Интерпретируя тему Дона Жуана, самое сложное – не повторить предшественников. Тема великого женского соблазнителя не раз поднималась мировыми классиками. К образу сей незаурядной личности обращались все, от классиков – вроде Мольера, Байрона и Пушкина – до современных литераторов.
Жизнь Дона Жуана на театральных подмостках также далеко не бедна авторскими вариациями. В каждой постановке он разный, видимо, он живет в каждом человеке.
В спектакле Михаила Горевого «Последний Дон Жуан» главный герой появляется в современной Москве, просит называть его Ди Джей. Он как пчела, которая не может принадлежать одному цветку. Он не влюбляется, а цинично заводит новую интрижку.
Основная мысль спектакля «Последняя женщина синьора Хуана» в постановке Леонида Жуховицкого – «в обществе, где счастье не является нормой, его не прощают никому». Сеньор Хуан – талантливый человек, чье предназначение в том, чтобы помогать женщинам, которых он встречает, стать счастливыми. А общественность обвиняет его в том, что он восстает против обычаев, законов и власти.
Для «Манекена» «Дон Жуан» – спектакль особый: ему уже более десяти лет. Но он и сегодня находит своего зрителя. Художественный руководитель и главный режиссер театра Юрий Бобков считает постановку «Дон Жуана» одной из самых успешных.
Дон Жуан в этом спектакле – очередная попытка уйти от избитого понимания образа главного героя как сердцееда, имя которого стало синонимом слову развратник. В этом спектакле образ главного героя гораздо глубже.
История Дон Жуана заранее известна, его смерть неотвратима. Но зритель не хочет верить, что настолько умный, сильный и обаятельный герой может быть наказан. В спектакле Юрия Бобкова Дон Жуан воскресает несколько раз, проходя через столетия. Не Командор, а только сам герой способен себя убить, разрушая свою душу.
«Я там увидел одну сцену, которая, на мой взгляд, является ключевой и определяет все в характере героя. Это сцена, где Дон Жуан тонет. Человек, который существует посреди постоянного бурления. У него есть многое, но не хватает одной мелочи, почти незаметной в быту. Он ни во что не верит и поэтому топчет все вокруг себя», – говорит Юрий Бобков.