При личном общении один из лучших инструменталистов современной России производит впечатление немного странного человека. Более точного эпитета подобрать не могу. Объяснить, в чем именно заключается эта странность, – тоже. Во время присутствия на концерте ансамбля этого исполнителя создается удивительное впечатление некой божественной какофонии, когда откровенно танцевальная клубная музыка перерастает в этническую, потом в музыку в стиле фламенко и затем в классическую лирическую балладу. На первый взгляд, каждая композиция является завершенной, и в то же время кажется, что чего-то не хватает. Сразу вспоминаешь строки из Мураками: «Вещь, несущая в себе определенное несовершенство, привлекает именно своим несовершенством, по крайней мере, определенных людей. А совершенство находит свое воплощение лишь благодаря безграничному нагромождению несовершенств». С этой точки зрения музыка Дидюли – совершенна.
– Как вам удается в нашем сегодняшнем потребительском обществе создавать такую искреннюю, зажигательную музыку?
– Мне кажется, общество – вполне нормальное. Хоть общество и потребительское, люди все равно тянутся к каким-то высоким материям, иногда задают себе философские вопросы, иногда ищут на них ответы. И особенно те люди, которые любят инструментальную музыку, очень трепетно к ней относятся. Они – думающие, умные, добрые. Мы хоть и живем в рыночной экономике с приличным креном в капитализм, люди не разучились любить, верить, мечтать. С этим все в порядке.
– Какая тематика преобладает в вашем творчестве?
– Мы стараемся не акцентировать внимание на чем-то одном. Мы используем тематику Востока, Испании, просто хорошей музыки, темы доброты, зла, борьбы добра со злом. Например, восточная тематика – сразу узнаваема, ритмика, стиль, ткани, тембры. В этом смысле, на нее можно обратить внимание. А вообще, у нас не стоит идеи привести музыку к какой-то конкретной этнической направленности. Мы просто создаем музыку, разную, всякую, концепций очень много. На концерте прозвучало 30 процентов из того, что мы играем, и процентов 20 из того, что у нас вообще выпущено на компакт-дисках. Но, в любом случае, мне это нравится. Это ярко, это интересно, в этом есть какая-то мистика, которая живет у меня внутри, и я к этому тянусь и стараюсь выразить.
– Как вы сами определяете жанр музыки, которую создаете?
– Это современная инструментальная музыка. Мы нашли в ней свой язык, но это язык инструментальной музыки, не песенный. Причислять нас к какому-то гитарному направлению тоже было бы не правильно, потому что каждый музыкант у меня уникален, интересен, своеобразен по-своему. В каждом музыкальном произведении присутствует большой космос, который мы на концерте в той или иной степени показываем. Просто у меня гитара – основной инструмент, я ее очень люблю, а вообще мы используем разные инструменты. Мы создаем просто музыку, музыку хорошую и с хорошим посылом.
– Сложно было собрать такую команду исполнителей?
– Да. Собрать любую команду – не только музыкантов, а вообще людей, которые, например, помогают в организации концертов, – это кропотливый труд. Дело в том, что мы независимая организация. Мы сами себе продюсеры, сами себе художники, самостоятельно организовываем свою работу, находимся на полной самоокупаемости. Мы ни от кого не зависим, и эта свобода дает нам потрясающую возможность творить так, как мы хотим. Это очень важно для нас. И в моей команде очень много разных людей, это не только исполнители, это также юристы, звукоинженеры, администраторы. Все они молодые хорошие ребята, собрать их вместе было очень сложно, но это получилось. Таким вот составом мы приехали к вам.
– Как вы даете названия своим произведениям?
– Это самое сложное, потому что в любой композиции есть очень много смысловых уровней, которые подразумевают определенную идею. В любом случае что-то приходится выносить на поверхность, например, каким-то намеком. Хотя композиция может называться «Море», а там совсем не о море, или наоборот. Название – это сложно, это трудно, не всегда оно идеально подходит к той или иной музыкальной идее, потому что музыка – это тонкая вещь, которая находится за гранью слов, о ней трудно говорить словами и привязывать к словам. Иногда мне даже хочется в альбоме дать композиции под номерами 1, 2, 3 и так далее, не давая им названий.
– Сегодня вы играли на четырех гитарах. Расскажите о каждой из них.