Мне всегда казалось, что редакторы КВНа – люди угрюмые, строгие и даже кровожадные. Если им кто-то не понравился, то они безбожно вырезают шутки, стараются всячески навредить команде. Однако недавно пришло прозрение: чем несмешнее, неинтереснее получится игра, тем громче будут говорить о непрофессинальности редактора.
Уральская лига – тому пример. Если еще лет пять назад стоило приходить только на финал, чтобы и посмеяться маленько, и не переживать сильно из-за потраченных денег, то теперь ситуация изменилась. Фестиваль открытия сезона Уральской Лиги КВН 2006 года потряс меня обилием очень смешных, обаятельных, энергичных команд, которые могут смело претендовать на игры в Высшей лиге через год-два. И в преддверии четвертьфинала мы разговаривали о прогрессе юмора в центральной Уральской лиге с ее редактором Денисом Хорошуном и директором Константином Золотаревым.
– Как появляется лига? Надо ее сначала организовать, а потом регистрировать в «АМИКе», или оттуда даются какие-то указания?
– Я не знаю, как появляются лиги, если честно. Думаю, если есть команды в каком-то регионе, они всегда кучкуются. Сама собой получается лига. Например, Уральская лига так и появилась. Где-то году в 1996. Тогда она была неофициальная, просто в Челябинске проводились игры вузовских команд КВН. Потом некоторые из них, добившись в Челябинске какого-то результата, ехали в Сочи на фестиваль. Дальше судьбы у них складывались по-разному: кто-то проходил в какие-то официальные лиги, кто-то никуда не проходил. Потом все это приняло систематический характер, и мы подписали договор с «АМИКом». Теперь нашей организацией осуществляется проведение игр центральной Уральской лиги КВН. А такого, чтобы прийти в «АМИК» и сказать: хочу лигу! – нет. Сейчас существует 14 центральных лиг включая, Премьер-лигу, Первую лигу, Высшую Украинскую и Первую Украинскую лиги и несколько межрегиональных лиг.
– Какое место в рейтинге занимает Уральская лига?
Константин Золотарев: – В Сочи в прошлом году, когда проходил Зимний фестиваль КВН, составлялся некий полуофициальный рейтинг лиг нетелевизионного формата. Уральская лига вошла в первую пятерку по набору команд, по качеству команд, выходящих в другие лиги.
– И как оценить качественность команд?
КЗ: – Моя точка зрения такова: качество лиги зависит от качества команд, которые в дальнейшем получат нормальную судьбу. Войдут в Премьер-лигу, в Первую лигу. Бывают команды, играющие по десять лет в одной лиге. Лиге, конечно, все равно, но актеры ничего от этого не получают, потому что прогресса нет. Команды должны учиться в лиге. Если где-то играют команды, которые никуда не переходят, не ездят, то это не лига. Это так, сборище какое-то.
– Чему должна учить лига?
– Она должна учить команды, как играть, как вести себя на сцене, как правильно написать шутку, как правильно сколотить ширмы. В свое время команда «Уездный город», уже играя в Высшей лиге, училась правильно сколачивать ширмы.
– Раньше редактором Уральской лиги был Михаил Гуликов. Почему вы сменили его на Андрея Рожкова из «Уральских пельменей»?
– Михаил переехал из Москвы в Петербург, и поэтому стал редактором Первой лиги. В Питере и команд больше играет, и уровень их повыше. Ему там интереснее работать. Но мы ведь тоже растем, растет уровень молодых КВНщиков. Если раньше к нам, дай бог, приехало бы 15 команд, это было круто! Сейчас же их записывается более 30, а мы уже выбираем. Например, на фестивале открытия Уральской лиги выступило 26 команд, которые и примут участие в играх сезона. Повышаем престиж нашей лиги.
– А что создает этот престиж? Редактор? Какие-нибудь известные команды? Или географическое расположение?
– Думаю, все вместе. Если посмотреть на КВН глазами зрителя, то для него это просто шоу. Зритель покупает на него билет, смотрит на команды, оценивает их шутки, оценивает декорации, атмосферу, ведущего, свет, звук и так далее. Из этого создается ощущение хорошего или плохого мероприятия. Так как билеты распродаются очень быстро на наши мероприятия, можно сделать вывод, что Уральская лига – достаточно престижная. Хотя команды в ней выступают неизвестные, но очень смешные.
