В военном гарнизонном суде Челябинска начались слушания по делу об избиении курсанта 3 курса ЧВВАКУШа Александра Ермакова. Само по себе это дело может показаться банальной «дедовщиной», которая вряд ли привлекла бы к себе такой интерес, если бы не издевательства над рядовым Сычевым в танковом училище Челябинска. После этого руководство Минобороны РФ и Общественной палаты обратило серьезное внимание на проблему неуставных отношений в армии, в том числе и в элитных подразделениях. Даже в случаях, когда рядовой или курсант оказывается покалечен или убит, доказать факт неуставных взаимоотношений необычайно трудно. Для этого нужны свидетели: солдаты, очевидцы издевательств, которые должны открыто выступить против «дедов» или своих сослуживцев. В делах рядового Сычева и курсанта Ермакова есть один объединяющий фактор: если бы не родители, обе эти истории удалось бы замять.
Отец Александра Ермакова Анатолий Икизли вспоминает: в ночь с 16 на 17 октября его разбудил звонок сына из ЧВВАКУШа, который сообщил, что его только что избили младшие командиры. 19 октября отец приехал из Смоленска в Челябинск и узнал, что в госпиталь сына так и не отвезли, хотя он жаловался на дикую боль в голове и нижней части спины.
«Когда я увидел сына, то был в ужасе, – говорит Анатолий Икизли. – Он казался подавленным, еле говорил и все время держался за бок».
Из рассказа сына следовало, что младший сержант Курлаев, находясь в состоянии алкогольного опьянения, поднял его среди ночи и стал избивать. Позже к нему присоединились еще двое офицеров. Сколько времени над ним издевались, Ермаков не помнит. Его долго били ногами в область почек, ударили по голове черенком от грабель. В какой-то момент рядовой услышал: «Убегай, иначе забьют до смерти». Александру удалось вырваться и спрятаться сначала в одном из спортивных помещений, потом в канцелярии. Все это время младший сержант носился по территории училища с дужкой от кровати и грозился убить курсанта. Понимая, что не сможет добраться до выхода, Александр выпрыгнул со второго этажа здания училища. К этому моменту он уже начал терять сознание. Спас Ермакова полковник Николай Чуев. Он отвел парня в дежурную часть, вызвал «Скорую помощь», а в 02:00 ночи лично позвонил начальнику училища генерал-майору Сергею Хоронько, доложив, что курсант избит пьяными командирами отделения.
Подполковник медслужбы, стремясь замять дело, попытался отменить вызов «скорой», однако медики уже подъехали к воротам училища. Они успели померить Александру давление (оно оказалось 180 на 100) и дать лекарство, после чего их в грубейшей форме попросили покинуть училище. В санитарной части Ермаковым занялись только в 05:00 утра.
Когда Анатолий Икизли приехал в училище, начальник медицинской службы заверил, что с Александром все в порядке, его хоть сейчас можно отправлять в роту, однако «мы пока его придержим здесь на сохранении».
Все побои на теле сына отец заснял на цифровой фотоаппарат – сейчас это единственное доказательство, подтверждающее факт избиения курсанта. Когда Анатолий Икизли попытался забрать сына из училища, чтобы провести независимое медицинское обследование или добиться судебно-медицинской экспертизы, выяснилось, что у Ермакова отобрали и военный билет, и паспорт.
Военные врачи назначили проведение экспертизы только на начало ноября, когда все синяки с тела парня уже сошли. Лишь когда проведенная в декабре энцефалограмма головы показала наличие у Ермакова гипертонии, пострадавшего положили в военный госпиталь в Екатеринбурге.
Получить комментарий руководства ЧВВАКУШа корреспонденту Chelyabinsk.ru не удалось. Начальник училища генерал-майор Сергей Хоронько находится в отпуске, а его подчиненные на эту тему говорить отказываются. Тем не менее официальная версия ЧВВАКУШа известна: произошла банальная драка, зачинщиком, которой, является Александр Ермаков. По словам Анатолия Икизли, руководство училища пообещало ему сделать все, чтобы «замять» инцидент и не выносить его за пределы училища.
«Нас уговаривали не обращаться в прокуратуру, а потом стали запугивать, – заявил Анатолий Дмитриевич. – Но сын сказал мне, что спас себя сам, и не может оставить это дело безнаказанным. Матери курсантов училища тоже просили не раздувать скандал, неоднократно предлагали деньги и требовали прекратить дело против их сыновей. Мне нечего было им ответить. Их дети были смелыми когда били, теперь пусть будут смелыми в суде и ответят за все».
Александр Ермаков находился в госпитале Екатеринбурга почти два месяца. В начале февраля он вернулся в Челябинск, где сейчас проходит курс реабилитации. Медики признали его ограниченно годным к военной службе, но на карьере летчика поставили крест. Отец вот уже пятый месяц находится рядом с сыном. Он потерял работу в Смоленске, но, несмотря на все трудности, намерен довести дело до логического конца.
Все, что его сейчас волнует – это здоровье Александра и судьба второго сына, который тоже учится в ЧВВАКУШе курсом старше. Анатолий Дмитриевич опасается, что вся эта история негативно отразится на нем.
Слушание по делу Ермакова перенесли на 27 февраля. Суд удовлетворил ходатайство обвинения о том, чтобы получить медицинские документы из госпиталя и из летного училища и пригласить еще нескольких свидетелей. В том числе и сотрудников «Скорой помощи», которые в ночь с 16 на 17 октября осматривали курсанта.