«Там была такая красота! Жаль, что на фотографиях этого не видно!» – как часто после поездки куда-то мы делимся впечатлениями с близкими людьми, сокрушаясь, что фотокамера не передает всей прелести обстановки. Только вот любой профессиональный фотограф не согласится с этим: умеючи, можно запечатлеть на бумаге не только цвета и детали, но даже запах, звуки – абсолютно все.
Однажды, гуляя по Кировке, я увидела выставку Ксении Преображенской «Моя Прага». Казалось, что я слышу шелест голубиных крыльев и звон колоколов, чувствую прохладу утреннего тумана и запах чешского пива... О поездке и любимых темах челябинского фотографа мы и поговорили с Ксенией.
– Ксюш, ты отметила под автопортретом на выставке, что первые несколько дней в Праге ты пыталась удержаться от того, чтобы взять в руки камеру. Но потом все-таки начала фотографировать.
– Мы поехали в Прагу потому, что это было нашей давней мечтой. Это был в какой-то мере экстремальный отдых, мы поехали вчетвером: я, муж, наша годовалая дочка и мама. Такой компанией мы всю Прагу и обошли. И замечательно провели время. Мы выбрали не маршрут с экскурсиями, а просто шли, куда глаза глядят. И скоро я поняла, что не могу не сфотографировать то, что вижу.
– Город мечты, значит? Что удивило, что понравилось?
– Удивило больше всего, как люди умеют сохранить то, что создано ранее. Ну почему у нас надо все разрушить, потом заново отстроить, потом еще раз перестроить? Конечно, у них многое тоже реставрируется, но бережное отношение к своему прошлому чувствуется во всем. К примеру, многие строения сохранены в том же виде, в каком были в XIV веке.
– Многое о городе могут сказать люди...
– Чехи очень похожи на русских. У них нет той натяжной американской улыбки, которая меня лично просто бесит. Русских в Чехии, может, и не сильно любят, но сильной нелюбви я тоже не видела. Был случай, когда я металась по огромному продуктовому супермаркету в поисках детского питания. По-английски местное население не говорит. Я свободно владею английским, но в Чехии у меня был серьезный языковой барьер, потому что они им не владеют! (Смеется.) Тут я подумала, что лучше объясню на русском, что мне нужно. Старшее поколение наш язык более-менее понимает. Говорю одной пожилой леди, на русском, что мне нужно детское питание, она вдруг вся расцветает, ведет меня за руку через весь магазин: «ПрОшу, прОшу!» (Смеется.) Она вспомнила все, что знала на русском, и пожелала нам здоровья.
– Ксюш, а как тебе Прага глазами фотографа?
– Это можно бесконечно фотографировать! У нас такого нет и не будет никогда, потому что задворки всегда выдают. Вот снимаешь ребенка: есть же разница, где его фотографируешь – на загаженной запыленной вытоптанной клумбе или на красивой площади. Если постараться, конечно, и там можно найти некрасивые углы, мусорки, пережитки «совка», но я не работаю в этом ключе. Не понимаю, зачем это фотографировать.
– Где ты училась фотографии?
– В Академии фотографии при Институте кинематографии в Москве. Это лучший курс, который есть в России. И самообразование, конечно: книги, статьи, практика.
– А увлекаться начала с детства?
– Нет, изначально я увлеклась живописью. А фотографировать начала для того, чтобы потом срисовывать с фотографии. Рисовала для себя, без претензий на высокий профессионализм. Хотя мои работы тоже выставлялись. Знаешь, я всю жизнь чем-то занимаюсь: «Драмкружок, кружок по фото, мне еще и петь охота!» (Смеется.) А что касается фотографии, то сначала снимала пейзажи. Мы любим с друзьями в походы ходить. Один раз утренний холод вытащил меня в шесть утра из палатки. Это было на берегу Тургояка. И быстрей за фотоаппарат: туман, лучи солнца... так красиво было! Это были мои первые «взрослые» пейзажи. После этого несколько лет специально ходила в поход, специально вставала в шесть утра – не было больше такой красоты!
– Красота вдохновляет на работу?
– Да, любая красота: в человеке, в природе, в предмете любом, в луче света. Люблю фотографировать все красивое. (Улыбается.) По-разному можно работать. Что-то совершенно некрасивое можно сделать прекрасным.
– От чего это зависит? От света, от того, цифровая камера это или пленка?
– Никоим образом! Только от взгляда фотографа и его мастерства.
– Я слышала, что снятые на пленку сюжеты живее получаются.
– Есть такое понятие «миф фотографии» – распространенные мнения людей о каком-то фотографическом факте. Наверное, это тот случай.
– А тебе с чем больше нравится работать?
– Я снимаю и на цифру, и на пленку, и на широкий формат.
– Фотографии остаются в том виде, в каком они получаются, или ты их обрабатываешь?
– Если рекламная фотография, конечно, приходится обрабатывать, просто ретушировать. Ну, для себя тоже, для друзей, подружек: если что-то хочется убрать, почему бы и нет? (Смеется.) Честно говоря, в фотографии высшим пилотажем считается уметь снять так, чтобы обработка не понадобилась.
– Обычно если на семейных праздниках есть человек, который умеет фотографировать, его просят об этом.
– Да, и семейный праздник превращается в работу! (Смеется.) Когда мы куда-то собираемся, мне муж говорит: «Так, фотоаппарат с собой не берем!» В общем-то, свадьбы и юбилеи у родных не так часто бывают. (Улыбается.) Ну, куда деваться, конечно, снимаю.
– Муж не обижается, что ты постоянно в работе?
