Госдума 6 декабря приняла закон об ограничении телефонов в школах. Он запрещает детям пользоваться мобильниками на уроках, за исключением экстренных случаев. Как к этому отнеслись руководители школ и родители учеников в Челябинске? Приводим их мнения.
Что говорят в школах
Запрет телефонов на уроках большинство сотрудников школ приветствуют, ведь для учителей это наболевшая тема.
— Об этой проблеме говорили уже давно, и в целом закон мы считаем актуальным, потому что использование сотовых телефонов не в учебных целях отвлекает ребят от получения знаний, — считает директор Образовательного центра № 5 Евгений Марченко. — В то же время мы понимаем, что законодатель разрешил использовать иные средства компьютеризации во время образовательного процесса, здесь на это запрета нет. Также запрета нет на использование сотовых телефонов, в принципе, в школе, запрет стоит только на использование во время уроков, учебной деятельности, в принципе, эта норма имеет место быть.
При этом некоторые руководители не против запретить телефоны и на переменах.
— Проблема в том, что дети сидят на переменах в этих телефонах. И парадокс заключается в том, что четверо мальчишек в одну игру играют и рядом сидят, но каждый в своем телефоне, — говорит директор гимназии № 96 Жанна Рыжкова. — Это наносит вред, захламляет им головы, они используют игры, которые и в младшем возрасте, и в среднем, и в старшем определяют зависимость ребенка от телефона, вот в чем беда.
Опять же полностью отказаться от телефонов школы не готовы.
— Например, заболел ребенок, он может дистанционно проходить обучение дома, есть новые очень хорошие технологии, которые помогают дистанционно проходить материал — очень доступно, очень интересно, например, на таких платформах как Учи.ру, РЭШ. Вот сейчас холода наступили, учителя могут работать с детьми в такой форме, — добавляет руководитель гимназии.
Что касается применения закона на практике, наши собеседники отмечают, что этот вопрос в большинстве образовательных учреждений уже отработан.
— Мы стараемся всегда договариваться, с родителями в первую очередь, все-таки телефоны приобретают родители, — объясняет Жанна Рыжкова. — Конфликтных ситуаций, по крайней мере в нашей школе, особо нет, мы просто говорим: «Убери телефон» или «Отключи звук». Если ребенок в этот телефон уткнулся во время образовательного процесса, то для учителя допустимо с точки зрения этики сказать: «Ты можешь отдать мне телефон?» Дети, как правило, отдают, нет такого, чтобы кто-то сказал: «Нет, я вам его не отдам», это очень редкий случай.
В ОЦ № 5 тоже научились договариваться с детьми.
— Если мы говорим о ребятах начальной и основной школы, то при входе в класс есть либо специальное место, либо это стол учителя, ребята выключают звук и кладут телефоны на видное место, чтобы они были в поле зрения, — рассказывает Евгений Марченко. — Если мы говорим о старшей школе, то здесь ребята уже более взрослые, они в основном телефоны сдают только во время контрольных работ, а во время учебного процесса — просто убирают в портфель. Ребята это уже понимают, им не надо доказывать необходимость этой функции.
«Новый бессмысленный закон»
Родители же к новому закону в большинстве случаев относятся скептически.
— Кажется, что этот закон мало что поменяет. В большинстве школ внутренними документами и так запрещено использование телефонов на уроках, — рассуждает мама пятиклассника Ирина. — Насколько я поняла, новый закон не предусматривает ни для кого из сторон никаких санкций. И что мы имеем? Дети по-прежнему будут нарушать, пытаясь поиграть под партой. Учителя по-прежнему будут ловить их на этом и сообщать родителям. Родители по-прежнему будут клясться, что проведут с чадом беседу. Разве что подростки теперь не смогут кричать учителям в лицо: «Не имеете права забирать!» Что ж, и то хорошо. По опыту нашей школы, проблема телефонов далеко не только на уроках. На переменах дети ничем не занимаются, только сидят в играх и соцсетях. Снимают одноклассников, которые им не по душе, выкладывают в соцсети, буллят. Опаздывают на уроки из-за того, что засиделись в телефонах. Это все про перемены. С этими проблемами новый бессмысленный закон, вряд ли, поможет справиться.
— На мой взгляд, сам по себе запрет на использование сотовых на уроке — решение хорошее. Другой вопрос, нужно ли было для этого закон принимать или достаточно отдать на уровень директоров школ? Опять же вопрос: ну, принес ученик на урок телефон и отказался сдавать, тогда что? Забрать его учитель не имеет права. Не пустить на урок ученика тоже нельзя. И что ему делать, полицию вызывать? — задается вопросом отец ученицы начальной школы Александр. — Какие меры можно предпринять в отношении несовершеннолетних в этом случае? Идея неплохая, но реализация, похоже, подкачает.
Но в целом взрослые больше за, чем против.
— Я бы вообще запретил телефоны в школу носить, особенно в начальных классах, — говорит отец первоклассницы Михаил. — Мне кажется в таком возрасте дети вообще не понимают, зачем им телефон в школе. Наверное, родители дают его на экстренный случай, но кто он такой — этот случай? Поэтому они просто играют в него (и ладно бы только на переменах) или видосы тупые смотрят.
— Запрет на телефоны в школе — это хорошо. На переменах дети будут хотя бы шевелиться, а не в игры резаться — дома этого достаточно, — поддерживает Дарья. — А что касается получения знаний, так их надо получать через учебники, библиотеки, а не через смартфон и «Википедию».
А как вы относитесь к запрету телефонов в школах?
Напомним, законодательный запрет на пользование детьми телефонами на уроках анонсировали осенью, а депутат Госдумы от Челябинской области Яна Лантратова такое предложение министру просвещения направила еще в мае. Мы ранее уже спрашивали родителей и учителей, что они об этом думают.