Компания «Аксель» давно известна своей благотворительной деятельностью и социальными проектами. Интересно, что практически все сферы ее бизнеса так или иначе связаны с социальным аспектом. Сегодня «Аксель» управляет тремя крупнейшими торговыми комплексами Челябинска – «Восточным», «Китайским» и «Перекрестком», магазином меховых изделий «Модный Мех», кафе и сетью игровых залов «Джокер-Джекпот», а также является собственником ряда объектов недвижимости. Ни одна из территорий, на которых расположены эти объекты, не досталась компании просто так: все они получены путем расселения частного сектора. Расширяя свой бизнес и сегодня, «Аксель» продолжает помогать людям не только получить новое жилье, но и избежать волокиты при оформлении документов. О проблемах, с которыми приходится сталкиваться при расселении частного сектора, и их решении рассказывает президент компании «Аксель» Леонид Станковский.
– Леонид Павлович, какое место в деятельности компании «Аксель» занимает социальный аспект?
– Бизнес нашей компании на 100 % социально ответственный. Во-первых, мы предоставляем людям рабочие места. Только на строительном рынке «Перекресток» более 200 торговых мест, в каждом из которых работает по два-три человека. А всего на объектах компании «Аксель» занимаются бизнесом около трех тысяч предпринимателей.
Во-вторых, все территории, которые компания «Аксель» использует для бизнеса, получены путем расселения частного сектора. К примеру, на площадке, которую сейчас занимает строительный рынок «Перекресток», еще три года назад было два жилых квартала. Каждая семья, которая там жила, получила новую комфортабельную квартиру.
– Насколько я знаю, вы планируете расширять рынок «Перекресток» и, по-видимому, вновь будете решать проблему расселения…
– Сейчас мы расселяем квартал, ограниченный улицами Тупик и Красных командиров. Надо отметить, что там очень высокая стоимость жилья. В домах, расположенных на этом участке, прописано немало людей, требующих новой жилплощади. Всего мы должны предоставить жильцам около двадцати квартир: от однокомнатной до четырехкомнатной, причем по рыночным ценам.
– Люди сами подыскивают себе квартиры?
– Как правило, да. Потом согласовывают свой выбор с нами, и мы оплачиваем покупку этого жилья. Первым делом предоставляем квартиры людям, у которых разумные требования, а с теми, у кого они завышены, продолжаем вести переговоры. Допустим, семье с одним ребенком положена двухкомнатная квартира, а они хотят трехкомнатную. Многие стараются найти себе и метраж побольше, и чтобы дом был кирпичный, и район получше. Это естественное желание человека, трудно ожидать, что он попросит квартиру на окраине Ленинского района и на первом этаже. Но так или иначе со всеми договариваемся. Ежемесячно мы предоставляем по две квартиры для расселения.
– С какими проблемами приходится сталкиваться при расселении, помимо высокой стоимости жилья?
– Расселение тормозится из-за проблем с документами у собственников. Если мы предоставляем людям уже оформленные квартиры, зарегистрированные в регистрационной палате, то у многих из них не закончено оформление документов на земельные участки или домовладение. Мы предлагаем всем переселенцам наши услуги, помогаем им оформлять бумаги на земельные участки и строения. Порой это затягивается на полгода и дольше, ведь ситуации встречаются самые разные. Например, у кого-то прописаны родственники, с которыми давно потеряна связь, и так далее. Тем не менее, с нашей помощью дело идет быстрее, у людей порой просто нет времени ходить по инстанциям и выстаивать огромные очереди.
– Как давно идет расселение?
– Уже четыре года. У нас была пауза после того как мы расселили два квартала на месте нынешнего строительного рынка. Но муниципальные органы просто не успевали оформлять документацию на эти участки, поэтому процесс затягивался. Думаю, в 2007 году мы закончим расселение.
– Что планируете построить на месте расселенных домов?
– Институт «Челябгражданпроект» разработал пакет технической документации комплексной застройки на территории комплекса «Перекресток». В будущем здесь появятся социально-значимые объекты: гостиница, торговый комплекс, деловой и развлекательный комплексы. Предусмотрена поэтапная реализация проекта.
– Какие еще социальные проекты реализует ООО «Аксель»?
– Нередко городская и районные администрации обращаются к нам с просьбой помочь в проведения каких-то мероприятий. Всегда откликаемся на эти обращения. Мы были генеральными спонсорами фестиваля «Новое кино России», финансировали театральные фестивали. Выделяем средства на развитие инфраструктуры города. Например, вкладывали инвестиции в реконструкцию Кировки, парка культуры и отдыха имени Гагарина. Финансировали также строительство фонтана перед кинотеатром «Родина», но, к сожалению, остальные инвесторы не внесли деньги, и сооружение так и осталось незавершенным.
Я уже говорил, что мы социально ориентированная компания и наше отношение к благотворительности системное, поэтому большое внимание уделяем развитию детского спорта. Подходим к этому вопросу очень серьезно т.е. не просто занимаемся организацией соревнований и обеспечиваем призовой фонд, хотя это не малые деньги, т.к. на турнир собирается по 8 команд со всей России, а финансируем и экипировку спортсменов, и проведение летних сборов, и поездки на турниры и т.д.
Развитие данного направления началось два года назад с открытия спортивного объединения «Аксель-69», созданного на базе школы № 69 Калининского района. В течение трех месяцев тренерский состав во главе с Александром Арцыбашевым колесил по области, отбирая и тестируя детей для данного легкоатлетического класса. А в это время мы ремонтировали помещения, закупали мебель и оборудование для детей в интернате № 11. Юные спортсмены не раз занимали призовые места на различных соревнованиях, в данный момент они находятся на президентских играх.
Кроме того, 1,5 года назад совместно с руководством СДЮШОР № 8 создали баскетбольный клуб «Аксель» под руководством тренера Сергея Кравцова. Так за сезон 2005-2006 года наша команда стала лучшей в Урало-Сибирском регионе. В начале октября на площадке Дворца пионеров и школьников им. Крупской состоится традиционный юношеский турнир по баскетболу на Кубок компании «Аксель».
Параллельно мы обучаем ребят Судейскому мастерству, они познают азы профессии, проходят практику, судят различные турниры и получают за это деньги. Вот наши основные социальные проекты, в которые мы вкладываем серьезные средства.
– Леонид Павлович, вы возглавляете компанию «Аксель» полгода. Как вы стали ее президентом?
– В компании я работаю с 2000 года, начинал с должности директора вещевого рынка «Перекресток». Затем под моим управлением на этой территории был реализован проект строительного рынка. Полгода назад в компании произошла реструктуризация, и меня назначили президентом ООО «Аксель».
– С какими трудностями столкнулись на новом месте?
– Прежде всего пришлось понять, что рынок – это специфический вид торговли. Не лучше и не хуже торгового центра, но он особенный, и для существующей стадии развития нашего общества является востребованным форматом торговли. Скажем, строительный рынок составляет большую конкуренцию крупным торговым центрам, причем, это мнение самих покупателей. Представим абстрактный торговый комплекс, который реализует строительные материалы. Много ли там консультантов? А на строительном рынке «Перекресток» их около 500-600, каждый готов ответить на вопросы покупателя, оформить покупку, загрузить товар в машину. В традиционном торговом центре такое трудно представить. Таким образом, главное преимущество рынка – большое количество продавцов, которые, соревнуясь за покупателя, обеспечивают наилучшие условия для приобретения товаров. Это относится и к «Перекрестку», и к «Восточному городу» и Китайскому рынку.
Между прочим, нашу рекламную политику в последние два года мы строим от рекламы отдельных торговых мест, поскольку никто лучше самого предпринимателя не сможет убедить покупателя приобретать товар именно у него. Раньше мы пытались делать рекламу сами, но это были пустые слова: «Приходите к нам, у нас тут здорово». А что именно здорово? Людям нужна конкретика. Теперь мы оплачиваем до 50 % рекламы предпринимателей. Кроме того, создаем им хорошие условия для работы, в том числе и транспортные: у нас около 600 парковочных мест на 200 торговых.
– Некоторые удивляются тому, что строительный рынок находится в центре города, а не на окраине…
– Торговый объект, который посещает такое количество людей, должен располагаться в месте максимальной транспортной доступности. В Москве, к примеру, эту роль выполняет окружная дорога, по которой из любой точки столицы можно добраться до нужного места. В Челябинске же максимально доступным для транспорта является пересечение Свердловского проспекта и улицы Братьев Кашириных. Сюда легко добраться из любого района города. Представьте, что будет, если сделать рынок в Ленинском районе: огромный поток машин с Северо-запада двинется через центр.
– Расскажите о планах компании «Аксель» на ближайшие годы?
– Время не стоит на месте, требования к торговым объектам меняются. Кроме реконструкции «Перекрестка», о котором мы уже говорили, планируется масштабное строительство «Восточного города» и «Китайского рынка». На месте рядов в свое время должен появиться торговый центр нового поколения. Реализацию первого этапа планируем начать весной 2007 года. Некоторым кажется, что процесс идет слишком медленно, но мы так не считаем. Я уже говорил, что такая форма торговли, как рынок, востребована населением. Если спрос начнет сокращаться, будем на наших площадках проводить реконструкцию и строить торговые комплексы.
Что касается социального аспекта, то мы продолжим нашу благотворительную деятельность, будем и дальше финансировать спортивные классы, баскетбольную команду, некоммерческие спортивные мероприятия. И так же вкладывать деньги в развитие инфраструктуры Челябинска.