии № 127 Снежинска. Там учится 840 детей, и у всех есть ячейки под ключ.
— Это обыкновенные сумочные ячейки, как в магазинах. Дети там оставляют вторую обувь, папки по изо и технологии, учебники, которые не нужны, какие-то личные вещи, — рассказала 74.RU заместитель директора по административно-хозяйственной работе гимназии № 127 Валентина Комиссарова. — По всей школе у нас заставлены все стены, все шкафчики красивые, жизнерадостный цвет выбрали — оранжевый. Когда дети оканчивают начальную школу, они получают новые шкафчики — пятых классов. А свои отдают первоклассникам. Пятые же классы получают ключики от 11-классников. Один ключ находится у ребенка, второй — у учителя, по желанию родители могут себе также сделать ключ. И еще у нас есть практика: когда приходят первые классы, мы собираем по 100 рублей на замочки, потому что они часто ломаются.
По словам Валентины Комиссаровой, такие шкафы появились не за один год, а деньги на них собирали родители.
— Первые шкафчики мы поставили давно, кто сдавал деньги, тому и ставили, собирали по 800 рублей, но сейчас они в три раза стали дороже. Но многие согласны, потому что это удобно, — добавила замдиректора. — Правда, при установке есть свои нюансы, например ширина прохода по коридору должна быть не менее 1 метра 20 сантиметров — по противопожарной безопасности.
В Челябинске есть школы, где для учеников начальных классов оборудованы специальные места для хранения вещей, но их не так много. Потому что для школ это затратно.
— У нас есть шкафчики для детей с 1-го по 4-й класс, они в виде длинного пенала и стоят в кабинетах, — рассказал 74.RU директор школы № 17 Николай Колодий. — Ученики оставляют там верхнюю одежду, вторую обувь, также есть места для хранения папок по технологии и изо. С инициативой о шкафах администрация школы выходила к родителям, чтобы детям было удобно, чтобы они не спотыкались друг о друга в гардеробе. Да, школа может финансировать такие шкафы как учебную мебель, почему нет. Но это большая нагрузка бюджетная. Поэтому можно поговорить с родительской общественностью, найти социальных партнеров. Если родители не согласны, мы сами находим какие-то возможности и постепенно делаем это. Хотя бы по 1–2 кабинета в год, я думаю, любая школа могла бы провести такую работу.
В школе № 75 с легкими рюкзаками ходят ученики, которые посещают класс полного дня. Они действительно оставляют учебники в своих шкафчиках.
— У нас есть образовательный проект в начальной школе — класс полного дня, где дети после основных уроков посещают дополнительные программы, — рассказала директор школы № 75 Елена Пагнаева. — Чтобы детей разгрузить, мы организовали эти шкафчики, где они оставляют спортивную форму и забирают ее только в конце недели, чтобы постирать. Также там хранятся папки на технологию, на изо, плюс принадлежности для секций. И поскольку они выполняют домашнее задание в школе, то в шкафчиках остаются учебники, они берут их домой по желанию. Например, если родители чувствуют, что нужно дополнительно позаниматься с ребенком.
Директор школы № 75 Елена Пагнаева признается, что когда-то размышляла о том, чтобы все ее ученики ходили налегке.
— Если в Финляндии не задают домашнее задание, то там дети и не носят учебники. Но у нас эта система не работает, — рассуждает директор. — А если всем поставить шкафчики и хранить там учебники, тогда необходимо будет приобретать второй комплект — для дома. Иначе как делать домашнее задание. Но я думаю, что это нереально, потому что затратно. Я еще давно рассматривала вот какой вариант — на каждую парту купить электронные учебники, а книжные были бы у детей дома. Но проблема в том, что надо закачивать лицензионное программное обеспечение, плюс их надо подзаряжать, да и сбой может произойти в системе, поэтому отказалась от этой идеи.
За границей идею электронных учебников уже претворили в жизнь. Челябинка Ирина Зотова, переехавшая с семьей в США, рассказала, как ходит в школу ее ребенок в Северной Каролине.
— Школьники носят только хромбук (линейка ноутбуков, работающих под управлением операционной системы Chrome OS. — Прим. ред.) и тонюсенькую папочку, в которой 2–3 листочка, — рассказала 74.RU Ирина. — Обычные учебники у них тоже есть, они лежат в партах. У парты есть полка внизу. Там лежат учебники, тетради, канцелярия. У каждого есть ящик в классе, где дети могут хранить свои вещи: кофту, бутылку для воды, салфетки. Что хочешь. У учителя есть компьютер и большой телевизор рядом с доской. Она им показывает презентации и учебные материалы.
По словам Ирины, в хромбуке американские дети выполняют часть заданий, контрольные.
— Читают книжки они тоже в хромбуке, там есть онлайн-библиотека с подборкой книг по возрасту и по уровням сложности, — продолжила эмигрировавшая челябинка. — По математике в классе лежит толстый учебник — рабочая тетрадь. Английский обычно распечатывают на листочках, принтер стоит на столе у учителя. Форму на физру в младшей школе дети не носят, в этот день они приходят на занятия в штанах и в кроссовках. Так и ходят весь день. В старших классах там очень много разных физкультур, и ребенок носит то, что нужно для его класса. Кто-то ходит в бассейн при школе, кто-то в футбол играет, кто-то — на роликах, кто — чирлидинг или фитнес.
Ирина говорит, что в старших классах школьники меняют хромбуки на макбуки (ноутбук от компании Apple. — Прим. ред).
— Все учебники онлайн, но старшеклассники занимаются по учебникам только в классе, дома они не нужны. Дома у них только практика — доклады, сочинения, анализы, — объяснила Ирина. — Для этого мы покупаем пачки с разлинованными листами с дырками для скоросшивателя. Дети пишут на листочках, потом в классе это подшивается в папки на кольцах. За компьютеры родители не платят. Покупают только карандаши, наушники и бумагу. Если семья бедная или родители забыли купить, то им в школе всё раздают. До ковида еще были школы, где у детей не было компов. Но сейчас, мне кажется, уже нет таких. В том году был период, когда школы массово скупали хромбуки — и их было не найти.
Но вернемся в реальность. Пока челябинские школьники продолжают носить тяжелые ранцы, мы спросили заведующую челябинского городского детского травмпункта Анну Быкову, влияет ли вес рюкзака на здоровье ребенка.
— Нестрашно, что ребенок носит тяжелый рюкзак, во всём мире доказано, что вес портфеля не влияет на формирование каких-либо отклонений, связанных с опорно-двигательным аппаратом, — прокомментировала Анна Быкова. — Самое главное, чтобы рюкзак был адекватно подобран, чтобы у него были удобные комфортные лямки, чтобы он не висел на плечах, а фиксировался за поясницу — как рюкзак у туриста. Давайте признаем, что большинство родителей выбирают рюкзак по красоте, а не по его функциональным характеристикам, а потом начинают жаловаться на то, что у ребенка спина болит. Так спина болит оттого, что рюкзак неправильно подобран, а не оттого, что он тяжелый. Иначе бы туристы были повально со сколиозами.
Специалист дала советы, как правильно выбрать школьный рюкзак:
— Основная фиксирующая лямка должна крепиться за поясницу, то есть туда должен приходиться весь основной вес. Лямки, которые крепятся за плечи, должны просто распределять вес, чтобы рюкзак не хлопал по спине. Ну и должна быть жесткая спинка, чтобы всё, что лежит внутри, не оставляло отпечатки в виде синяков на спине у ребенка.