– Мы перед поездкой в Прагу спорили на эту тему. Но я сказала, что возьму фотоаппарат с собой. Он смирился: ну, что со мной поделать! Я надеюсь, его тоже когда-нибудь на это дело подсажу. (Смеется.)
– Фотографировать? А чем вообще увлекается твой муж?
– Ну, не фотографией точно. Хотя разбирается в теме хорошо, благодаря мне. Он занимается совершенно другими вещами: преподает в университете, руководит организацией, много лет занимался боевыми искусствами. Мой муж очень интересный, всесторонне развитый человек. Он очень меня поддерживает во всем, что касается профессионального и личного развития, в том числе и мое участие в различных конкурсах.
– В каких конкурсах участвуешь?
– В разных. Самый масштабный был Международный конкурс фотографии в Австрии. В прошлом году участвовала, призового места не заняла, но многие работы в каталог вошли.
– Что тебе дает участие в конкурсах?
– Оценить свои возможности. Ведь, по сути, свои работы всегда оцениваешь субъективно. А конкурсы – это тот момент, когда можно взглянуть со стороны.
– Тебя не расстраивает участие в конкурсах, точнее, результаты?
– Почему меня это должно расстраивать? Я нормально воспринимаю критику. Если все вокруг будут петь тебе дифирамбы, ты никогда ничему не научишься. И потом, я стараюсь не лезть в конкурсы, в которых непонятно, по каким критериям оцениваются работы. Такое, к сожалению, часто встречается на российских мероприятиях. А вот с мнением жюри международных конкурсов, как это было в Австрии, например, я соглашаюсь. И когда они присылают большой каталог, где напечатаны все призовые работы, вижу, что это действительно лучшие фотографии. Видишь уровень, до которого надо тянуться. Я послала на конкурс двадцать своих работ, десять из них вошли в каталог. Для меня это было таким приятным шоком! Я не ожидала этого.
– Работы каких известных фотографов тебе интересны?
– Классики фотографии: Хельмут Ньютон, Анри Картье-Брессон. В его творчестве мне нравятся репортажные работы, например, улицы Парижа. В них ведь открываются десятки смыслов! Это нужно уметь так увидеть, почувствовать и поймать момент.
Репортажная съемка всегда считается самой сложной: здесь нужно быстро реагировать, времени на то, чтобы думать, пробовать и делать еще дубль, просто нет. Это же относится к съемкам на свадьбе. В считанные секунды надо предугадать, что будет дальше, успеть снять главных действующих лиц, массовку, конкретных людей и детали. И самое главное – передать настроение праздника. Это очень сложная задача. Но и это интересно – делать репортаж, есть какой-то азарт.
– В чем лично для тебя разница в цветных и черно-белых фотографиях?
– Черно-белые иногда более выразительны, потому что они дают возможность домыслить. Очень сложно снять черно-белый пейзаж: там многое зависит от света. Вообще, я бы не стала их сравнивать в одной категории: они слишком разные.
– Ксюш, ты помнишь свои первые фотографические работы? О чем они были?
– Первая моя портретная съемка началась с того, что я решила помочь подруге. Она хотела подарить свои фотографии одному человеку. Мы с подругой очень серьезно подошли к делу. Я попросила у дяди хорошую зеркалку, поскольку у меня тогда была «мыльница». Мы придумали десяток разных нарядов, макияж, купили пленку на 36 кадров.
Фотографировали днем, в парке Гагарина. По 20 минут выстраивали каждую позу, продумывали сюжеты. Возле детской железной дороги получились классные фотографии: подруга выставила ножку в чулке на рельсы и делала вид, что тормозит поезд. Но что самое интересное – некоторые из этих фотографий мне не стыдно показать до сих пор.
– Есть у тебя любимые темы?
– Лет с 15 у меня страсть к постановочному репортажу с голубями. Я тогда была в Лондоне. Так вот, у меня есть фотография с голубями на Трафальгарской площади. Они там все ручные, была возможность сделать много интересных снимков. С тех пор это одна из моих любимых тем. Я и ребенка своего часто фотографирую с голубями: и как мы кормим их, и как они взлетают. (Улыбается.)
– Я заметила, у тебя немало работ в стиле «ню».
– «Ню» я начала снимать на спор. Представь, пять утра, берег Москвы-реки, бутылка коньяка и пятеро фотографов... Разговор… о фотографии, естественно! И у нас с одним из мэтров ВГИКа Петром Мудреновым затевается спор: он говорит, что не может женщина-фотограф снимать ню, поскольку если есть ню, то это всегда должно заканчиваться сексом между фотографом и моделью. Иначе в работах не будет чувственности. Я отвечаю, что если фотограф талантлив и модель тоже, то все получится. Вот так я начала снимать обнаженное женское тело.
– Ну и как? Показала ему работы?
– Да, он не то чтобы признал свою неправоту, скорее, согласился, что мои работы тоже ничего! (Смеется.)
– Можно сказать, что ты определилась в жизни? Фотография?
– Фотография – моя бесспорная любовь, но моя жизнь гораздо интересней. Не хочется ограничивать себя каким-то одним видом деятельности. Я хочу понять многое и научиться многому. Мне многое приносит удовольствие в жизни: люблю путешествовать по миру и просто отдыхать в палатке на берегу озера, кататься на горных лыжах и лежать на песке под солнышком, люблю писать картины и разводить цветы на своем подоконнике, встречаться с интересными людьми и проводить время наедине с собой. А еще не так давно я поняла, что самое большое счастье – это быть мамой. Ничто в жизни не может с этим сравниться.