¬ладимир —тержаков, актер театра и кино: « аждый год 31 декабр€ € шел на рыбалку!»

– ¬ладимир јлександрович, так это правда, что вы настолько увлечены рыбалкой, что даже иногда Ќовый год встречаете с удочкой в руках?

– ѕравда. Ќо так было только до встречи со второй женой. Ѕыл период между первым и вторым браком, когда € считал себ€ убежденным холост€ком. » каждый год 31 декабр€ шел на рыбалку.

– ќдин?!

– ¬ Ќовый год один, а вообще, конечно, у мен€ есть друзь€-рыбаки. ћы с ними частенько уезжали из дому на 2-3 недели на ¬олгу, жили в палатках и рыбачили. ѕричем замечу: все это врем€ ловили не абы что! — вечера договаривались, мол, сегодн€ идем на сома, завтра ловим только леща, послезавтра – только окун€ и т.д. —ама рыба нам была не очень нужна – мы ее отпускали. ќставл€ли только несколько штучек, чтобы закоптить на п€терых мужиков.

– —амый большой улов свой помните?

– ƒа! Ёто был лещ весом 4,1 кг, длиной где-то 50-60 см.

– ј вы ни разу не брали жену на рыбалку?

– Ѕрал, а как же!  ак раз во врем€ нашего медового мес€ца в “аллине! ’отел доставить удовольствие, но не получилось: јлла мучилась, замерзла, ее искусали комары, и она сказала, что больше на рыбалку не поедет никогда.

– ѕравда, что вы познакомились с женой в магазине?

– ѕравда.  ак-то утром € возвращалс€ домой со съмок в неверо€тно хорошем настроении. ѕозади была четверта€ бессонна€ ночь, € снималс€ в фильме «¬озвращение броненосца». Ћюди торопились на работу, с трудом втискивались в переполненный траснпорт, а € смотрел на них с улыбкой, зна€, что сейчас приду домой, вкусно покушаю и л€гу спать. » вот, захожу в магазин за хлебом, занимаю место в конце большой очереди…

– » тут входит она?

– јга! Ќа ее лице застывает расстроенна€ мина. ¬идимо, она торопитс€. я совершаю рыцарский жест – пропускаю ее на свое место, а сам снова встаю в конец очереди. ќна купила хлеб, и €… почему-то пошел за ней. ¬ сумке у мен€ были бананы, € ей их подарил и попросил номер телефона. ќна пролепетала семь цифр и исчезла в неизвестном направлении. я позвонил в тот же вечер. ѕотом мы с јллой ≈вгеньевной целый год гул€ли по вечерней ћоскве, общались исключительно на «вы», € провожал ее и еще час сто€л возле дома и смотрел, как в ее окнах горит свет.

–  огда же произошла счастлива€ разв€зка?

–  огда € заболел. ¬ тот день € снималс€ в сцене, где в мен€ стрел€ли. Ќесколько дублей надо было лежать на замерзшем лед€ном асфальте.   вечеру мен€ уже лихорадило. » вот в бреду € увидел јллу. ќна €вилась ко мне вс€ в белом.  огда € очухалс€, сделал ей предложение.

– я где-то читала, что вы очень долго мечтали о дет€х и уже было отча€лись…

– ƒа, јлла долго не могла забеременеть. ≈й даже поставили безрадостный диагноз. ј нам очень хотелось детей. ћы кругом замечали только кол€ски и карапузов. ќт этого отча€ни€ семейна€ жизнь стала т€гостной. „тобы поддержать јллу, € даже сказал, что готов усыновить ребенка. Ќо она не сдавалась – проходила многочисленные курсы лечени€, соглашалась на операции, ездила к гадалкам… ¬се сложилось – сначала по€вилс€ ƒениска, потом Ћешка. “ак что теперь € Ќовый год встречаю в костюме ƒеда ћороза, а не рыбака! (—меетс€.) –ад, что јлла всегда решительнее и сильнее мен€. ќна лидер. » € готов быть человеком, идущим по ее следам. я получаю от этого удовольствие. я выт€нул счастливый билет в своей жизни.

– ѕравда, что вы просили Ћужкова выделить вам квартиру?

– ѕравда.  огда родилс€ ƒенис, мы жили в крохотной хрущевке. ѕосле рождени€ јлешки стало совсем тесно, а купить новую квартиру мы были не в состо€нии. ¬ отча€нии € написал письмо мэру ћосквы ёрию Ћужкову. ќтправил его, ни на что не наде€сь. » представл€ете – нам дали большую квартиру!

– ¬ы участвуете в воспитании детей? »ли все же не успеваете в силу плотного рабочего графика?

–  онечно участвую, а как иначе? я вообще с величайшей радостью несу отцовское брем€. ’от€ иногда мне кажетс€, что дл€ сыновей € жива€ игрушка: как только переступаю порог дома, пусть даже голодный и уставший, немедленно включаюсь с ними в игру. »ногда даже засыпаю, лежа на полу, пока они по мне скачут. —кажу вам больше: если бы € нашел клад и мне больше не надо было работать, € бы с удовольствием сидел дома с детьми. ћне доставл€ет удовольствие заниматьс€ хоз€йством – убиратьс€, готовить, ходить на рынок…

– » что же вы готовите? „ем балуете родных?

– ќбожаю готовить первые блюда: борщи, сол€нки, харчо, шурпа, рассольник – все-все… ƒаже скептики, которые приезжают в гости, ед€т за обе щеки, а остатки в глаза пипеткой закапывают! (—меетс€.)

¬ладимир —тержаков, актер театра и кино: « аждый год 31 декабр€ € шел на рыбалку!»

– ¬ы бы хотели, чтобы дети пошли по вашим стопам?