– Может быть, билеты продаются, потому что КВН сейчас очень раскрученный?
– КВН уже надоел всем. Тем более в Челябинске. (Смеется.) В какой-то момент понимаешь, что КВН – везде. Все в него играют: студенты, школьники, в детском саду в него играют. Наступает кризис жанра. Мы в свое время пережили период, когда КВН в Челябинске стал крутым. Тогда появился «Уездный город», они выступали на «ОРТ», все радовались за ребят, за их победу. Это был прорыв. Сейчас на «Первом канале» играет «ЛУНа» – команда, на которую смотрит вся страна. Мне кажется, нужно разграничивать шоу и весь остальной КВН у нас в городе. Администрация Челябинска и правительство Челябинской области понимают, что очень важна социальная значимость КВНа, привлечение в него молодежи в качестве зрителя и участника, пропаганда с помощью него здорового образа жизни и так далее. Поэтому чиновники всячески поддерживают эту игру. Ведь народ ходит на шоу, на красочное мероприятия, где будет весело, где все хорошо организовано. А слово «КВН» уже стало нарицательным, как… как театр!
– В лиге обязательно присутствие заезжего редактора? Вообще его наличие говорит о недоверии со стороны «АМИКа» или о том, что своими силами лига не справляется?
Денис Хорошун: – Ну что вы! Здесь совсем другая тема. Я живу в Челябинске, мне понятен его юмор. Но если я буду пропускать только местные шутки, я наврежу этим самым командам. Они приедут в Сочи на следующий год, и весь юмор у них по инерции будет челябинским. У Челябинска, как и у другого города, есть масса местечковых фишек: и рабочие районы, и специфические развлекательные комплексы, и названия улиц, и местная политика. Соответственно, на сочинском фестивале команда с такими шутками будет выглядеть глупо, согласитесь? Вот для того и нужен приезжий редактор, чтобы он свежим взглядом чужака смотрел на шутки команд. Если он их понимает, смеется над ними, то значит и юмор команды будет универсальным.
– А что самое трудное в работе редактора?
Денис Хорошун: – Самое трудное – это одуплять. Это сленговое кавээновское слово, что на русский язык переводится… Господи, как же это перевести? (Задумчиво смотрит в потолок.) Это значит понимать, видеть перспективу в командах и в мероприятии. Потому что от того, перспективные приехали ребята или нет, зависит качество мероприятия. Возможно, нужно будет где-то в чем-то им помочь, чтобы их юмор заиграл яркими красками.
– Например, как помочь?
ДХ: – Натолкнуть на какую-то идею. Или вырезать у них определенные шутки, и тогда ребята начнут работать в нужном направлении. Потом из такого форматирования складывается общность команд. Все это делается, чтобы создать качественное шоу. Редактор больше всех понимает, что хорошо, а что несмешно. Мы ведь смотрим на все происходящее не только глазами КВНщика, но и глазами публики. Если редактор наредактировал так, что потом в зале никто не смеется, – он плохой редактор. Хороший же, наоборот, старается сделать шоу максимально интересным и смешным.
– Приходится ли выдвигать жесткие требования: или вы эту шутку не говорите, или вообще не выходите на сцену?
ДХ: – Раньше такие вещи приходилось иногда говорить. Хотя количество эгоцентричных команд с годами не уменьшается, понимания обязанности редакторов сейчас стало больше. Такого, что мы придумали эту шутку и скажем ее вопреки всему, – нет. Все хотят, чтобы получилось хорошо.
– Много приходится шуток вырезать?
ДХ: – Очень много. Бывает по-всякому. Например, в этом году на фестиваль команда привезла два семиминутных вступления, из которых мы выбрали четыре минуты. Треть всего лишь. Иногда, наоборот, привозят огромный багаж всяких номеров, из которых еле наскребешь на одно вступление. О чем это говорит? О том, что команды хотят работать, хотят добиваться каких-то успехов, покорять высоты КВНа. А мы уже, исходя из формата лиги, из актуальности, стараемся сделать из этого шоу. Знаете, иногда команда такое старье привозит! Про тетю Асю какую-нибудь, про звезд, которые были популярны в конце 90-х.
