Стать звездой и покорить Москву – а может, и целый мир – мечтал, наверное, каждый из нас. И не раз рисовал в воображении, как выходит на сцену перед многотысячным стадионом, а публика восторженными воплями тебя приветствует.
Для кого-то мечта о звездном будущем так и остается мечтой, тускнеет с годами и превращается в неотъемлемый атрибут юношества. Но есть люди, которые горят идеей воплотить эту мечту в жизнь. Они пробуют, ищут пути, настойчиво добиваются нужного результата… И тогда Судьба дает им шанс.
Группу «Скриншот» даже в родном Челябинске многие знают лишь понаслышке. Да, кажется, из педуниверситета. Да, солист молодой и симпатичный. Да, выступали на «Весне студенческой». Однако в столице уральской группой заинтересовались всерьез.
В декабре 2005 года на сайте известной российской рок-группы «Братья Грим» был объявлен конкурс «Е-волюция» для молодых музыкальных коллективов. Суть его проста – поиск ярких молодых исполнителей. Сотни талантливых и целеустремленных музыкантов высылали свои записи на сайт «Братьев Грим». А в конце апреля братья подвели итоги и выбрали только пять команд, в числе которых была и челябинская рок-группа SCREENSHOT. В мае ребята выступили вместе с группой «Братья Грим» и другими рок-группами из Москвы на сцене столичного клуба «Икра».
Впечатлений привезли массу! Разговор о поездке постепенно становится все более эмоциональным. И вот уже музыканты, перебивая друг друга, взахлеб рассказывают о том, как проходило выступление. Мои собеседники: арт-директор коллектива Николай Ульянов, вокалист и автор песен Дмитрий Суслов, соло-гитарист Василий Ульянов, ритм-гитарист Алексей Федорохин, бас-гитарист Юрий Курбатов и ударник Евгений Коннов.
– Николай Александрович, удалась ли поездка в Москву? Вы от нее получили то, что ожидали?
Николай Ульянов: – Она не просто удалась. Удалась на 110 процентов. Я как руководитель команды думал, что поездка состоится, если команде удастся выступить на хорошей сцене с хорошим звуком, если мы понравимся публике, потусуемся в столице, наберемся опыта. Это ведь было не просто приглашение поиграть в одном клубе с «Братьями Грим», это в большей степени был подарок группе от Челябинского педагогического университета за ту работу, которая была проведена. Мы хотели выступить – мы выступили, хотели получить опыт – получили. Но кроме этого нам удалось получить и конструктивную критику.
– От кого?
НУ: – После выступления мы подошли к Леониду Бурлакову – продюсеру «Братьев Грим», – чтобы он дал комментарии нашему выступлению. Он пригласил нас на следующий день к нему в офис для более детального разговора. Мы стали единственной группой, с которой он провел полноценную беседу.
– Вы всем коллективом туда пришли?
НУ: – Нет, только солист Дмитрий Суслов. Так получилось, что мы должны были в этот день уезжать, надо было собрать вещи, решить некоторые организационные моменты, связанные с отъездом. Но Дима записал беседу на диктофон, чтобы мы все могли ее послушать. Мы получили хорошую критику, оценку своего творчества знающим человеком. Вот на это мы даже не рассчитывали.
– На конструктивную критику?
НУ: – На встречу с таким известным человеком, на его внимание.
– Такая приватная встреча с Леонидом Бурлаковым означает, что он хочет с вами сотрудничать?
НУ: – Это слишком громкое заявление. Мы ребята скромные. Те 11 команд, что выступали в «Икре», играли музыку, которая популярна сейчас и будет популярна еще год-два. Мы же, по словам Леонида Бурлакова, продемонстрировали ему гораздо больший потенциал. Он считает, что такую группу, как «Скриншот», интересно будет слушать не только в масштабах нашей области, но и во всей России. Если мы, конечно, примем во внимание те замечания, что он нам высказал.
Василий Ульянов: – Да, он так и сказал: «Если в течение года я указанных изменений не увижу, то вы так и останетесь в своем Челябинске».
– Он хвалил вас или только критиковал?
НУ: – Он сказал, что у «Скриншота» хорошая плотность звука, что это сыгранный коллектив, хорошо владеет музыкальными инструментами. То есть достигнут определенный уровень, позволяющий делать хорошую продукцию.
ВУ: – Еще он сказал, что ему приятно сознавать, что в провинции есть такая группа. Это было лестно для нас. Правда он сказал, что у нас пока нет проблем, но если мы не станем развиваться, они у нас появятся.
– Он будет курировать вас?
НУ: – В течение года он будет наблюдать за нами. Мы будем связываться с ним по Интернету, присылать свои новые работы, сделанные с учетом его критических замечаний. Это нужно для того, чтобы он мог следить за развитием группы, давать какие-то промежуточные советы, направлять нас в нужное русло.
– Это было первое выездное выступление для вас?
ВУ: – Такого большого масштаба – первое. До этого мы в Екатеринбург два раза ездили выступать.
– Есть разница между выступлениями в том и другом городе?
ВУ: – Да, есть. В Екатеринбурге мы играли на большой сцене на фестивале «Весна УПИ». А в Москве мы выступали в клубе, где сцена меньше. Организация была серьезная, аппаратура дорогая, звук хороший.
– Какое отношение к себе вы почувствовали? Был негатив?
