Андрей Рябушинский – известный сейчас в России артист оригинального жанра, пародист, поэт и исполнитель, виртуоз голосовых пародий, лауреат национальной премии «Золотой граммофон». А когда-то он начинал петь на челябинской сцене, совмещая любимое дело с работой в «скорой помощи». Для зрителей столицы Южного Урала Рябушинский выступит 14 июня, но в город он приезжал почти за месяц до гастролей: повидать родных и друзей, а также... побывать на концерте примадонны российской эстрады, с пародий на которую и началась его сольная карьера.
– Андрей, почему вы пошли на Пугачеву в Челябинске? Вы живете в Москве, можно и там сходить на концерт.
– Я хотел посмотреть, что она делает в регионах. Может, что-то свежее у нее содрать. (Улыбается.) Ничего нового не увидел, даже удивился, что все, что она поет, я пою тоже.
– Вы сейчас в большинстве своем все-таки Пугачеву пародируете?
– Алла, конечно, – это мой основной образ, но у меня есть разные номера. Среди них – пародии на Баскова, Аллегрову, Борю Моисеева. Из новинок – номер-трансформер, где главным персонажем становится Пугачева, к ней приезжают разные звезды в гости, и она перевоплощается в эти образы. То есть артист глазами Пугачевой. Мы разрабатывали этот костюм с помощью будущих дизайнеров, которые сейчас учатся в Челябинском гуманитарном институте.
Этот номер я уже показываю в разных программах, смотрю, как реагируют зрители. Самое главное, что смеются, – значит, результат есть.
– Андрей, насколько я знаю, вы с детского возраста увлеклись творчеством Пугачевой.
– Я просто влюбился в нее. Все, что есть у нее лучшего, на мой взгляд, – это песни 80-х.
– Вы не согласны с мнением, что та Пугачева, которая была в 80-е годы, и та, которая есть сейчас, – две разные певицы? Может, нужно вовремя уйти со сцены?
– Знаете, людям легко говорить: уйди-ка ты со сцены! А она творческий человек, она уйдет – она погибнет. Почему она ездит с гастролями? Вы думаете у нее денег нет? Да потому что ей надо выходить на сцену, это крайне важно для нее.
В Челябинске ее прекрасно принимали. Зал аплодировал стоя актрисе, прошедшей такой путь. Ну, естественно, где-то пела под фонограмму… Но Пугачевой можно простить: она же сколько лет на сцене, голос уж не тот. Да и какие нагрузки она всю жизнь переносит! Мне рассказывали, как снимали те же «Рождественские встречи» до четырех часов утра, а потом, буквально через пять-шесть часов, Пугачева звонит и говорит, чтоб готовились к монтажу. Приезжает сама в студию, работает, а вечером уезжает на гастроли. Работоспособность у нее немереная!
«Пора уйти...» – да как уйти-то? Артисты умирают, стоя на сцене.
– А вы лично не общались с артистами, которых пародируете?
– Ну как не общался! Вы бы слышали, какие дифирамбы мне пел Моисеев! (Смеется.) Он такой сказочник! Я выступал в клубе, а он приехал туда отдыхать. Он меня сразу давай угощать, и говорит: «Пойми, ты – маг! Ты – фокусник! Все вокруг тебя – это суета. Ты артист!» (голосом Бориса Моисеева – Авт.) А я его спрашиваю: «А каким вы кремом пользуетесь?» Он мне отвечает: «Японским. Я тебе подарю». До сих пор дарит! (Смеется.)
С Аллегровой я общался. Ой, как она мне нравится! Она моя любимая певица. Балет, костюмы... А как она выглядит! Ей в Playboy можно сниматься!
Басков… Басков, конечно, вредный. Я выступал у них на вечеринке в «Метрополе» в новогоднюю ночь. И там пели все артисты эстрады. Кроме, конечно, Пугачевой и Киркорова. То есть все туда ехали ночью отметиться. Вот так вот люди гуляют.
– А работали вы, Андрей, врачом «скорой помощи»...
– Да, я окончил Челябинский медицинский институт. Четыре года посвятил работе в «скорой».
– А как решили изменить свою жизнь?
– Я всегда хотел петь. У меня даже после школы были такие вот шатания – или идти в медицинский, или в институт культуры на театральный. Но тогда я думал: «Куда я пробьюсь со своим театральным?» А сейчас подсказываю молодым, что не надо ничего бояться, надо просто ехать в столичные вузы, дерзать, поступать всем наперекор.
