RU74
Погода

Сейчас+12°C

Сейчас в Челябинске

Погода+12°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +10

2 м/c,

с-з.

740мм 71%
Подробнее
5 Пробки
USD 90,41
EUR 98,30
Город Геннадий Подтесов, министр радиационной и экологической безопасности Челябинской области: «Вопросы экологии настолько сложны и многогранны, что их невозможно решить в рамках одной программы»

Геннадий Подтесов, министр радиационной и экологической безопасности Челябинской области: «Вопросы экологии настолько сложны и многогранны, что их невозможно решить в рамках одной программы»

" title=

Улучшение качества атмосферного воздуха и воды – основные задачи, которые ставятся перед действующей в области природоохранной программой. Она рассчитана до 2010 года. К этому времени экологи намерены сдвинуть с мертвой точки решение проблем, которые в регионе накапливались десятилетиями. О том, какими способами чиновники намерены добиваться улучшения качества воздуха и воды, рассказывает министр радиационной и экологической безопасности области Геннадий Подтесов.

Геннадий Николаевич, какие экологические проблемы в области будут решать в первую очередь?

– Экологические проблемы региона определяются ее промышленным и социально-экономическим потенциалом. Основные из них, безусловно, те, которые непосредственно влияют на жизнь граждан: это качество воздуха, воды и санитарное состояние территории. В результате реализации программы к 2010 году предполагается обеспечить снижение сверхнормативных выбросов воздух на 200 тысяч тонн, то есть на 92% к уровню 2005 года. При этом расходы предприятий на выполнение планов воздухоохранных мероприятий составили в 2007 году 1 миллиард 350 миллионов рублей при плане в 779 миллионов рублей. Также программа предусматривает сокращение числа предприятий со сверхнормативными выбросами с 21 до 1. На данный момент количество заводов, не достигших ПДВ, – 12, до конца года должен завершить природоохранную программу ЧЭМК. Реализация в полном объеме воздухоохранных программ предприятий обеспечит сокращение поступления сверхнормативных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух: в Челябинске – на 97%, Магнитогорске – на 73%, Троицке – на 92%, Карабаше – на 100%. Суммарно по четырем городам – на 148 тысячи тонн.

Все больше говорится о том, что растет доля объема загрязнения воздуха автомобильным транспортом...

– В рамках природоохранной программы разработаны меры по снижению воздействия на население крупных городов области выбросов автомобильного транспорта. Для справки: объем выбросов от стационарных источников в Челябинске в 2007 году составил 147 тысяч тонн, от автотранспорта 127,2 тысячи тонн. Комплекс мер разработан для Челябинска, Копейска и Магнитогорска Основные рекомендации касаются вопросов планирования территории и дорожного строительства. Надеемся, что экономическая ситуация позволит нам совместно с администрацией Челябинска и федеральными органами оценить эффективность принимаемых мер уже в ближайшее время.

Что планируется в плане очистки водоемов области, в том числе и питьевых?

– Начата работа по объектам, снижающим загрязнение реки Миасс, – это реконструкция Карабашских и Полетаевских очистных сооружений. Работы по завершению реконструкции включены в проект областной целевой программы «Чистая вода» на период до 2020 года. Реализация первого этапа разработанной программы позволит сократить сброс не нормативно очищенных сточных вод на 102 миллиона кубометров в год и организовать зоны санитарной охраны на 66 источниках питьевого водоснабжения.

Будет ли решаться вопрос с уже построенными коттеджами в водоохранной зоне?

– Вопросы обеспечения надлежащего санитарного состояния водосборных площадей – прямая ответственность органов местного самоуправления. В рамках работы по государственному водному контролю, которым министерство начало заниматься в этом году, наиболее распространенные нарушения – незаконное строительство на территориях, прилегающих к водным объектам, захламление этих территорий. Выделение земельных участков, формирование заданий на проектирование, учет особенностей землепользования на этих участках при терпланировании – задача органов местного самоуправления. Водный кодекс сейчас не запрещает строительство в водоохранных зонах, но оно должно обязательно сопровождаться развитием коммунальной инфраструктуры, а это практически повсеместно отсутствует, а участки под застройку выдаются, несмотря на отсутствие очистных сооружений, к которым можно подключиться, полигонов, куда можно вывезти отходы.

