15 января Челябинский областной суд вынес приговор в отношении жителя Озерска Анатолия Охабкина: безработный 23-летний геймер из ЗАТО признан виновным в убийстве своей 15-летней подруги. Более того, несмотря на его заверения в обратном, суд счел, что имело место убийство именно беременной девушки. Как выяснилось в ходе следствия, «причиной» беременности был сам осужденный.
Убийство, произошедшее 8 декабря 2011 года, потрясло не только Озерск, но и всю область. В первые дни Интернет пестрил предположениями о появившемся в закрытом городе маньяке, но все оказалось гораздо проще: убийца просто не желал признавать себя отцом, и мотивом для преступления стала обычная ссора.
Как установлено в суде, Охабкин и его будущая жертва, школьница Татьяна, познакомились осенью 2010 года в местной секции боевых искусств. Девушка влюбилась в парня на семь лет старше, но через какое-то время они расстались. Снова встретились в августе 2011-го и, судя по показаниям осужденного, не раз вступали в интимные отношения. Мерами контрацепции не заморачивались: Таня уверяла, что не способна забеременеть.
Новая связь получилась недолгой – через некоторое время молодые люди снова расстались, общались только в Интернете или через подругу жертвы. В первых числах декабря 2011-го Татьяна снова связалась с любовником и сообщила ему, что беременна. Охабкин отказался от отцовства наотрез. Ему позвонила мать девочки, предложила встретиться – уже знала, что дочь в положении. Встречаться с потенциальной тещей парень отказался. Таня пообещала принести ему справку ультразвукового обследования. 8 декабря мать несколько раз созванивалась с ней, но в середине дня девушка пропала со связи. Как выяснилось, она отправилась в коммуналку, где жил Анатолий. А днем следующего дня два молодых человека заметили в мусорном контейнере рядом с общежитием обезображенное тело.
Озерская полиция и следователи вышли на след Охабкина в тот же день. Когда опера нагрянули к нему в гости, молодой человек первым делом упал в обморок. Запираться не стал и в тот же день написал явку с повинной. В квартире нашли следы замытой крови на полу. Кровь осталась и под ногтями подозреваемого. А еще в квартире нашли пакет с фрагментами тела.
Картина преступления прояснилась с первых же допросов. Как сообщает пресс-служба Челябинского облсуда, днем 8 декабря потерпевшая пришла к Охабкину, между ними произошла ссора в связи с несогласием Охабкина признавать факт беременности девушки от него. В ОМВД Озерска Анатолий писал, что Татьяна просила рассказать ее родным, что он отец ребенка, но Охабкин не желал этого делать. Утверждал, что школьница первая бросилась на него, несколько раз ударила по груди и лицу. В ответ молодой человек нанес не менее двух ударов по голове подруги, а затем задушил ее «неустановленным в ходе предварительного следствия предметом, изготовленным из жестко-эластичного материала». Затем ушел из дома (говорил: не думал, что задушил до смерти), долго бродил по улицам. Вернувшись вечером и убедившись в смерти юной любовницы, решил спрятать труп. А чтобы сделать тело поменьше и полегче, складным ножом отделил фрагменты рук и ног, сложил в полиэтиленовые пакеты. Отпилить голову не получилось, и убийца вырезал череп из кожи.
Завернутый в пуховик труп спрятал на площадке для бытовых отходов. Череп выбросил в лесу недалеко от местной больницы. Пакет с отрезанными мышцами оперативники нашли у него на подоконнике. В день задержания Охабкин заявлял, что собирался употребить содержимое в пищу. Позже одумался, говорил, что просто не успел выбросить пакет.
