Уже несколько лет в Челябинске работает центр для дошкольников, где помогают подружиться с математикой с детства — необычным, на первый взгляд, способом. На занятиях ученики бегают по кабинету, строят башни и ищут сокровища, но это не мешает им буквально на лету осваивать арифметику и геометрию, тренировать смекалку и логику. Некоторые родители поначалу относятся скептически, но потом с удивлением отмечают: дети даже домашку делают с радостью. В школе они прекрасно сидят за партами и легко схватывают материал, а кто-то ко второму классу и сам готов помогать учителям. В чём секрет, рассказывает руководитель дошкольного отделения «Просто класс» Ира Сергеевна Солопейкина.
«Мышематика» добралась до Челябинска
— Как возникла идея открыть в Челябинске центр с таким смелым подходом? С чего всё началось?
— Еще в школе я поняла, что люблю математику и детей. Поступила в педагогический университет, подрабатывала репетитором, а после третьего курса по совету знакомых устроилась в «Просто класс» Сергея Волкова. Правда, не преподавателем, а администратором. К тому времени я уже понимала, что быть школьным учителем точно не хочу, но и совсем уходить из сферы образования — тоже.
Однажды Сергей Анатольевич заболел и попросил меня заменить его на занятиях — это была олимпиадная математика для 4-х классов. И мне так понравилось! Захотелось еще, я стала вести две группы четвероклашек, а Сергей Анатольевич наблюдал за всем этим — и предложил попробовать и с детками помладше. Показал тетрадочку «Мышематики» Жени Кац, я полистала и загорелась: «Хочу так же! Куда ехать? Куда бежать?» Окончила пятый курс и сразу поехала на обучение в Москву. Жила и училась там два месяца, проходила стажировку, успешно сдала аттестацию — и стала первым педагогом, которому автор методики разрешила вести «Мышематику» вне Москвы.
«Мышематика» — авторская методика обучения детей математике в игре и движении, которую придумала Женя Кац. На занятиях дети развивают арифметические навыки, пространственное мышление и мелкую моторику. Сейчас в России всего около 30 сертифицированных преподавателей, и большинство из них работает в Москве и Подмосковье.
— Челябинску повезло: у детей появилась возможность вживую заниматься по модной столичной методике.
— Да, но поначалу было тяжело, мало кто знал про «Мышематику». В первый поток набралось две группы по четыре человека. Но я не сдавалась, меня настолько увлекала сама идея игровой математики! После каждого занятия отправляла родителям в чат подробный текстовый отчет, фотографии и видео. Люди начали делиться, благодарить, выкладывать отзывы — и так, по сарафанному радио, пошел поток детей. Мы с Сергеем Анатольевичем даже привозили Женю к нам, она провела семинар для родителей и педагогов и игротеку для детей. Всего через год количество учеников уже перевалило за сотню.
У меня появилась ассистентка — моя одногруппница Сашенька, она тоже прошла обучение в Москве. В какой-то момент дошкольников стало так много, что мы переехали в отдельный большой офис, затем по многочисленным просьбам родителей дошкольное отделение заработало не только в центре, но и на Северо-Западе.
Математика — не только про цифры и счет
— Чем так полюбились занятия? Сейчас ведь столько разных центров и кружков для дошколят…
— Часто подготовка к школе сводится к тому, что дети по несколько часов сидят за партами и выполняют задания на листочках. У нас всё в движении. Мы считаем не предметы на распечатке, а шаги до кошки, например. «Ты, Вася, теперь котенок. Милана, сколько тебе надо сделать шагов, чтобы котенка погладить?» И они на глаз оценивают, а затем шагают и считают в процессе свои шаги. Если не дошли — смотрят, а сколько еще не хватает? Задание можно усложнить: идти великанскими шагами или лилипутскими.
Нас часто спрашивают: «Почему на ваших математических занятиях дети ползают, бегают, прыгают?» Дети не просто бегают — они при этом выполняют математические упражнения.
Работаем с кубиками Никитина, палочками, мозаикой, нумиконом — это счетный материал с разноцветными деталями, из которых еще можно складывать картинки. Есть детальки с одной дырочкой, с двумя — и так до десяти. И дети очень хорошо запоминают и понимают цифры, ведь они не просто на рисунок посмотрели, а пальчиком потрогали каждое отверстие.
Иногда родители четырехлеток удивляются: зачем на занятиях складывать кубики и мозаики, пора бы научиться считать. Но ведь математика — это не только про счет. Математику надо щупать, трогать, вертеть, крутить, играть в неё, а не сидеть и зубрить цифры. Детей обычно «натаскивают» на арифметику, а потом в школе они вдруг сталкиваются с таким предметом, как геометрия… Мы готовим к этому с детства. В классах целые стеллажи с различными материалами, настольных игр тоже невероятное количество — на логику, арифметику, геометрию.
Кстати, одна мама даже отказалась водить к нам ребенка, потому что после занятия он вышел довольный и сказал: «Мы так здорово играли!» Есть такой стереотип, к сожалению, что обучение должно быть серьезным и скучным, а не увлекательным и интересным — в игре.
Без парт и скучных заданий
— Через игру дети как раз и учатся?
— Игра — это очень понятный формат для детей, поэтому через игру дети лучше всего понимают и усваивают всё новое. Нас часто спрашивают: «Почему на ваших математических занятиях дети ползают, бегают, прыгают?» Дети у нас не просто бегают, ползают и прыгают — они при этом выполняют математические упражнения.
В этом и заключается идея игровой математики. Даже шумные и подвижные игры у нас не просто «беготня», а математические. Играем в сову и птичек: пока совушка спит, птички летают по кабинету. Сова добрая и заранее предупреждает, что прилетит — скажем, на счет 5. Значит, когда я досчитаю до пяти, нужно спрятаться. С ребятами постарше хитрая совушка может считать по-особенному — например, через одно число. Дети на слух учатся воспринимать числовой ряд.
Есть игра на отрицание «Сломанные роботы» — дети ее обожают. Им нравится сам факт, что можно делать то, что запрещают. Говорю не бегать — значит, нужно бегать. А уж когда я прошу: «Роботы, не кричите!» — соседняя аудитория, наверное, вешается (смеется). Но есть детки, которым это необходимо, — вот просто не получится заниматься дальше, пока мы активно не поиграем. С четырехлетками у нас вообще занятие начинается с полосы препятствий: мы 10 минут носимся, дети проползают через трубу, топают по нейроковрикам, кувыркаются.
К первому классу дети уже спокойно могут сидеть за партой, они готовы. При этом они набегались, наигрались, у них было счастливое детство.
— Легко потом переключиться на более спокойные занятия?
— Для этого тоже есть игра. Кто может правой рукой дотронуться до левого уха? Всё, мозг тут же включается. Теперь левой рукой до правой коленки! А кто может тише-тише всех сесть? Готово, теперь это отличная группа, с которой можно спокойно работать.
Многое, конечно, зависит от возраста: с пятилетками мы успеваем сыграть в две-три подвижных игры, с шестилетками достаточно разок побегать — к первому классу дети уже спокойно могут сидеть за партой, они готовы. При этом они набегались, наигрались, у них было счастливое детство.
Мы тренируем разные навыки — не только математику. Я очень люблю придумывать тематические занятия. Осенью мы устроили настоящий листопад: разбросали по классу заламинированные листья различных деревьев, а потом собирали, считали и изучали. До занятия никто не знал, например, про вяз, а ведь у него листья такие своеобразные, похожие на ежика. Чем не занятие по окружающему миру?
Да, мы не занимаемся прицельно русским языком. Но я всех детей призываю подписывать свои работы. Говорю, что у нас живет гном, который неподписанные листочки может присвоить себе (улыбается). Если имя длинное, ребенок сначала пишет только первую букву, с остальными помогаю. В следующий раз напишет две буквы — и к концу года дети умеют писать свое имя, все домашки сами подписывают.
— У малышей и домашние задания есть?
— Да, мы называем их «листочек для радости». То есть задания не обязательные, но ребята сами просят: можно сделать, принести и получить наклейку. Дети их коллекционируют и даже блокнотики заводят специальные.