– ƒа, € бы хотел, чтобы мо€ династи€ продолжилась. ¬едь актерска€ професси€ хоть и трудна€, но сама€ лучша€ на свете!

– ¬ладимир јлександрович, а вас не обижает то, что вы стали так востребованы уже в достаточно зрелом возрасте?

– ј чего тут обижатьс€? ƒа, так бывает, что в молодости актер не востребован кинематографом, а войд€, так сказать, в возраст, становитс€ вдруг нарасхват. ƒаже когда в стране был кризис, € со сцены не ушел. ћел дворы, мыл пол в столовой за обед, собирал и сдавал бутылки, по ночам работал сторожем в гаражном кооперативе. Ќо от сцены не отказалс€: потер€л бы эту профессию – потер€л бы самого себ€.

– ¬ы театр совсем бросили?

– Ќет, но теперь выступаю в антрепризах. ¬ моем репертуаре разножанровые спектакли – комеди€ «ћаленькие аферы большого города», мелодрама « от в мешке», баллада «ѕохищение —абин€нинова».

– ѕочему вы ушли из ћ’ј“а после 20 лет служени€ ему?

– ѕотому что эпоха моей жизни в этом театре закончилась с уходом ќлега Ќиколаевича ≈фремова. ѕришла друга€, в которой мне места не нашлось. я обрел творческую свободу – начал активно осваивать кино, благо, сейчас много работы в этой области.

–  акие тенденции в развитии современного кинематографа вы могли бы отметить?

– ѕогоню за √олливудом. Ќо это то, что мне не нравитс€, потому что выгл€дит крайне смешно. ќни думают, будто приближаютс€ к «большому кино»... ¬сю жизнь наше кино было сильно чем? ѕравдивым существованием на площадке актеров, когда просто капилл€ры лопаютс€. Ќеверо€тной трудоспособностью и пониманием происход€щего, профессионализмом режиссеров. ј когда мы пытаемс€ правильно разбить машину, пытаемс€ взорвать бочку с горючим… Ќет-нет-нет, это неправильное направление!

– ¬ы осваиваете кино, но не по€вл€етесь на светских тусовках. ѕочему?

– ћен€ несколько раз приглашали туда, где собираютс€ гл€нцевые люди. Ѕольше не приглашают, и слава Ѕогу. Ќу, что мне там делать? “ам общаютс€, гл€д€ не в глаза, а на кулон на груди, на количество бирок на маечках или на рубашках… ј ведь не это определ€ет качество ума или таланта!  ак будто они не в этой стране выросли, не эти же буквари читали, не в той же речке купались…

– ¬ладимир јлександрович, а расскажите, пожалуйста, о своем детстве, о родител€х…

– я родилс€ в “аллинне. Ѕыла война, папа воевал, потом осталс€ в “аллинне: что-то разминировал, восстанавливал, строил. ј мама там же трудилась на заработках после возвращени€ из √ермании, куда была угнана во врем€ войны. ќни встретились и живут вместе вот уже 55 лет, дай Ѕог им здоровь€, за все эти годы € ни разу не слышал, чтобы папа повысил на маму голос.

– ¬ы же младший сын в семье?

– ƒа, у мен€ есть две старшие сестры. ѕерва€ родилась, когда родители жили еще в какой-то голуб€тне, а когда родилс€ €, у родителей уже был свой дом.  стати, своим рождением € об€зан папе: мама не хотела мен€ рожать, потому что жить было трудно после войны, она уже пошла на аборт, а папа полз за ней на коленках и кричал, что будет сын и его надо оставить.

–  ак родители отнеслись к тому, что вы выбрали актерскую профессию?

– —покойно. ћое поступление в Ўколу-студию ћ’ј“ никого не удивило: папа замечательно бьет чечетку, мама потр€сающе поет, а € сам с детства ходил в различные кружки. ѕотр€сло другое: по окончании института мен€, провинциального мальчишку, ≈фремов вз€л во ћ’ј“, кл€нусь, без блата, без московской прописки – он просто посмотрел дипломный спектакль. “ак у мен€ по€вились роли, не главные, конечно, но хорошие роли в замечательных спектакл€х.

–  ак думаете, актерство – удел мужчины или женщины?

– ћужчины. ¬ообще, все роли – и мужские, и женские – должны играть мужчины, как в €понском театре  абуки. ∆енщина должна рожать и сидеть дома. ј то бедные дети недел€ми не вид€т маму, а она за€вл€ет: «я актриса!». √…но ты, а не актриса! —отни таких актрис сид€т вообще без детей: «јх, € не могу, € карьеру делаю». “ьфу!..

– ¬ладимир јлександрович, известность вас не утомл€ет? ¬едь, наверн€ка, везде узнают?

– ѕока нет. «наете, как-то мы с сыном ƒенисом, когда ему было дев€ть лет, поехали на метро. ј ко мне все подход€т, фотографируют на телефон, берут автографы, пожимают руки… —ын внимательно за этим наблюдал, а потом выдал: «ѕап, теб€ так все уважают, как ѕутина!». Ќаверное, это дорогого стоит! (—меетс€.)

—тержаков ¬ладимир јлександрович родилс€ в “аллине 6 июн€ 1959 года. ¬ дев€том классе поступил в училище при –усском драматическом театре Ёстонской ——–. ¬ 1981 году окончил Ўколу-студию ћ’ј“ и был прин€т в труппу ’удожественного театра. Ќа счету актера пор€дка 60 ролей в фильмах и киносериалах. —реди самых известных «¬озвращение броненосца», «–оковые €йца», «Ћюбительница частного сыска ƒаша ¬асильева», «—туденты», «¬алерий ’арламов. ƒополнительное врем€», «ƒо€рка из ’ацапетовки», «ћаргоша», «ƒурна€ кровь» и др.