Надо сказать, что в первые дни следствие всерьез рассматривало в том числе и версию ритуального убийства. Этому способствовали и найденная в комнате Анатолия оккультная атрибутика, и нарисованная на полу шестиконечная звезда, и жуткое состояние тела потерпевшей. Однако сатанистом или адептом еще какой-то секты Охабкин не был. Обычный нигде не работающий лоботряс с образованием в девять классов: из техникума в свое время выгнали за академическую неуспеваемость. В суде он пояснял, что увлекался компьютерными играми, особенно теми, где найдется немало «ужастиков» вроде демонов, кровавых ритуалов и прочего содержимого бульварных книжонок. Даже аккаунт Охабкина в социальной сети был созвучен имени одного из компьютерных героев, очередного «повелителя ада». Да и сам он предпочитал темные одежды, отращивал длинные волосы и обесцвечивал их – чтоб, вроде как, быть похожим на эльфа.
Тем не менее парню назначили психиатрическую экспертизу, и врачи долго не могли решить, вменяем ли он. В конце концов заключением комплексной психолого-психиатрической судебной экспертизы было установлено, что Охабкин психическим расстройством не страдал и не страдает, мог осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими. В состоянии аффекта в момент убийства не находился. Выражаясь официально, его действия «были последовательными, целенаправленными, сложноорганизованными, без выраженной дезорганизации».
Несмотря на это, из всех свидетелей положительную характеристику Анатолию дала только его мать. Мать погибшей, наоборот, признавалась, что, когда узнала о новом знакомстве дочери, молодой человек ей сразу не понравился: «на вурдалака похож», – процитировали в суде показания Анфисы Поповой. Соседка по коммуналке отмечала его нелюдимость, и даже прокурор областной прокуратуры, поддерживавшая гособвинение, Милена Милых призналась, что Охабкин показался ей высокомерным, скрытным и вовсе не раскаявшимся в содеянном. Во время судебного процесса он даже не принес извинений матери убитой.
Кстати, первоначальные показания озерский геймер потом опроверг и в ходе судебного процесса утверждал, что о беременности не знал (мол, девочка его и обмануть могла, чтобы потом манипулировать). А роковая ссора произошла из-за того, что «бывшая» Таня резко высказалась о нынешней пассии молодого человека. По данным пресс-службы облсуда, в связи с этим озерчанин даже просил наказания, не связанного с лишением свободы – учитывая его положительные характеристики, а также «аморальное поведение потерпевшей».
Аморальным поведение погибшей школьницы суд не признал. А вот Анатолий Охабкин в итоге признан виновным в убийстве потерпевшей, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности. Во время предварительного следствия шла речь и о предъявлении обвинения по ч.1 ст. 134 УК РФ – «половое сношение с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста и половой зрелости». Однако дело по этой статье в отношении Охабкина так и не возбудили, поскольку экспертиза установила, что потерпевшая к своим годам достигла половой зрелости и могла выносить ребенка (такое заключение экспертов исключает квалификацию по указанной статье). Поэтому в суд такое обвинение не поступало. А вот отцом неродившегося ребенка Тани действительно был любитель видеоигр и боевых искусств, что подтверждено ДНК-экспертизой.
В итоге суд все-таки учел кое-какие смягчающие обстоятельства: то, что преступление совершено Охабкиным впервые, явку с повинной, написанную им после задержания, способствование раскрытию преступления. Обвинение просило для молодого человека 19 лет лишения свободы.
Однако вердикт суда таков: 15 лет в колонии строгого режима плюс полтора года ограничения свободы после отсидки. И еще – с осужденного взыскан миллион рублей в качестве компенсации морального вреда для признанной потерпевшей матери убитой Тани.
У Охабкина есть еще несколько дней до вступления приговора в законную силу. Потом ему придется переехать из СИЗО в колонию строгого режима и заодно расстаться с шевелюрой.
Все о деле Охабкина можно прочитать здесь.
*Game over – от англ. «игра окончена»
Фото: Фото Олега КАРГАПОЛОВА, видео предоставлено пресс-службой Челябинского областного суда, монтаж Виктории ГОРБУНОВОЙ