– С актуальностью все понятно, а что цензура? Рамки строгие?
ДХ: – У нас все достаточно демократично в этом плане. Мы стараемся делать так, чтобы команды шутили на разные темы. Единственная запретная тема для нас – наркомания. И то жестких рамок нет. Шутить про наркотики и наркоманов можно в сатирическом ключе, нужно обличать этот порок. То же самое касается достаточно деликатных тем: национальных вопросов, военных действий и так далее.
– А пошлые шутки пропускаете?
ДХ: – Пошлость, поданная умеренно и уместно, может выглядеть очень смешно. Перебарщивать не стоит в любой теме: и в пошлости, и в политике, и в чем угодно.
КЗ: – Настоящий КВНщик должен уметь смешно шутить на все темы. И на пошлые тоже. Этому учишься с годами.
– Бывает, что шутка смешная и хорошая, но по каким-то соображениям вы ее вырезаете из выступления команды?
ДХ: – Бывает часто, но я комментировать не буду.
– Успех выступления зависит от таланта авторов или актеров?
ДХ: – Здесь все работают вместе. И авторы, и актеры, и административная группа. Иногда администратор или костюмер привезет пиджак не того цвета. Актер выходит и говорит в нем шутку, а шутка блекнет, потому что реквизит ей не соответствует или не в той мере соответствует. И наоборот, удачно подобранный реквизит или костюм делает сценку более яркой, смешной.
КЗ: – В последнее время немало зависит от наглости команды. В умеренной степени, естественно. Чтобы зрители верили, что ребята могут себе позволить такое говорить и показывать со сцены.
– Вы предлагаете командам свои шутки?
ДХ: – Нет. Не имеем права. Это будет некорректно. Да и не поможет это команде. Если она не может придумать ничего для себя, чужие сценарии не спасут. Если команда заявилась в лигу, она должна сама себе писать, чтобы почувствовать свой стиль, то, что она делает. Понятно, что есть наемные авторы, но специфика КВНа такова, что команда, которой больше половины сценариев пишут наемные авторы, лишена будущего.
– В спорте, например, в футболе, существует ограничение на количество играющих легионеров. В КВНовских лигах существует ли ограничение на число неместных команд-участниц?
КЗ: – Приезжих команд у нас процентов 80. То есть из 26 заявленных только восемь – челябинские. Остальные – из Нижнего Новгорода, Казахстана, Киргизстана, еще бог знает откуда.
– Работа редактора лиги каким-то образом контролируется из Москвы?
ДХ: – Да, есть некий контроль, но он проходит в плане консультаций. У нас просто хорошие отношения с московскими редакторами, и мы иногда с ними созваниваемся, советуемся по каким-то организационным вопросам. А жесткого контроля нет.
– Существует такое мнение, что редактор – это уставший от выступления КВНщик. Это так?
ДХ: – Понятно, что есть некая усталость, потому что КВн – очень динамичная игра. Наступает такой момент, когда устаешь. Но через какое-то время это проходит, и ты возвращаешься. Например, Андрей Рожков до сих пор играет на сцене, является одним из авторов «Уральских пельменей» и редактором Уральской лиги КВН. Я бы не сказал, что редакторы – усталые люди. Просто мы немножко постарше, чем ребята, которые сейчас играют.
КЗ: – Да ладно – немножко! (Смеется.) Множко!
ДХ: – Хорошо, мы опытнее. И сейчас переходим с момента игры на момент ее созерцания. Этакий взгляд сверху.
– Должность редактора одной из центральных лиг КВН тешит внутренние амбиции?
ДХ: – Да, очень сильно. Хочется ходить гоголем, везде писать на стенах «Я – редактор!», кричать: «Любите меня!!!», надеть красные штаны, махать флагом «Денис Хорошун forever». (Смеется.)
КЗ: – Сделать номер на машину «Золото КВН»
– А стульчик с именной табличкой хочется?
ДХ: – Очень хочется!
– Сделаете?
КЗ: – Пока бюджет Уральской лиги не предусматривает такой статьи расходов.
