— А вы раньше брали здесь тортики?
— Нет, — отвечает скромно одетая женщина интеллигентного вида.
— Не страшно?
— А чего? — отвечает она после секундного раздумья. — Вроде нормальный.
Магазин «Товары по низким ценам», где происходит этот диалог, работает в глухой промзоне на улице Енисейской в Челябинске. Помещение — гараж, который, судя по дымку из трубы, отапливается чем-то вроде буржуйки.
Здесь всё равно чуть жарче, чем в холодильнике, но это, пожалуй, и к лучшему.
Особый интерес покупателей вызывает красная икра.
— Икра сегодня по акции, 200 рублей, так по 250 была, премиум, вкусная, есть кета, есть чавыча, — бойко информирует хозяйка в ярко-зеленом пуховике. — Берите побольше, чтоб на все праздники.
— А чем отличается?
— В кете лимончик больше чувствуется.
«Вроде нормальные» тортики и пирожные стоят в отдельном холодильнике, привычных наклеек со сроками годности после дефростации на них нет: только фабричные даты заморозки.
На полках — разная бакалея, чай и кофе, печенье, конфеты, консервы. Цены после привычного супермаркета и правда греют душу, вот только весь этот товар — просроченный (если сроки вообще можно проверить).
Впрочем, покупатели не задают Екатерине и ее помощникам лишних вопросов: тех, кто интересуется, вполне удовлетворяет туманное объяснение «с большого склада торгуем». Публика здесь вполне приличная, мужчины и женщины средних лет, не обнищавшие пенсионеры — тем сюда просто не добраться, потому что с общественным транспортом, мягко говоря, туго.
График работы и адрес покупатели узнают из чатов в мессенджерах: только в Telegram у Екатерины уже почти 1200 подписчиков. Она выкладывает там фотографии полок и продуктов, иногда рекламирует завозы определенных товаров (той же икры или тушек гусей к Новому году). При желании сделать заказ можно через личную переписку и получить доставкой на такси, в основном люди приезжают за товаром сами. Деньги за купленное отдают наличкой или переводят якобы складу по накладной, которую Екатерина заполняет вручную. Счет, правда, привязан к ее телефонному номеру.
Еще пару лет назад мы рассказывали о магазине, в котором пенсионеры закупались просроченными продуктами по бросовым ценам. Там покупателей предупреждали о просрочке сразу и даже требовали расписку — мол, претензий в случае отравления не имеем. Несколько раз магазин попадал в поле зрения полиции, и весной 2022 года его прикрыли.
«Понять-то можно, почему у нас всё дешевле?»
В ситуации рекордного роста цен на продукты, за которым не поспевают доходы людей, подобный бизнес снова находит своего клиента. Об этой торговой точке мы узнали после того, как в редакцию 74.RU обратилась одна из клиенток маркета. Вместе с мужем они набрали продуктов почти на 7000 рублей, но все они оказались просроченными — даже чипсы.
— Я вступила в этот чат, мужа уговорила съездить закупиться, сейчас жалею, конечно. Иван поехал без меня, в обед, я дома всё время с маленьким ребенком, из-за этого и каждая копейка на счету, — рассказала Юлия. — Дома я увидела, что все продукты просроченные: мясо, консервы, торты, всё. Изначально я подумала, что это оптовики, у них есть возможность так дешево отгружать. Но теперь вообще непонятно, что это за продукты, где она их берет, есть их невозможно и страшно. Очень обидно, что так обманывают людей.
Девушка попросила Екатерину забрать товар и вернуть деньги, но поначалу та ответила категоричным отказом.
— У нас не магазин, вы посмотрите, сколько в магазинах всё это же самое стоит, — растолковывает она сохранившимися у Юлии голосовыми сообщениями. — Понять-то можно, наверное, почему у нас шоколадка стоит 20 рублей? Если ваш муж не слышал, что ему говорят, что что-то в сроках, что-то нет, это уже ваша проблема. Я сама и мой ребенок тоже едят и эти чипсы, и этот зефир, и всё то же самое.
После того как Юлия пообещала обратиться в СМИ и полицию, продавец пошла на попятный и сказала, что постарается урегулировать вопрос с «руководством».
— Я понимаю, что у вас чек большой, сумма чувствительная, я это всё сказала, — сообщила она. — Но жути-то не нагоняйте, никто у нас никогда не травился.
Юлия обратилась в Роспотребнадзор: представители ведомства сообщили, что она может зарегистрировать заявление на их официальном сайте, но тогда не сможет вернуть продавцу просроченный товар.
— Сказали, что заявку будут рассматривать в течение какого-то неопределенного срока, а товары должны храниться у меня, — говорит девушка. — Ну такое… Где они у меня будут лежать, тухнуть?
В итоге супруг нашей читательницы отвез большую часть закупленного обратно на Енисейскую, Екатерина вернула им деньги. Кроме того, Роспотребнадзор всё же принял заявление Ивана, связанное с нарушением кассовой дисциплины при торговле, магазин ждет проверка.
Меж тем в России уже не первый год идут дискуссии, связанные с судьбой миллионов тонн продуктов, которые по действующему законодательству должны отправляться на свалку. Депутаты Госдумы предлагали устанавливать в магазинах полки для товаров с истекающим сроком годности, освободить ритейлеров от налогов за бесплатную раздачу такой еды, но до реализации эти инициативы так и не дошли.