ВУ: – Естественно, нас оценивали. Мы приехали – пять провинциальных коллективов: из Астаны, Минска, Челябинска, Екатеринбурга и Климовска – в московский клуб, где выступали шесть столичных коллективов, но к нам было точно такое же отношение, как к местным командам. Организаторы ко всем относились ровно и серьезно.
Евгений Коннов: – Мы столкнулись с неожиданным отношением к нам как к профессионалам. То есть выходили на сцену музыканты, которые, может быть, вообще впервые перед публикой выступают, а им подносили гитару, подстраивали ее, микрофон поправляли – как звездам. Было очень приятно!
Дмитрий Суслов: – Когда был саунд-чек, мы, естественно, подходили, смотрели, как настроены инструменты. Нам сказали: «Ребята, все настроено, не волнуйтесь. Вы, главное, ничего не передвигайте и не отключайте». Аппаратура там очень дорогая, и потому звук был на высшем уровне.
– Была ли единая стилевая направленность у команд, игравших в «Икре»?
НУ: – Команды все были разноплановые. Играли и совсем молоденькие ребята, играли разные по жанрам группы. В основном в попсово-роковом стиле. Но перед тем как коллективу выйти на сцену, ведущий объявлял его и давал ему небольшую характеристику, чтобы зрители были готовы к тому стилю, в котором группа выступает.
ДС: – Но только характеристику! Никого не оценивали, не сравнивали.
– По времени сколько вы выступали?
ДС: – Мы спели две песни. В общей сложности минут на десять получилось. Правда выступали мы во второй половине вечера. После нас играли еще два коллектива, а потом уже «Братья Грим».
– Вы сказали, что кроме приезжих были еще и столичные музыканты. Отношение москвичей к коллегам с периферии было позитивным?
ВУ: – Мы там познакомились с парнем, который себя называл IP. Он из московской группы, которая попала в пятерку финалистов, как и мы. У нас сразу завязались чуть ли не дружеские отношения. То есть мы общались почти весь вечер. Говорят, первое впечатление самое сильное, и когда мы приехали на саунд-чек, первый, кого мы встретили, был IP. Так и подружились.
– Провинциалы обычно едут столицу покорять. Вы чем-то удивили москвичей?
ВУ: – Да, у нас у единственных из всех приглашенных групп была видеоподдержка – нарезка кадров из наших репетиций, видов Челябинска, каких-то ассоциаций. Люди, сидевшие в зале, говорили, что это довольно необычный элемент, когда можно переключать внимание с выступающей группы на видеоряд.
– Сильно волновались?
ДС: – Нет. Перед началом выступления был какой-то мандраж, а как только на сцену вышли – все прошло. Наверное, все дело в уровне организации и в качестве аппаратуры. Мы на таком звуке еще не работали.
ЕК: – У нас было волнение по поводу публики. Почему-то нам казалось, что всем не понравится наша музыка, не понравится, что мы с Урала. Ведь больше половины зала были поклонники «Братьев Грим», которые пришли послушать своих любимцев. И тут какие-то неизвестные музыканты из других городов. Но потом нас двое москвичей поблагодарили за то, что мы такие необычные, сказали, что им понравилась наша музыка.
ДС: – Кода мы вышли на сцену, было видно, что публика настроена позитивно. Люди с интересном наблюдали за происходящем на сцене.
– С «Братьями Грим» пообщались?
НУ: – Нет. Они довольно замкнуто вели себя.
ДС: – Даже не замкнуто, это не то слово. Просто они приехали, сразу поднялись к себе в гримерку и не выходили оттуда до самого выступления. Так сделали организаторы, чтобы избавить группу от назойливых поклонников или от излишних приставаний приезжих музыкантов.
– Сейчас популярность «Фабрик» говорит о том, что поп-музыка приносит хорошие доходы. Вы не думали над тем, чтобы поменять свой музыкальный стиль на более коммерческий ради быстрой прибыли?
НУ: – На это обращал внимание Леонид Бурлаков. Он сказал, что не нужно поддаваться влиянию попсы, надо работать в том стиле, что мы выбрали. И соответствовать ему всем: и манерой поведения на сцене, и текстами, и сценическими костюмами.
– Вы Москву посмотрели?
НУ: – Насколько это было возможно за два дня.
ВУ: – Москва была прекрасна! Мы приехали накануне майских праздников, москвичи готовились к празднованию 9 мая. Все было чисто, буквально блестело!
ЕК: – Что характерно, столичные жители воспринимают День Победы как всенародный праздник. Все ходят нарядные, носят гвардейские ленточки на груди. Не только ветераны – все москвичи!
– После удачного выступления в Москве вы уже начинаете себя проецировать на большую эстраду?
ВУ: – Где-то глубоко в душе – может быть.
НУ: – После поездки у нас появилось ощущение, что мы можем больше, что мы конкурентоспособны. Это дает надежду на большое будущее.
ДС: – После разговора с Леонидом Бурлаковым уже на мир смотришь по-другому, другие проблемы в голове. Можно сказать, что их стало еще больше, но теперь уже знаешь, как их решать, потому что критика была конструктивной. Впрочем, как и похвала.
– Ощущение конкурентоспособности дает вам возможность зарабатывать хорошие деньги?
НУ: – Мы надеемся, что да. Возможно, это будет какое-то турне.
ДС: – В любом случае заработок – это пока вторично для нас. Сейчас мы нацелены на работу: нам нужно исправить несколько моментов, на которые указал Бурлаков, нужно поработать сейчас над собой, чтобы дорога в будущее не закрылась.