Настоящая красота не подвластна времени и не знает никаких границ. Она похожа на музыку, на плавные очертания женского тела, движения, на блеск золота и камней. Она похожа на… танец живота. Но bellydanse – это не только красивое зрелище, но также и спорт, и способ самовыражения. А для чемпионки мира по танцу живота 2004 года, руководителя и педагога самой титулованной в России школы-студии Oasis Dance, хореографа Натальи Беккер bellydance – это, пожалуй, жизнь. Наталья приехала в Челябинск со своими мастер-классами из Питера и успела рассказать о том, что такое настоящий танец живота и почему не совсем юный возраст танцовщицы в нем – только преимущество.
– Наталья, скажите, почему вы начали заниматься танцем живота?
– Это ностальгия по детству. В детстве жила в Красноярске, и тогда были очень популярны индийские фильмы, а школ индийского танца не было. Мне очень хотелось заниматься этими танцами.
Еще, мне кажется, сегодня занятия танцем живота продиктованы временем. Даже самой успешной бизнес-леди хочется вспомнить о своей женской сущности. Видимо, из-за этого особенно привлекло мое внимание данное направление. Для меня занятие танцем стало необходимостью.
– А кто был вашим первым тренером?
– Катарина Джумана. Я училась в Берлине.
– Почему именно там?
– Мне часто приходилось ездить на гастроли, так как по образованию я хореограф-балетмейстер и «народница» (танцевала русские, цыганские, японские, испанские народные танцы). К тому же в Германии у меня еще и все родственники живут. В Европе школы танца живота существуют около трех десятков лет в отличие от России (у нас танцевальное направление только набирает обороты). Там уже сложились свои методики преподавания, имена педагогов известны далеко за пределами собственных стран. Так как я профессионал, то учиться новому танцевальному направлению нужно у профессионалов в хороших школах. Навещая в очередной раз родственников, я постаралась узнать, какие школы лучшие в этой стране. Я занималась у Харасио и Беаты Сифуэнтес – это одни из сильнейших танцовщиков мира.
– Как попасть на чемпионат по танцу живота? Нужно быть членом какой-то лиги?
– Если имеется в виду просто какой-то конкурс или чемпионат, то не нужно иметь членство в лиге или во Всероссийской танцевальной организации, а просто желание. Ты выбираешь номинацию и направление, в котором хочешь выступать, выбираешь уровень (начинающий, продолжающий, открытый класс любителей…).
А вот в профессионалы надо попасть, то есть победить среди любителей, и тогда тебе присваивается это звание профессионала. Что касается международных чемпионатов, то, разумеется, ты должен сначала попасть в сборную России, набрать определенный рейтинг и попасть в десятку лучших танцовщиков или танцовщиц России.
– Есть какие-то возрастные ограничения для танца живота? До скольких лет им можно заниматься?
– До бесконечности можно заниматься танцем живота в группах, фитнес-клубах (я не имею в виду профессионалов и сценические выступления). Семь лет назад, когда я впервые попала в школу к Катарине Джумана, я увидела там женщину, которой было тогда около восьмидесяти лет. До сих пор я периодически приезжаю к ней заниматься и до сих пор вижу там эту женщину. Представляете, сколько ей лет и она занимается в продолжающей группе – это достаточно большие нагрузки, и уровень у нее хороший. Очень приятно, когда женщины преклонных лет уделяют внимание себе, своим чувствам, эмоциям, своей женской энергетике. Без этого танец живота не получится. Это же не механическое исполнение определенных упражнений, это эмоциональное действие. И просто здорово, когда женщина в таком возрасте способна и хочет так преподносить себя обществу, самой себе нравиться. У нас в стране тоже есть такие достаточно возрастные танцовщицы. Но с 35 лет женщина считается уже «синьорой», хотя на самом деле это возраст смешной для танца живота.
– То есть?
– Есть уровень любителей, если брать конкурс, среди возрастных дам. Там существуют такие номинации, как «синьора» и «гранд-синьора». В 35 лет женщина в самом расцвете сил. Не секрет, что при определенных внешних данных танцевать танец живота в 16 лет и в 30 – это абсолютно разные весовые категории. Тридцатилетняя женщина, безусловно, будет выглядеть гораздо выигрышнее, нежели девочка в 16. К сожалению, в нашей стране все гораздо более сдвинуто в сторону молодых.
– Чем старше женщина, тем лучше она танцует?
– Да. Потому что девочка в 16 лет ничего не сможет сказать своим танцем, практически ничего, кроме как механически выполнив действия под красивую восточную музыку. Ей больше нечего сказать, она еще жизни не видела. Танец живота – это танец женщины и танец жизни.
– А о чем вы рассказываете в своем танце?
– О чем? О настроении, которое есть на данный момент, о своих мечтах, о той работе души, которая проходит в каждой женщине, о любви, о ненависти… О жизни! Танец живота – это танец жизни.
– Вы сами разрабатываете и шьете костюмы для выступлений?