Так вот, я хотел на сцену. Нашел здесь людей, которые стали меня приглашать на всякие мероприятия. Так постепенно вошел в круг. Обо мне начали писать газеты, потом местное телевидение снимало. Я стал более или менее известен. Меня стали приглашать в разные программы, на разные площадки. До драматического театра я так и не дорос. Но был в Камерном, в ТЮЗе, в ЦДС. Пел в клубах... В общем, куда приглашали. А потом меня уволили из «скорой помощи». Но теперь я думаю, что заведующая была права. Это меня подтолкнуло к новой жизни.
– Как в Москву-то попали?
– Позвонили домой, пригласили на «Золотой граммофон». Я подумал, что меня разыгрывают, и внимания на это сильно не обратил. Потом опять позвонили, потом прислали билеты.
– С чем столкнулись в столице, как началась там ваша жизнь?
– Познакомился с главным организатором «Золотого граммофона». Первое время в Москву я просто ездил выступать. А потом мне сказали, что лучше находиться в столице. Поэтому пришлось снять квартиру.
– То есть особых трудностей, которых боятся провинциалы, не было в Москве?
– Нет. Голодом я не сидел, и вообще мне повезло: в Москве я нашел очень много земляков. Там есть так называемая челябинская диаспора – мы все дружили, все общались, ходили друг к другу в гости. Правда, со временем все меньше и меньше встречаемся.
Сейчас моя репетиционная база находится в центре Москвы, на Красных воротах. У меня прекрасные звукооператоры. Разве плохо иметь такое в Москве? Чего мне не хватает? Мне не хватает эфирного времени, чтобы получить ту самую популярность.
– А что вы думаете о своих коллегах в жанре пародии? Кого уважаете?
– Честно? Да я на них уже смотреть не могу! (Смеется.) Ну, Гальцев мне нравится. Смешной он действительно.
– Почему видеть их всех не можете? Смотрите с точки зрения профессионала?
– Нет, просто мне это немного надоело. Вам не надоело?
– Наполненность эфира одними и теми же? Надоела.
– В том-то и дело. Этот Петросян, бабки… Я тоже выступал с номером в «Кривом зеркале». И Петросян, что бы там про него ни говорили, очень интеллигентный человек.
А программы эти показывают, потому что зритель у них есть. Нам как-то после съемок Евгений Ваганович сказал: «Вы знаете, я работаю для среднего зрителя, для обывателя, для такого, который придет ко мне на концерт за 200 рублей. Я не буду рвать с него большие деньги, но зато этот зритель будет у меня всегда».
– Что вам еще в жизни интересно, кроме своей работы?
– Все интересно! Путешествовать люблю, друзей люблю, читать люблю.
– Что любите читать?
– Люблю про театры читать, про великих актрис, про Раневскую… Я могу самое разнообразное читать, лишь бы занять себя. Телевизор не люблю вообще. Он меня раздражает. Фильмы некоторые российские люблю. Американские – нет. Мне кажется, их так много, и все они об одном и том же. Концерты не люблю, попсу не люблю, ну кроме своих любимчиков. (Улыбается.)
– А как относитесь к фабрикантам, народным артистам?
– Мне их вообще жалко, они в такой кабале! Сколько в них вложили денег, чтобы их мордочки раскрутить, чтобы узнаваемость была! Чтоб потом их, как обезьянок, привозить, и народ на них собирать. Это же кабала! Они получают небольшие деньги, все остальное достается продюсеру.
– В клубы ночные ходите отдыхать?
– Ой, клубы – нет, рестораны тоже нет, это все уже так надоело! Приезжаешь на гастроли – тебя в ресторан. Я уже столько этих клубов объездил по стране! Это не мой отдых. Вот на концерте Пугачевой я классно побалдел! Почувствовал себя зрителем, ведь я давно себя зрителем не ощущал: всегда на сцене. О! Шопинг, магазины люблю!
– Правда?
– Конечно, тряпки люблю, деньги люблю, костюмы люблю создавать театральные. Парики люблю выбирать – ой, это все, это мое! У меня прямо целый оптовый склад париков! (Смеется.)
– Вы считаете, Андрей, что пародия – ваше призвание?
– Я думаю, если все в моей жизни так круто изменилось, значит, это угодно Богу. Поработаю, пока силы есть, в будущее не хочу заглядывать. Спрашивают, что ты будешь делать через 10 лет, через 20? Да найду что-нибудь, найду. Что теперь, сидеть и думать, что будет? Главное, чтоб сегодня было.