ДХ: –Да я спокойно отношусь к своей должности. Думаю, и Андрей Рожков – обычный парень, без звездности и заносчивости.
– Есть ли чувство неловкости перед командой, сценарий которой вы сильно порезали?
ДХ: – Да практически перед каждой командой испытываешь чувство неловкости, потому что видишь, что они хорошие ребята, но в чем-то не дотянули, что-то не доделали. Всех по-своему жалко, но КВН – это игра. Это надо принимать как любые соревнования: кто-то сильнее, кто-то слабее. Надо относиться ко всему философски.
– Предъявляете ли вы командам какие-то жесткие требования?
КЗ: – Поскольку мы принимающая сторона, организаторы, то мы имеем права выдвигать требования. Жесткими назвать их нельзя, но все же лучше приезжим командам их соблюдать. Это уважение к лиге, уважение к зрителям. И, конечно, дисциплина. Дисциплина должна быть и на сцене, и внутри команды. Это не какой-то наш каприз, это очень серьезный момент для команды, если она хочет добиться каких-то высоких результатов. Понимаете, когда нет внутренней дисциплины, начинаются какие-то проблемы, которые могут привести к нежелательному результату.
– Молодые КВНщики много пьют?
КЗ: – КВНщики не пьют, когда работают. Это тоже важный момент на пути к успеху. Если кто-то выпил перед выступлением или перед репетицией, то он автоматически привлекает внимание редакторов или судей, оставляет негативное впечатление о себе и всей команде у зрителей. Поэтому мы советуем категорически не пить в период выступлений.
– КВНщики суеверные люди?
КЗ: – Кто как. Я не суеверный человек, но не против всяких там обрядов и ритуалов, если человеку психологически комфортно от этого.
– А если вам дорогу перебежит черная кошка?
КЗ: – О! Я, конечно, не стану делать фигу в кармане или держаться за пуговицу. Я просто развернусь и поеду другой дорогой. Кстати, вспомнил один случай. У нас как-то игра была в пятницу 13 числа. Более удачной игры я не помню. Просто на ура все прошло, был какой-то эмоциональный подъем. Так что, как видите, никаких суеверий.
– Как определяется число команд и вообще схема сезона?
КЗ: – В каждой лиге есть свой совет редакторов, который и определяет стартовое число команд сезона. При отборе команд мы смотрим на многое: где раньше ребята играли, как выступили в Сочи, много ли в команде хороших актеров и авторов – в общем, критериев много. А потом в зависимости от количества набранных команд мы расписываем схему сезона: по сколько команд играет, сколько из них проходит в следующие круги соревнований. Подгадываем так, чтобы в финал у нас выходили три-четыре команды. хочется, конечно, классической схемы: восемь команд в четвертьфинале, четыре в полуфинале, две в финале, – но уровень лиги еще не настолько высок, чтобы предлагать зрителям двухчасовое сражение двух команд. Вы же понимаете, что юмор у них недостаточно качественный, есть какие-то провалы, нет юмористической стабильности.
– То есть уровень команд нынешнего сезона оставляет желать лучшего?
КЗ: – Совсем наоборот! Сейчас у нас играют, наверное, самые сильные за всю историю Уральской лиги команды. Прогресс даже по сравнению с прошлым годом очевиден. Например, на фестивале у нас выступали команды с уровнем шуток полуфиналистов или даже финалистов прошлого сезона. Многие подтянулись, пришли сильные новички. Уже определился фаворит. Называть его не буду, чтобы не сглазить. У ребят будет шанс раскрыться, показать все самое лучшее – на Летнем кубке Уральской лиги.
– Он будет уральским аналогом «Голосящему Кивину»?
КЗ: – Нет, он не будет музыкальным. Мы, конечно, стараемся подготовить ребят всесторонне, как-то намекаем, что нужно бы и попеть. Но они не хотят пока. Не знаю почему.
– Есть ли соперничество между лигами?
КЗ: – Чего нет – того нет. Конечно, бывает иногда, что хочешь видеть какую-то команду в своей лиге, а она уходит к соседям. Надо относится к этому философски. А с нашими коллегами из других лиг мы в дружеских отношениям, советуемся, помогаем чем-то. Все в КВНе движется к совершенству!