Декоративная роспись на шелке всегда пользовалась популярностью среди людей всех поколений. Картина, написанная в технике батика, – не только изысканное украшение интерьера, но и очень практичное: в отличие от других росписей на шелке, батик не бликует и не выгорает. Стоит такое удовольствие, как правило, недешево, но служит долго.
Недавно в галерее «Каменный пояс» проходила выставка-продажа авторского батика молодой челябинской художницы Екатерины Колесниковой. Всего на выставке было представлено 16 картин. Основная техника – горячий батик. Кстати, все выставки художницы традиционно вызывают большой ажиотаж, а работы всегда реализуются практически стопроцентно.
– Екатерина, расскажите о батике. Что это за техника?
– Холодный батик – это такая техника росписи на шелке, которая делается следующим образом: кладется резервный контур, а площадь между контуром заливается красителем. Я работаю в технике горячий батик. Если сравнивать с холодным, он сложнее. Горячий батик – это поэтапная работа с красками и расплавленным воском. В итоге вся работа заливается воском полностью, который потом снимается, и картина готова. Эта техника хороша тем, что она дает возможность совмещать строгие линии и акварельную заливку, графику и живопись. Я выбрала горячий батик, учась на первом курсе в художественном училище. С этой техникой нас познакомила Нина Егоровна Черкашина. После того, как мы провели несколько занятий, мне так понравилось, что я уже более десяти лет работаю только в этой технике. Материал и инструменты, которые в ней используются, дают большой полет для фантазии. Я каждый раз стараюсь открывать что-то новое: работать с цветом, экспериментировать с фактурами.
– А как вы выбираете сюжеты для своих картин?
– Я работаю в трех направлениях: городской пейзаж, декоративный натюрморт и этническая серия. Декоративный натюрморт начался еще с изостудии имени Ивана Ивановича Архипцева. Стилизация формы и цвета. Этническое направление – это прикладное творчество разных народов, например, африканских. Городской пейзаж – в основном, впечатления о путешествиях. Друзья мне всегда привозят очень много фотоматериалов. Я сама делаю зарисовки и очень люблю путешествовать.
– Много путешествуете?
– По мере возможностей стараюсь. Конечно, хотелось бы больше. Я была на Кипре, в Германии, в Италии, в Чехословакии. Путешествия всегда находят непосредственное отражение в моем творчестве. Иногда я делаю хрестоматийные изображения: рисую конкретное место. Бывает, что изображаю на картине только образ какого-нибудь города, соединяя свои впечатления от географических достопримечательностей. Путешествие – это дорогое удовольствие и во времени довольно ограниченное.
– Ваши работы всегда такие яркие и такие нежные: оранжевые, сиреневые… Это особенность батика или вашего восприятия?
– Я бы не сказала, что это особенность батика. Он позволяет работать в любых цветах. Единственное, что я люблю – работать на сближенных тонах. Делать работы определенного цвета в разных вариациях внутри этого цвета. Потому что если в батике смешивать тона, то работа может получиться грязной.
– Я читала, что, когда работаешь в горячем батике, точный цвет невозможно предугадать.
– Да, цвет всегда немного меняется. Так что перед тем, как работать в материале, я всегда делаю колористическую палитру именно на ткани: небольшой кусочек, на который наносятся все цвета, которые будут использоваться в предстоящей работе. Еще одна большая сложность горячего батика – то, что, если ты уже наложил краску, смыть ее нельзя. В масляной живописи можно снять слой и наложить другой поверх. В графике, как правило, что-то можно стереть ластиком. А здесь нет: если неправильно – работа уже испорчена.
– А вы часто портите работы?
– Сейчас уже нет. Первое время, конечно, было, что работы переделывала по два-три раза. Сейчас я уже знаю тонкости: насколько цвет побледнеет или станет темнее. Ну и опять же очень помогает палитра, на которой всегда можно прикинуть результат.
– А сколько времени уходит на одно полотно?
– На непосредственно сделанное в материале – от недели до месяца. Время на задумку, эскизирование – не могу сказать. Все это очень индивидуально.
– В чем преимущества батика перед другими техниками?
– Во-первых, очень большой плюс горячего батика – это то, что его можно повесить в любом месте интерьера. Он не бликует, как, например, масло. Графику нужно помещать под стекло. А ткань света не отражает, и в любом месте интерьера картина не будет отсвечивать, не будет терять насыщенности и даже если повесить на солнце – не выгорит. Можно повесить картину, например, для съемок: очень удобно делать фотосессии.
– А в чем вы видите причину популярности ваших картин?
– Думаю, людям просто нравится. Как говорится, работаем на одной волне. Я не претендую на глубину своих работ, и драму в них не разыгрываю. Я делаю очень легкие вещи, что, кстати, очень соответствует моему характеру. Я человек оптимистичный, и работы у меня такие же. Кто-то обвинит меня в поверхностности, но это уже на суд зрителя.
– У вас всегда много заказов…
– Мне, в принципе, нравится работать на заказ. Я всегда сама предлагаю заказчику то, что мне самой интересно сделать. Чаще всего мы совпадаем в наших желаниях. Бывает, конечно, когда «хочу то, не знаю что». Я отказываюсь, не работаю с теми людьми, которые начинают просить невозможное. В первую очередь, это должно нравиться мне. Потому что иначе результат получится совсем не тот.
– Вы делаете только картины?
– Я делаю тематические разработки непосредственно под интерьер. Недавно я делала навес для кровати. Там было четыре с половиной метра ткани, именно батика.
– А одежду, например, расписываете?
– С одеждой я не работаю, потому что мне это направление не близко. Там своя специфика: рисунок должен быть с учетом того, что это будет: складки или швы. Тот же шарф: все должно так изображаться, чтобы рисунок было видно. Пока я этим не занималась…
– Допустим, я хочу рисовать батик. Что для этого нужно?
– Пойти в магазин, купить краски и кисти… Лучше начинать с холодного батика – он проще. Можно купить специальные красители в магазине, резервный состав, через который не протекает краска, трубочку для резерва (он выдувается из трубочки). Хотя сейчас продаются тюбики, из которых он выдавливается, – сейчас очень много всего. Лучше пойти этим путем. Резервом делаются контуры, а потом заливается краска, запаривается утюгом, и изделие готово. Я работаю только на натуральном шелке, как правило, его приходится специально заказывать. В принципе, подойдет любой шелк, но лучше брать белый. Для первого раза можно и ненатуральный, но красители лучше ложатся именно на натуральном шелке. А в остальном – это ваш полет фантазии.