Водные ресурсы области незначительны, что заставляет нас заботиться не только о сохранении их качества, но и об обеспечении дополнительных объемов водных ресурсов. В этом году завершается работа на Долгобродском тракте водоподачи. В результате появится возможность при возникновении чрезвычайной ситуации, связанной с нехваткой водных ресурсов, дополнительно обеспечить Челябинский промышленный узел 115 миллионами кубометров воды в год. Но для полной сдачи объекта необходимо проведение рекультивации, строительство технических дорог, поэтому работа с Агентством водных ресурсов Российской Федерации будет продолжена.

Что входит в санитарное состояние территории?

– В настоящий момент завершена инвентаризация объектов размещения твердых бытовых отходов на территории 161 муниципального образования – это более 50% всех муниципалитетов. Уже выявлена невозможность использования и необходимость закрытия 44 свалок. Задача органов местного самоуправления – эти работы провести, а мы со следующего года приступим к проверкам выполнения выданных рекомендаций, а также к проверке выполнения тех планов по обустройству действующих мест размещения отходов, которые представляются при согласовании тарифов на очередной финансовый год.

Безусловно, большую проблему для области представляют промышленные отходы, общее количество которых достигло в 2007 году более 4 миллиардов тонн, и ежегодно эта цифра увеличивается на 70 миллионов тонн. Тем самым занимаются все новые площади, которые фактически выводятся из землепользования. Конечно, много зависит от федерального законодательства, и соответствующие поручения даны президентом Дмитрием Медведевым по итогам визита в Челябинск. Но и до изменения законодательства можно работать с предприятиями, рассматривая все возможности по уменьшению отходов: от вторичного использования до рекультивации нарушенных земель. Тогда отходы будут не отнимать муниципальные земли, а возвращать их в оборот.

А вопросы радиационной безопасности предусмотрены в программе?

– Правительство области много делает для того, чтобы снизить риск повторения аварий на действующих производствах и решить социальные проблемы, связанные с прошлой деятельностью ПО «Маяк». Но сейчас основной источник радиационного облучения населения области – это природные источники.

Органы исполнительной власти муниципальных образований Челябинской области при отводе земельных участков под строительство объектов жилого и социального назначения не всегда учитывают специфику области по гамма-фону и содержанию радона в почве, что может привести к повышенному облучению населения от природных источников излучения. Зачастую, в нарушение законодательства, согласование и отвод земельных участков проводится без оценки радиационного фактора.

По данным обследований земельных участков, выделяемых под строительство объектов жилого и социального назначения, более 30% от общего количества обследованных участков имеют превышения допустимого уровня по плотности почвенного радона, поэтому при строительстве на этих участках необходимо предусмотреть проведение противорадоновой защиты.

Все эти вопросы были рассмотрены на коллегии министерства в октябре этого года, во все муниципальные образования направлены материалы коллегии и соответствующие рекомендации.

Какие дополнительные экологические программы реализуются в области?

– Остановлюсь на тех документах, которые приняты правительством и определяют основные направления деятельности в сфере охраны окружающей среды всех органов управления в области. В Челябинской области разработаны Концепция основных направлений охраны окружающей среды в Челябинской области на 2009-2015 годы, Концепция обращения с твердыми коммунальными отходами в на 2007-2010 годы, Концепция охраны и использования водных объектов на 2008-2020 годы.

Органы местного самоуправления должны использовать положения концепций при планировании и организации природоохранной деятельности.

С учетом социально-экономической ситуации основной упор в дальнейшей работе по снижению загрязнения окружающей среды будет перенесен на работу с природопользователями, на повышение эффективности принимаемых ими мер по защите окружающей среды. Инструменты такой работы выработаны в ходе выполнения мероприятий по достижению предельно допустимых выбросов и показали свою эффективность. Мы считаем, что в стороне от этой работы не должны оставаться и органы местного самоуправления.

Безусловно, вопросы экологии и природопользования сейчас настолько сложны и многогранны, что их невозможно выделить и решить в рамках какой-то одной программы. Они должны стать неотъемлемой частью любой деятельности, обязательным аспектом любого управленческого решения. Только так мы сможем выполнить главную задачу: обеспечить качество среды, способствующее увеличению продолжительности жизни граждан.

Олеся МЕРКУЛОВА
Фото: Фото из архива сайта 74.ru

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления