
Если так пойдет, мы увидим пустые классы
Колонка журналиста 74.RU Артема Краснова о задержках зарплат и сокращениях в челябинском педуниверситете (ЮуРГГПУ) вызвала активную обратную связь читателей, и многие указывали, что описанные проблемы вуза стоит рассматривать в более широком контексте — как симптом кризиса во всей системе образования. Артем суммировал мнения читателей, многие из которых сами работали или работают в системе образования.
Если изложить многие ваши комментарии в одной фразе, получится примерно так:
— Это не просто демонтаж педвуза. Идет постепенный демонтаж всего образования.
Бывшие учителя справедливо написали мне, что дефицит учителей в школах, помимо нехватки выпускников педвуза, имеет и вторую важную причину — уход сотрудников школ в репетиторство или близкие профессии.
Поводов к этому два. С одной стороны, потеря интереса к работе именно в рамках школы из-за нервозности, тяжелой атмосферы, потери престижа профессии, забюрокраченности и отсутствия способов воздействия на учеников. Учителя чувствуют прессинг, бессилие и быстро выгорают. С другой стороны, материальный аспект: чиновники от образования часто пускают пыль в глаза высшему начальству, рисуя на бумаге красивые цифры зарплат и повышений. В реальности же, говорят бывшие учителя, чтобы получать условные 60 тысяч рублей, нужно жить в школе. Это больше похоже на форс-мажор, чем на нормальную работу. А еще есть система «отрицательного повышения зарплат» — это когда, например, добавляя к окладу Х процентов, снимают доплаты в размере 3Х или 5Х, и в итоге люди получают меньше или вынуждены работать больше.
Учителям выгоднее уходить в репетиторы: бюрократия нулевая, доход выше, контакт с учеником прямой, а родители настроены лояльно. Образование, как и медицина, постепенно дрейфует в сторону платных услуг, и для получения хороших шансов поступить в вуз помощь репетитора становится вроде цехового стандарта.
Но даже в таком ключе попытки «оптимизировать» педвуз (а проще говоря, сократить его персонал и набор) выглядят деструктивно, потому что тех же репетиторов нужно где-то готовить. Иначе через пять лет детей будут учить интернет-коучи — физика, гомеопатия и карты Таро в одном курсе.
Падение престижа профессии — отдельная тема. Многие выпускники педвуза писали, что 20-25 лет назад он был вполне состоятельным и в нем чувствовалась жизнь, а преподаватели старой школы давали мощный заряд уважения к профессии. Сейчас тех «зубров» нет, а обстановка в вузе… Про туалеты я писал в прошлой колонке, а ниже снимок, который одна из сотрудниц прислала после выхода статьи, попросив не называть ее имени (страх репрессий).

Обстановка в педвузе. Я и раньше слышал о текущих трубах, и это, как мне кажется, первичная проблема, чем привлечение иностранных студентов
Но дело не только в педвузе — вероятно, он лишь следствие общей тенденции. Потому что и в самих школах на учителей смотрят примерно как на обслуживающий персонал, который должен батрачить и выполнять план. Давление идет с разных сторон: от руководства, от родителей, от самих учеников. Я не идеализирую времена своего школьничества, и мама тоже ходила на разборки с учителями (я давал для этого поводы). Но в то время учитель был авторитетом, а хороший учитель — кумиром. Сейчас в силу разных факторов учителя имеют всё меньше статусности, что делает их удобной мишенью. Есть и обратная проблема: падение уровня подготовки приводит к появлению учителей-самодуров, которые не столько учат детей, сколько нервируют. Когда сын был маленьким, учитель физкультуры жаловалась на их класс, потому что те бегали на уроке. Я это рассказываю как анекдот.
Учитель должен быть хорошо образован, уверен в себе и эмпатичен к детям. Даже к трудным. Даже к сложным. Министерская бюрократия и крючкотворство не имеют отношения к образованию, потому что образование — это не количество проставленных галочек на тестах. Образование, помимо прочего, еще и очень личный, индивидуальный процесс, который нельзя полностью формализовать. Я писал про свою любимую учительницу: одна ее фраза сильно изменила мою жизнь, потому что была сказана в нужный момент. В регламенте такое не пропишешь. Оставьте пространство для вдоха.
Некоторые считают, что проблема шире и не описывается лишь в терминах чиновничьей узколобости и что деградация образования запрограммирована. Далее можно спорить, идет ли речь о целенаправленном разрушении или просто сама ситуация подталкивает нас к этому.
При упадке технических и научных сфер для чего России образованные люди? У нас же теперь всё китайское, включая хайтек. Вузы многими воспринимаются лишь как способ отсрочить призыв. Может, и эта отсрочка считается теперь ненужной? В прошлом году мы слышали от родителей, что школы всё менее охотно берут учеников в десятый класс. Недавняя новость об упрощении ОГЭ для тех, кто не желает поступать в десятый класс, из этой же оперы. Сдай два экзамена (вместо четырех), иди в техникум или работай курьером, затем — армия, а дальше как сложится.
Кажется, люди с хорошим образованием теперь избыточны. Это накладно для государства, отвлекает от работы на заводах и службы в армии, а еще зарождает в головах всякие вольтеровские идеи. Мы живем в эпоху антипросвещения, когда чересчур умные замещаются покорными. Хотите пруфов? В 2023 году соотношение расходов на оборону к расходам на образование в бюджете РФ было 6,9, в этом году — уже 8,6. До десяточки дотянем? Если оборонные расходы подскочили на четверть, то образовательные — на 1,2%, то есть заметно ниже инфляции.
Мы на перепутье прямо сейчас. Образование — это игра в долгую. Это стратегия. Сегодняшние недоучки будут балластом общества целое поколение, лет 30–40. Отношение к образованию — это вообще лакмусовая бумажка для оценки реальных планов властей. Проблемы тут могут быть незаметны в моменте, но они обязательно скажутся потом, когда переиграть уже нельзя. И кто-то будет это расхлебывать.
Поэтому я и против деструкции того же педвуза, равно как и всех прочих тлетворных процессов в российских школах и вузах. О которых, я уверен, вы мне еще напишете.

Редактор проекта «Авто»