– У меня в школе есть целая студия по пошиву костюмов, где работают технологи по разработке моделей. Потому что одно дело – придумать образ в голове, а другое – технически его воплотить. Какая ткань на что крепится, как она будет выглядеть… Есть еще мастера по вышивке и есть художники по расклейке камней. Сейчас уже не танцуют в костюмах, где монетки металлические гремят. Сегодня практически все костюмы украшены камнями Сваровски, но их расклеить – это тоже большое искусство, им занимаются художники. А модели придумываю я.
– Почему же монеткам сказали нет?
– Просто есть направления фольклорные в восточном танце, где женщина все, что имела (это и бесконечное количество монет, браслетов на руках), во время танца она носила на себе. Монетки пришли к нам из прошлого. И если мы танцуем именно такой, фольклорный танец, мы это используем. Если танцуем классический танец живота – украшения принципиально другие. Все костюмы, музыка, сам танец (лексика танцевальная), безусловно, развиваются. Это как язык. Мы же не говорим с вами на языке наших прабабушек, прадедушек. Дизайнеры восточного костюма следят за тенденциями моды.
– А ставите танец тоже сами?
– Да, я, конечно, ставлю танцы. На самом деле, редко такое бывает, чтобы исполнитель был одновременно и постановщиком, и педагогом, и репетитором. Это разные профессии. И совмещать их в одном лице практически невозможно. У меня это получается. Единственное, я не занимаюсь с начинающими – нет времени.
– Вы занимались другими видами спорта?
– Да, я пришла из спорта. Занималась художественной гимнастикой, фигурным катанием, хореографией. Обязательно для танца живота (особенно профессионального исполнения) нужна база классического танца. Хорошо, я всегда говорю, особенно для маленьких девочек, начинать не с танца живота, а с каких-то более серьезных нагрузок – художественной гимнастики, например. Чтобы косточки размять, подготовить детский организм, выстроить его с хорошей мышечной нагрузкой, и в возрасте юниоров (лет с 11) можно начинать заниматься танцами живота.
– Есть ли для танца живота специальная диета?
– Нет. Какой-то специальной диеты нет. Безусловно, не нужно специально взращивать живот. (Смеется.) В принципе, все критерии эстетики тела приемлемы для танца живота.
– Говорят, танец живота хорошо влияет не только на здоровье, но и на психику женщины, делает ее более уверенной, раскованной. Это так? Может стоит проводить какую-нибудь танцетерапию для скромниц?
– Да, это так. Самооценка становится другой у женщины. Чтобы выйти и станцевать, нужно побороть свои комплексы. Танец живота помогает шагать по жизни без комплексов и с уверенностью. Это крайне важно. Насчет танцетерапии не знаю… Мне кажется, при посещении уроков скованность сама по себе уходит.
– Bellydance пришел из арабских стран, но есть мнение, что его лучше всех танцуют русские женщины. Вы согласны с этим?
– Да. Нельзя сказать, что bellydance пришел именно из арабской страны. Истоки его происхождения до сих пор точно не известны. Кто-то говорит, что индийские цыгане принесли в арабские страны этот танец и жены фараонов учились у них танцевать для своих мужей. Но то, что сегодня российские танцовщицы являются сильнейшими в мире – это факт. Потому что у нас очень серьезная хореографическая база. Здесь каждая вторая девочка занимается в художественной гимнастике или детском танцевальном кружке. Мы изначально образованы хореографически. И когда на эти знания сверху накладывается умение танцевать восточный танец, то получается хороший результат.
– А что вы думаете о соперницах из других стран?
– В каждой стране есть свои нюансы. У танцовщиц из арабских стран, может быть, меньше развита культура танца и нет классической хореографической базы, но зато у них есть зов крови… Нам, в северных наших городах с малым количеством солнца и тепла, конечно, этого не хватает. Поэтому ездим, посещаем уроки, учимся у этих педагогов.
В Америке тоже очень сильные танцовщицы есть, но конкурировать они с нами могут, потому что там этот танец уже более 30 лет развивается и есть хорошие школы и методики преподавания. В каждой стране есть то, что можно взять. Но в целом русские танцовщицы техничнее, и культура сценического танца у нас очень высокая.
– Существуют столицы дзюдо, бокса и других видов спорта. То есть города, где эти виды спорта больше всего развиты. Есть ли такой город, в котором bellydance особенно развит?
– Да. Есть города, в которых за последние четыре-пять лет сложились достаточно сильные школы по танцу живота: Екатеринбург, Челябинск набирает обороты, что радует. Москва, Петербург, безусловно. И Липецк.
– После того, как закончите выступать, чем будете заниматься?
– У меня школа, на базе школы существует ансамбль. С этим ансамблем мы и гастролируем, они выступают на международных фестивалях и форумах. Я сама являюсь директором международного «Оазис-Фестиваля». В любом случае, моя жизнь будет связана с танцем. Я являюсь президентом международного благотворительного фонда содействия развитию bellydance «Европа-Азия», который занимается развитием и популяризацией танца.
К тому же, очень хорошо, что танец живота предполагает более поздний возраст даже для выступлений на сцене. Если в латине или балете 36 лет – это время выхода на пенсию, то в танце живота в 30 лет только начинают по-настоящему делать карьеру.
– То есть, можно уйти на пенсию из балета, поправиться чуть-чуть и танцевать bellydance?
– Совершенно верно! (Смеется.)