В настоящее время мир меняется с невероятной скоростью. Меняются предпочтения и на рынке труда — всё более востребованы специалисты с неординарным мышлением, креативные, способные к аналитической деятельности, обладающие не только теоретическими знаниями о социальных процессах, но и навыками в управлении, прогнозировании, проектировании, моделировании и разработке комплекса мероприятий, практических рекомендаций по решению конкретных социальных проблем. Всеми этими качествами обладают выпускники-социологи ЮУрГУ.
— Социология — одно из перспективных направлений в Институте медиа и социально-гуманитарных наук ЮУрГУ, — говорит директор ИМСГН, доктор филологических наук, профессор Лидия Лободенко. — На кафедре проводятся прикладные социологические исследования, осуществляется подготовка и выпуск бакалавров и магистров в данной сфере. Подготовку будущих социологов осуществляют научно-педагогические работники и специалисты-практики.
Кафедра социологии ИМСГН образовалась 30 лет назад, в 1991 году, когда по учебным стандартам ввели социологию для обязательного изучения на всех специальностях вуза. Следует отметить, что ЮУрГУ стал первым университетом на Южном Урале, который получил лицензию на право подготовки специалистов-социологов. Затем, с переходом на двухуровневую систему обучения, вуз стал выпускать бакалавров и магистров.
По мнению заведующего кафедрой социологии Института медиа и социально-гуманитарных наук ИМСГН ЮУрГУ, кандидата социологических наук Елены Салгановой, на сегодняшний день ЮУрГУ — один из ведущих вузов в стране, где можно получить профессию социолога. Образовательные программы бакалавриата и магистратуры по социологии здесь реализуются в режиме проектного обучения. В ходе обучения каждый студент создает собственный проект — социологическое исследование по актуальной теме. Работая над индивидуальным проектом — стартапом студенты получают навыки разработки программы исследования, инструментария, практической работы по сбору, анализу и статистической обработке данных. Активно применяются инновационные методики в подготовке социологов, которые связаны прежде всего с внедрением в его работу новых технологий сбора и обработки данных, соответственно, и с обучением по их применению. Здесь и онлайн-опросы, и использование Big data, и внедрение компьютерных программ обработки данных, и обогащение их новыми возможностями и т.д. Таким образом, осуществляется связь между знанием, составляющим теоретические основы профессиональной подготовки социолога, с современными исследовательскими практиками получения социологических данных, основанными на информационных технологиях.
Бакалавры-социологи учатся проводить прикладные исследования, которые направлены на мониторинг социально-экономической или политической ситуации, изучение электоральных или потребительских предпочтений, организационное развитие или конкретные управленческие решения. Ведущими профессиональными дисциплинами программы бакалавриата являются: анализ данных в социологии, организация и проведение социологических исследований, социология управления, экономическая социология, социологические технологии в PR, социология политики, методы социологических исследований, социологические исследования в маркетинге, социология потребления, социология образования, социология культуры и др.
Вторая ступень образования — обучение по программе магистратуры «Комплексный социальный анализ». В результате освоения программы магистр социологии овладевает компетенциями в сферах прикладной социологии (в организации и проведении прикладных социологических исследований), проектной деятельности (в реализации полного цикла проекта, в том числе цифрового), в сфере образования (выпускник может работать в качестве научного сотрудника, преподавателя, социолога-аналитика), в научно-исследовательской деятельности (в проведении аналитических исследований). Магистры социологии осваивают такие профессиональные дисциплины, как социология международных отношений, моделирование и прогнозирование в политической социологии, социология политического лидерства, методы социологического исследования электорального поведения, компьютерные программы обработки социологической информации, социология политического конфликта, социологический анализ гендерной политики, социологические проблемы изучения общественного мнения и др.
Результаты конкретных прикладных исследований студенты представляют на социологических конференциях в Челябинске, Екатеринбурге, Москве и других городах страны. Данные проекты получили поддержку со стороны академических партнеров вуза, среди которых редакция журнала «Социологические исследования», Управление общественных связей Правительства Челябинской области и др.
Студенты-социологи участвуют в ежегодных специальных проектах, студенческих конференциях, круглых столах, дискуссионных клубах.
Выпускники-социологи ЮУрГУ работают в органах государственной и муниципальной власти, производственных и аналитических службах организаций различных сфер деятельности, центрах изучения общественного мнения, в рекламных и маркетинговых агентствах, консалтинговых кампаниях, СМИ, издательском бизнесе.
Подготовка социологов по программам бакалавриата рассчитана на четыре года обучения в очной форме на бюджетной или контрактной основе; по магистратуре — два года обучения в очной форме и 2,5 года — в заочной. Обе формы обучения имеют контрактную основу.
Более подробную информацию об условиях поступления и обучения по направлению подготовки «Социология» можно найти на сайте вуза Abit.susu.ru и по телефону +7 (351) 267–90–29 — дирекция института медиа и социально-гуманитарных наук ЮУрГУ.