Владимир Спиваков и Национальный филармонический оркестр России
Театр оперы и балета 18:00
За текущий месяц имя Владимира Спивакова звучит в Челябинске уже в третий раз: концерт стипендиатов Благотворительного фонда маэстро, потом – Спиваков и «Виртуозы Москвы» и вот сейчас – Национальный филармонический оркестр России, возглавляет который всемирно известный скрипач и дирижер.
Человек, свободно говорящий на нескольких языках, тот, кого знают и кому верят на слово даже таможенники, кем восхищаются, кому завидуют – Владимир Спиваков говорит в интервью чаще не о своих профессиональных достижениях, а о семье и удовольствии от работы.
«Нужно быть очень прилежным…»
Главный вопрос, который приходится слышать звездам такой величины, как Спиваков, – как удалось достичь таких высот? Или в чем секрет успеха?
«Я не считаю себя особенным, – отвечает маэстро. – Когда к Баху обращались с подобным вопросом (я, конечно, упаси боже, не сравниваю себя с подобным колоссом), он отвечал, что каждый может стать таким же – просто нужно быть очень прилежным. А вообще я счастлив, что у меня есть возможность творить, создавая на сцене ощущение живой музыки. Очень часто думаю: «Боже мой, и мне еще за такую радость, дарованную судьбой, платят...».
«Прошу довериться моему честному слову…»
К вопросу о таможне: всем известно, что Владимир Спиваков занимается благотворительностью. Почему бы нет, если позволяет положение? Но зачастую помогает не только наличие денег, но и в большей степени – авторитет.
«Однажды сам привез по просьбе ереванского родильного дома 30 огромных ящиков заменителя грудного молока. В нем нуждались дети армянских женщин, бежавших из воюющего Азербайджана. Когда я прилетел с этими громадными ящиками и они начали сходить с контейнера, на меня обратила внимание вся таможня. Тогда я попросил подойти главного по смене и спросил его: «Скажите, у вас есть дети?». – «Да, двое». – «Так вот, в этих ящиках – заменитель грудного молока в пудре. Я сам его покупал и заявляю: ничего другого здесь нет. Я вас прошу довериться моему честному слову и пропустить ящики». Никакого досмотра. Пропустили».
«Дети растут, как дикие цветы: что вырастет, то вырастет…»
Владимир Спиваков воспитывает четырех девочек. И несмотря на плотный график гастролей по всему миру, находит время отдохнуть с семьей. Дочери, видно, так же талантливы, как отец, но ни одна не собирается профессионально заниматься музыкой. Старшая играет на рояле и учится в университете в Париже. Средняя – подающая надежды артистка, играющая в школьном театре серьезные пьесы. Младшая – в десять лет станцевала танец живота в костюме марокканской соблазнительницы. Племянница, которая после смерти сестры Владимира стала его приемной дочкой, говорит на трех языках: русском, испанском и французском.
«Мои дети не стали музыкантами только из-за того, что они учились на Западе, а не в России. Там нет централизованной системы музыкального образования, наподобие наших музыкальных школ, и дети растут, как дикие цветы, по принципу: что вырастет, то вырастет».
«Никогда не накопил бы два с половиной миллиона долларов…»
Особенности игры Спивакова – красота звука скрипки и яркий артистизм. До 1997 года музыкант играл на скрипке работы Франческо Гобетти, которую ему подарил профессор Янкелевич, а сейчас – на инструменте работы Антонио Страдивари. «Никогда в жизни я не накопил бы два с половиной миллиона долларов на это сокровище. Мои друзья, две семьи, скинулись и купили мне ее в пожизненное пользование».
Национальный филармонический оркестр России в Челябинске
За три года активной творческой жизни Национальный филармонический оркестр под управлением Владимира Спивакова сумел стать одним из музыкальных символов новой России и завоевать любовь публики и признание профессионалов.
Ферруччо Фурланетто, итальянский бас: «У вас потрясающий звук! В вашем звучании есть все: красота и мощь, сила и нежность, богатство тембров и тонкая огранка!»
Фанни Ардан, французская актриса: «Возможно, самое ценное качество Национального филармонического оркестра России – страстность и эмоциональная заразительность исполнения, что огромная редкость в нашем, уже почти отвыкшем от больших страстей, мире».
Геннадий Хазанов, артист российской эстрады, режиссер: «Этот концерт стал искренним порывом души, идущим от самого сердца музыканта. Навсегда останутся в памяти то вдохновение, те творческие импульсы, которые были подарены всем слушателям».
На сцене челябинского театра оперы и балета сегодня прозвучат Рахманинов, Прокофьев и Чайковский.