Вечеринка для умов Pecha Kucha вновь распахнула свои двери перед всеми желающими. В первое воскресенье апреля в Челябинске прошел третий сбор всех выдумщиков, генераторов идей, хипстеров и интеллектуалов. На этот раз тем, кто успел пройти бесплатную регистрацию, предлагалось узнать секреты борьбы с жизненными неудачами, понять, как справиться с жизнью после брака, и найти для себя ответ на вопрос, что же делать с Челябинском. Девять спикеров – это не шутка, поэтому жёсткий временной формат выступлений пришёлся как никогда кстати. Пока выступающие властвовали у микрофонов, мы решили выяснить, знает ли аудитория, что означает название необычного мероприятия.
«Pecha Kucha… Если по ассоциациям, то это куча народа!» − Алексей.
Интеллектуальная вечеринка началась с не интеллектуальных комментариев. Первого спикера – преподавателя ЧелГУ Александра Фокина – освистали прямо из зрительного зала. Видимо, не все оказались готовы к рассуждениям о стендапе, демотиваторам без цензуры о религии, сексе и БДСМ. Но охрану вызывать не пришлось – недовольные гости удалились сами. А подобный случай лишь добавил импровизации в выступление доцента ЧелГУ. «Говорят, что это был один из участников группы «Чайф», но со сцены разглядеть не удалось, – говорит Александр Фокин. – Конечно, для меня это стало неожиданностью, кричали подобное в первый раз, но в стендапе нужно быть готовым и к такому. Я думаю, эти люди случайно оказались в зале, и это вызвало когнитивный диссонанс».
Больше настроение спикерам никто испортить не пытался. Оно и понятно – изменить любимый город и жизнь не менее любимого себя хочется каждому. На третьей Pecha Kucha было выдвинуто много идей по преображению Челябинска. Перемен, по мнению участников, требует не только внешний вид домов, но и способы переработки отходов. По речи участника Дмитрия Закарлюкина было видно – человек не в первый раз выступает перед публикой. Поэтому даже «заевшие» слайды его нисколько не смутили. Спикер выступал с проектом «Вещеворота» − своеобразного круговорота вещей в природе. Каждый из нас может сдать свои старые вещи на переработку, чтобы из них сделали новые и передали их нуждающимся. К слову, Дмитрий стоит за многими проектами, призванными облагородить наш далеко не самый экологически чистый город. На счету его команды не только урны для раздельного мусора, но даже «Экотакси». Как ни странно, клейма «чокнутого зелёного» он уже давно не боится.
«К сожалению, стереотип городского сумасшедшего присутствует всегда, и его выгодно периодически поддерживать. С одной стороны, народ, воспринимая его, глубоко верит в идею, а с другой – не доверяет из-за большого числа инициатив. Но наша команда этот этап прошла. Мы просто делаем и делаем без пафоса и всякой «ваты», − говорит Дмитрий Закарлюкин. − Я никогда не приходил и не говорил: «Дайте мне денег – тогда мы сделаем!», а сразу приходил с готовыми проектами. У государства нет на это ни сил, ни времени, ни людей, а бизнес только сейчас начинает обращать внимание на решение экологических проблем. И активность народа в этом помогает, потому что люди – инициаторы».
Во время беседы к нам подходит молодой человек и начинает предлагать свои идеи по поводу «Вещеворота» Закарлюкину. Контакт ещё одним потенциальным членом команды найден. Наверное, в этом и заключается главная польза Pecha Kucha − за разговорами могут следовать дела.
«Что означает Pecha Kucha? Не скажу, я читал, но забыл» − Николай.
А масштабных дел одному не совершить, даже имея хороший план. Одним из таких планов, вызвавшим множество вопросов и откликов, стал проект челябинских велодорожек. Его представляла молодой архитектор Наталья Пирогова. На слайдах – примеры установок велодорожек в разных частях города, из зала – вопросы о воплощении идеи в условиях кризиса. Ведь для реализации такого масштабного проекта требуются громадные деньги. Кроме того, реально ли на этом вообще заработать?
