Понедельник. У мальчика прозвенел будильник, как обычно, в семь часов утра. Он его выключил и проспал еще час. Потом он встал, собрался, позавтракал и отправился в школу. Сборы и дорога до школы составляют один час. Он приехал вовремя на занятия, которые начинались в восемь часов утра. Как такое может быть?
Эта загадочная ситуация или открытая задача для взрослого человека, может быть, не составляет трудности. А вот для детей первого–второго классов начальной школы она оказалась не такой простой.
– Школа была рядом, и мальчик быстро дошел до нее, – предполагает Марк.
– Он опоздал в школу, – восклицает Саша, недостаточно понимая условия задачи.
– Будильник прозвенел на час раньше, – предполагает Максим и оказывается ближе к правильному ответу.
– В этот день перевели время на час назад! – сообщает свое решение Настя и попадает в точку.
Как лисе поставить прививку?
А вот еще одна задача (ее в реальности решали швейцарские ветеринары), которую предлагаю ребятам второго класса.
«Из диких зверей самая опасная – лисица, потому что переносит бешенство. Из-за этого лисиц до последнего времени безжалостно отстреливали. Наконец изобрели вакцину против бешенства. Достаточно съесть капсулу, чтобы не заболеть, но лисиц не заставишь ходить на прививки. Как решить проблему?»
И снова активная эмоциональная работа детей по решению задачи. Подготовленные ребята нередко сразу предлагают решения, близкие к контрольному (то есть оптимальному варианту либо к решению, которое приняли люди в реальной ситуации).
– Надо поймать зайца, сделать ему прививку и бросить лисе в нору! – предлагает свое фантастическое решение Марк.
– Но ведь лис много, и сколько же зайцев нужно будет поймать? – задаю ему встречный вопрос.
– Надо лис усыпить дротиками, привезти их, закрыть в клетку и поставить прививку, – предлагает решение Федор.
– Это очень сложный процесс. Нам нужно, чтобы лисы сами приняли вакцину, – даю детям свой комментарий и напоминаю правила решения изобретательской задачи.
– Надо соленого зайца лисе подбросить! – наполненный эмоциями, не унимается Марк.
– А где ты столько зайцев возьмешь? Ведь лис же много! – уже дети отвечают Марку.
– Если вы говорите о еде – чем еще питаются лисы? – задаю детям наводящий вопрос.
– Курицей, рыбой…
– Нужно в воду добавить вакцину и поставить ее по всему лесу. Лисы будут пить воду и получат вакцину, – предлагает хорошее решение Рома. Но у меня возникает вопрос:
– А куда ты будешь эту воду наливать? Во что?
– Ну в озеро добавить, в речку, – рассуждает Роман. А вот это решение уже неудачное. Обсуждаем это с детьми.
– Надо превратить вакцину в газ и распылить по лесу. Лисы будут этим воздухом дышать и получат вакцину, – предлагает еще одно интересное, но нереалистичное решение Матвей. Разбираем и его.
– Надо рыбу с вакциной разложить по всему лесу, лисы эту рыбу съедят и примут вакцину, – предлагает сильное решение Настя.
– Отлично! И тогда получится как раз то, что нам нужно: лисы сами съедят вакцину, которая находится в рыбе.
Останавливаемся на этом решении, близком к контрольному ответу. Как же в действительности поступили швейцарские айболиты? В шарики из рыбьей муки и жира закатали капсулы с вакциной и разбросали их на звериных тропах. Обладая тонким обонянием, лисы легко находили шарики и съедали их – вместе с лекарством. В Швейцарии таким способом с одного раза полностью искоренили бешенство среди диких животных.
Обсуждая с детьми контрольный ответ, делаем акцент на том, что для изготовления еды с вакциной не требовалось таких сложных процедур, как отлавливание животных или рыбы. Было найдено простое, дешевое и эффективное решение.
Как завести собаку, если родители против?
На уроках ТРИЗ мы решаем еще и сказочные задачи – то есть «помогаем» героям литературных произведений преодолеть трудности, с которыми они сталкиваются. Вот какие проблемы возникают у героев сказки Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон» (проблемы формулируют дети):
– Сломалась паровая машина.
– Родители не верят, что Карлсон существует.
– Карлсон обманывает Малыша.
Выводим их на самую главную проблему – Малыш хотел завести собаку, но родители были против.
А теперь нужно сделать из проблемы (то, что есть по факту) задачу – то есть то, что мы можем решить:
– Как малышу завести собаку, чтобы родители при этом не ругались? Что можно сделать, чтобы родители сами захотели завести для Малыша собаку?
Вот какие решения предлагают ребята второго класса:
– Построить будку на улице.
– Уговорить родителей.
– Поставить условие: если вы не выгоните собаку, я буду хорошо учиться.
– Спрятать собаку в доме.
– Увезти собаку к бабушке.
К этой задаче нет контрольного ответа и, как во всех открытых задачах, нет ответа правильного, единственно верного. Есть множество, как в жизни, вариантов решения, и одни из них лучше, другие – хуже. И мы выбираем то решение, которое считаем наиболее удачным, подходящим в данной ситуации. И даже если в сказке есть решение (или контрольный ответ), мы на нем не останавливаемся – мы думаем, как еще мог бы поступить герой в этой ситуации.
После решения трех–четырех таких задач дети выдыхают, как после спортивных соревнований. Им действительно непросто, особенно если задача сложная – ведь нужно разобраться в незнакомой ситуации, понять ее, уточнить с помощью вопросов все, что непонятно – и затем предлагать решения исходя из своего пока еще небольшого жизненного опыта.
Получение хороших, сильных решений при решении задач на уроках ТРИЗ формирует в ребенке уверенность в своих силах, в том, что он может решить сложную задачу. Но все же это не является самоцелью. Как считает мастер ТРИЗ Анатолий Гин, главное – это тот мыслительный процесс, который происходит в голове у ребенка. При решении открытых задач на уроках формируется стиль мышления, столь необходимый каждому человеку: ребенок учится видеть в своей жизни проблемы, переводить их в задачи и знать, что он может с этими задачами справиться и что очень многое в жизни зависит не от обстоятельств или других людей, а от него самого.