При личном общении один из лучших инструменталистов современной России производит впечатление немного странного человека. Более точного эпитета подобрать не могу. Объяснить, в чем именно заключается эта странность, – тоже. Во время присутствия на концерте ансамбля этого исполнителя создается удивительное впечатление некой божественной какофонии, когда откровенно танцевальная клубная музыка перерастает в этническую, потом в музыку в стиле фламенко и затем в классическую лирическую балладу. На первый взгляд, каждая композиция является завершенной, и в то же время кажется, что чего-то не хватает. Сразу вспоминаешь строки из Мураками: «Вещь, несущая в себе определенное несовершенство, привлекает именно своим несовершенством, по крайней мере, определенных людей. А совершенство находит свое воплощение лишь благодаря безграничному нагромождению несовершенств». С этой точки зрения музыка Дидюли – совершенна.
– Как вам удается в нашем сегодняшнем потребительском обществе создавать такую искреннюю, зажигательную музыку?
– Мне кажется, общество – вполне нормальное. Хоть общество и потребительское, люди все равно тянутся к каким-то высоким материям, иногда задают себе философские вопросы, иногда ищут на них ответы. И особенно те люди, которые любят инструментальную музыку, очень трепетно к ней относятся. Они – думающие, умные, добрые. Мы хоть и живем в рыночной экономике с приличным креном в капитализм, люди не разучились любить, верить, мечтать. С этим все в порядке.
– Какая тематика преобладает в вашем творчестве?
– Мы стараемся не акцентировать внимание на чем-то одном. Мы используем тематику Востока, Испании, просто хорошей музыки, темы доброты, зла, борьбы добра со злом. Например, восточная тематика – сразу узнаваема, ритмика, стиль, ткани, тембры. В этом смысле, на нее можно обратить внимание. А вообще, у нас не стоит идеи привести музыку к какой-то конкретной этнической направленности. Мы просто создаем музыку, разную, всякую, концепций очень много. На концерте прозвучало 30 процентов из того, что мы играем, и процентов 20 из того, что у нас вообще выпущено на компакт-дисках. Но, в любом случае, мне это нравится. Это ярко, это интересно, в этом есть какая-то мистика, которая живет у меня внутри, и я к этому тянусь и стараюсь выразить.
– Как вы сами определяете жанр музыки, которую создаете?
– Это современная инструментальная музыка. Мы нашли в ней свой язык, но это язык инструментальной музыки, не песенный. Причислять нас к какому-то гитарному направлению тоже было бы не правильно, потому что каждый музыкант у меня уникален, интересен, своеобразен по-своему. В каждом музыкальном произведении присутствует большой космос, который мы на концерте в той или иной степени показываем. Просто у меня гитара – основной инструмент, я ее очень люблю, а вообще мы используем разные инструменты. Мы создаем просто музыку, музыку хорошую и с хорошим посылом.
– Сложно было собрать такую команду исполнителей?
– Да. Собрать любую команду – не только музыкантов, а вообще людей, которые, например, помогают в организации концертов, – это кропотливый труд. Дело в том, что мы независимая организация. Мы сами себе продюсеры, сами себе художники, самостоятельно организовываем свою работу, находимся на полной самоокупаемости. Мы ни от кого не зависим, и эта свобода дает нам потрясающую возможность творить так, как мы хотим. Это очень важно для нас. И в моей команде очень много разных людей, это не только исполнители, это также юристы, звукоинженеры, администраторы. Все они молодые хорошие ребята, собрать их вместе было очень сложно, но это получилось. Таким вот составом мы приехали к вам.
– Как вы даете названия своим произведениям?
– Это самое сложное, потому что в любой композиции есть очень много смысловых уровней, которые подразумевают определенную идею. В любом случае что-то приходится выносить на поверхность, например, каким-то намеком. Хотя композиция может называться «Море», а там совсем не о море, или наоборот. Название – это сложно, это трудно, не всегда оно идеально подходит к той или иной музыкальной идее, потому что музыка – это тонкая вещь, которая находится за гранью слов, о ней трудно говорить словами и привязывать к словам. Иногда мне даже хочется в альбоме дать композиции под номерами 1, 2, 3 и так далее, не давая им названий.
– Сегодня вы играли на четырех гитарах. Расскажите о каждой из них.
– Один из инструментов, на которых я играл сегодня, – электроакустическая гитара канадской фирмы «Godin». Она полностью меня устраивает по тембру и по подаче. Она очень хорошо сочетается с современными ритмами. Затем у меня была гитара со стальными струнами. Это такой своеобразный инструмент – акустическая классическая гитара, но со стальными струнами, сделанная по индивидуальному заказу мастером Александром Козыревым. Я работаю с этим мастером, он мне делает очень много разных гитар с учетом моих пожеланий к звуку, к внешнему виду.
Еще у меня был греческий бузуки – это очень интересный солнечный инструмент азиатского, восточного плана, который я очень активно использую как в студийной работе, так и в концертной деятельности. И последний инструмент – это классическая испанская гитара фламенко, традиционная, без всяких изысков. Вот такие у меня четыре гитары, четыре краски, четыре абсолютно разных настроения, четыре характера, четыре мира.
– У вас очень своеобразный стиль в одежде. Насколько я знаю, на ваших выступлениях обязательно присутствует белый костюм. Это символ?
– Может быть, в этом где-то есть символизм, но мне бы не хотелось об этом говорить. Кто-то в этом усматривает некий смысл, кто-то нет. Я вам об этом сегодня ничего не скажу, ни по первому костюму, ни по второму. Хотя мой выбор не случаен, однозначно. На сцене вообще нет ничего случайного: ни одного звука, ни одной ноты, ни одного взгляда.
– Вы можете дать напутствие тем юным инструменталистам, которые жаждут большой сцены?
– Самое лучшее напутствие, которое я могу и мог бы сделать – это показать им мой концерт, познакомить их со своей музыкой, показать им, как это может быть. На самом деле, это уже немало. В моей жизни было не очень много ярких интересных хороших концертов, поэтому если у них есть возможность приходить на концерты, пускай приходят, видят, учатся. Еще я хочу сказать, что инструмент нужно полюбить. И если иногда что-то не получается, верить, что все равно получится. Знаете, за всем моим творчеством стоит большой труд, вера и любовь. Нужно понимать, что ты не просто на гитаре играешь, ты о чем-то рассказываешь, потому что музыка здесь вторична, первичен посыл. Нужно о чем-то захотеть рассказать языком музыки. Это «что-то» – это определенный жизненный опыт, какие-то свои мысли. И пускай люди богато смотрят на жизнь, живут полноценной жизнью, не зацикливаются только на гитаре, потому что это – тупик. Нужно жить, общаться, ездить, путешествовать, потом брать инструмент, играть, и таким образом рассказывать о том, что у тебя было в жизни. И хочу поздравить всех с наступающим Новым годом!