«Я думала по этому поводу, и, насколько знаю по европейскому опыту, это происходит без активного заработка. Есть и долговременный плюс – с велодорожками улучшается инфраструктура района, повышается социальный уровень, и жильё в этом районе становится чуть-чуть дороже, − говорит Наталья Пирогова. − Существует специфика с зонированием дорожек: передвижения рядом с парками, набережной и по городской среде. Мне пока сложно говорить об этом без моих чертежей. Но я не знаю, как зарабатывать человеку, который делает велодорожки, в России это пока не развито».
Тем не менее архитектор не скрывает, что пришла ради поиска команды финансистов, которые смогли бы помочь претворить её «веломечту» в жизнь. В конце концов в Голландии, которая у многих ассоциируется с двухколёсными скакунами, это получилось. А у нас легче найти человека, который не умеет плавать, чем того, кто никогда не катался хотя бы на старом «Олимпике».
После многих выступлений в голове закономерно возникает вопрос – а не останутся ли высказанные идеи лишь на бумаге? В конце концов попиариться и успокоиться может каждый, а что-то сделать после презентации под силу даже не каждой госкомпании. По словам одного из организаторов мероприятия, event-менеджера сайта Feelmore.ru Ирины Пивоваровой, процент реализованных идей, выдвинутых на вечеринке, существенно выше тех, что ушли в небытие: «Какие-то проекты гремят, не затухают, а другие авторы забросили и не поддерживают их, но больше тех, кто продолжает своё дело. Сегодня я общалась с автором проекта создания оборудования для слепых – это самый крутой проект, который у нас был представлен за всё время, нам об этом писали многие. Причём в жизни он занимается совершенно другой работой и этот соцпроект делает для себя. И после презентации на Pecha Kucha на него обратили внимание СМИ, спонсоры и просто заинтересованные. А сегодня он уже заявляет, что хочет выйти на международный уровень!»
«Как переводится Pecha Kucha? Не знаю… Но думаю, что это какая-то хорошая куча!» − Александр.
На третьем сборе инициативных интеллектуалов были представлены не только масштабные проекты по облагораживанию действительности. Под видом лайфхака для туристов участница Татьяна Дарий попыталась рассказать, почему человеку стоит путешествовать. Уже давно Татьяна вместе с группой единомышленников организует «Вылазки» − турпоходы по природным красотам нашего края. Походная еда, устройство туристического рюкзака, защита от клещей и поездки в горы и леса с детьми – все стереотипы были наглядно «вскрыты». Помимо слайдов выступление сопровождалось демонстрацией туристического снаряжения прямо на сцене. Но главная цель речи оказалась гораздо глубже.
«Вообще своей задачей мы видим объединение людей. За последние шесть лет в формате «Вылазок» прошло уже более 20 свадеб! Секрет прост − на природе ты видишь человека таким, какой он есть. Если девочка − белоручка и не способна что-либо приготовить, то ты в городе об этом сразу не узнаешь, а в походе видно всё. Ты мгновенно сможешь понять, привык ли парень к тому, что у него всё на блюдечке, либо он спокойно с утра встал и пошёл наколоть дров и сделал своей девушке горячий чай, – говорит Татьяна Дарий. – А ещё «Вылазки» − это общение с людьми, которые близки тебе по духу. И тебе не надо думать: «Какой длины у меня ногти? Понравится ли это окружающим?» Им плевать на это, для них важнее то, что ты интересен и у тебя в котелке получилась классная гречка. Кроме того, у меня в походах появились друзья, которым я могу позвонить даже ночью и знаю, что они всегда ответят и помогут, потому что они проверены в боевых ситуациях. Есть ли подобные ситуации в клубе или на дискотеках? Не знаю, может быть».
Стоит отметить, что на вопрос, возможно ли найти надёжных и верных друзей благодаря Pecha Kucha, лучше всего ответят сами посетители, которых в этот вечер, по данным организаторов, в зале было около 700. Поддержку зала получил каждый выступающий, поэтому не важно, что действительно означают эти два загадочных слова.
Pecha Kucha появилась в 2003 году в Токио в среде архитекторов. С японского название переводится как «бла-бла-бла». Архитекторам надоели длинные и бессодержательные презентации коллег, они ввели правило: презентация должна состоять из 20 слайдов, каждый из которых демонстрируется ровно 20 секунд. На данный момент международное движение Pecha Kucha включает в себя 790 городов по всему миру.
Фото: Фото Григория Сотникова и Татьяны Тихоновой