Влюбляют в математику с детства
— Имеет ли значение уровень подготовки ребенка? У школьников есть отдельные группы олимпиадной математики и повышения успеваемости. А у дошколят?
— К нам приходят абсолютно разные ребята. После занятия я обязательно анализирую успехи и сложности каждого ученика: что получилось, что не получилось, как можно помочь. Вот Вася левша, куплю ножницы специальные. Петя карандаш не держит — используем насадку, чтобы ему было удобнее. Маша никак не запомнит, как выглядят цифры, — бегу к маме, прошу дома из теста лепить каждую цифру с Машей. Был ребенок, который категорически отказывался рисовать карандашами. И вот такие глаза у него были, когда я принесла пластилин воздушный. Говорю, крась пластилином! Он согласился — и был в таком восторге.
— А по возрасту есть ограничения?
— Мы набираем детей с четырех-пяти лет — и до первого класса. Часто обращаются родители трехлеток, просят взять детей на занятия. Раньше я отказывалась, но однажды меня уговорили попробовать. Девочке было три с половиной, и она уже многое знала и умела, ловко вырезала ножницами — так что иногда принимаем и деток помладше. Кроме «Мышематики» у нас есть группы подготовки к школе для детей с шести лет, их ведет Людмила Степановна, очень опытный педагог.
Ценно, что детки, которые начинали ходить с самой младшей группы, обычно остаются с нами вплоть до школы — им очень нравится. Одна моя ученица, Милана, сейчас учится во втором классе, но она настолько полюбила «Мышематику», что теперь просится к нам на каждое мероприятие, помогает. Она и в лагере нашем была вожатой, и на Хеллоуине недавно вела игротеку.
— Расскажите, что за лагерь?
— В какой-то момент я поняла, что мне мало 45 минут с детьми. На занятии я в первую очередь учитель: дети должны зайти в кабинет и выйти с рюкзачком знаний. А мне-то еще и поиграть хочется, и какие-то поделки вместе сделать. Так появился городской лагерь для детей. Там и «Мышематика», и творческие мастерские, и различные сказки, постановки, прогулки. Нет такого, что дети играют сами по себе, а воспитатель сидит в телефоне. Родители нам потом говорят, что после лагеря ребенок спит всю ночь без задних ног — столько впечатлений у него за день. Многие записываются сразу на несколько смен, и мы продумываем программу, чтобы не повторяться. Большинство мест обычно занимают еще в феврале.
— Лагерь работает только летом?
— Да, а в течение года мы устраиваем для учеников праздники. Недавно первый раз провели праздник осени. Дети рисовали, делали поделку, звали осень. И когда она вошла — нарядная, в венке из листьев — все так радовались и кричали: «Это же осень!», давай с ней фотографироваться и танцевать.
Самый мой любимый — праздник фонариков. Вместе мастерим фонарики, и дети идут искать гномьи сокровища. Мы даже сшили им специальные колпаки с бубенчиками, они выходят на улицу и поют: «Гори, сияй, мой фонарик». На полянке, украшенной гирляндами, их встречает гном, дает задания, мы водим хороводы — получается всегда очень душевно.
Самое время присоединиться
— Сейчас учебный год в разгаре — есть ли шанс записаться на занятия или нужно ждать следующей осени?
— Группы уже сформированы, все места были заняты летом. Но родители продолжают писать и звонить, поэтому с 18 ноября мы запускаем новые группы для детей 4, 5 и 6 лет. Занятия проходят раз в неделю, в центре или на Северо-Западе — можно написать нам в группе во «ВКонтакте» или позвонить по телефону +7 982 331-74-74.
Этой осенью «Просто класс» вошел в топ-10 образовательных центров Челябинска. Прямо сейчас можно поддержать любимых преподавателей в финале Народной премии 74.RU и проголосовать за «Просто класс» в номинации «Образовательный центр года».
«Просто класс»:
Энгельса, 36а (дошкольники и 1-й класс);
Комсомольский проспект, 143, школа «Искатели» в «Ньютоне» («Мышематика» для дошкольников);
тел.: +7 982 331-74-74 (Телеграм, WhatsApp);
«ВКонтакте»;
заполнить заявку на обучение.