В Челябинской области снова обратили внимание на «собачьи законы». Депутаты ЗАТО Трехгорный выступили с инициативой в десять раз повысить штрафы за нарушение правил выгула собак. Почему активизировался именно Трехгорный, понятно: именно в ЗАТО в декабре прошлого года произошло последнее на сегодня нападение пса на человека, закончившееся смертью 57-летней женщины и уголовным делом в отношении владельца бульмастифа-убийцы.
Инициатива народных избранников из горнозаводской зоны предполагает внесение изменений в региональный закон «Об административных правонарушениях в Челябинской области» – отдельного «собачьего» закона на Южном Урале не существует, и появиться он сможет только после того, как в Госдуме примут наконец свой проект «Об ответственном содержании животных». Но как скоро разберутся со своим отношением к «шарикам» и «тузикам» федералы – неизвестно, и трехгорненцы решили начать с областного уровня. Между прочим, Трехгорный – один из немногих городов Южного Урала, где не только формально принято, но и сравнительно четко выполняется муниципальное постановление, регламентирующее в том числе и правила выгула четвероногих. Сказать правду, собачникам из закрытого городка живется полегче их челябинских коллег: изрядный кусок ЗАТО занимают лесные массивы, в которых псов можно выгуливать совершенно официально, разумеется, обеспечивая при этом безопасность окружающих. Именно пренебрежение этой безопасностью в конечном счете и привело к декабрьской трагедии: хозяин нескольких собак, содержащихся в вольере в лесном массиве, отпустил питомцев побегать-проветриться, и на пути бульмастифа оказалась возвращавшаяся домой 57-летняя мать шестерых детей. От укусов женщина скончалась или от инфаркта (надо полагать, что когда на тебя бросается здоровенный пес, это очень страшно!), но факт смерти налицо. В результате дети – большинство, к счастью, вполне взрослые – осиротели, а в отношении хозяина «бульки» было возбуждено уголовное дело. Кстати, по словам заместителя руководителя Усть-Катавского следственного отдела СК РФ Александра Вострокнутова, как раз 31 января материалы дела были переданы в прокуратуру для утверждения обвинительного заключения: слово остается за судом, причем процесс обещает быть не слишком долгим: обвиняемый полностью признал свою вину.
Но, как ни цинично это звучит, смерть жительницы Трехгорного послужила сегодняшней инициативе лишь спусковым крючком. Если раньше граждане за выгул собак без поводков и намордников могли подвергнуться административному штрафу в 400-500 рублей, то по задумке трехгорненских депутатов теперь эта сумма увеличится в десять раз. То же относится и к наказанию для юридических лиц.
Идея в принципе не нова: в Законодательном собрании области давно создана рабочая группа под руководством депутата Константина Захарова, знакомого с собачьей агрессией не понаслышке. Трехгорненцы просто сформулировали одно из неоднократно рассматривавшихся предложений, что не стало сюрпризом для руководства законодательного органа области.
Ранее на эту тему
«Сейчас мы готовим соответствующий законопроект, который будет подкреплен финансированием, – прокомментировал председатель ЗСО Владимир Мякуш. – Документы направлены на согласование губернатору. Мы поддерживаем депутатов Трехгорного и вместе будем решать эту проблему. На первоначальном этапе на реализацию закона планируется выделить более пяти миллионов рублей».
Собственно, по словам главного парламентария Южного Урала, до сих пор все упиралось в один серьезный вопрос – деньги. Недостаточно просто принять закон, регламентирующий обращение с потенциально опасными животными, надо еще и обеспечить его выполнение, а на это нужны средства. До инициативы трехгорненцев работы по подготовке областного «собачьего» проекта вообще были по большому счету свернуты – все дожидались выхода федерального закона, под который пришлось бы подгонять собственные нововведения. Однако идея штрафовать безответственных собачников в десять раз больнее в ЗСО явно пришлась по душе – иначе чем объяснить, что деньги все-таки нашлись или как минимум запланированы. Тем более что проблема действительно стоит остро. Да, смертельные случаи нападения собак на человека – скорее исключение из правил. Но и без смертей крови льется немало. В июле 2012 года в Варне лайка изгрызла лоб четырехлетнему мальчику – ребенку потребовалось вмешательство пластических хирургов. За полгода до этого стаффордширский терьер в Металлургическом районе Челябинска напал на гулявшую с хозяином собачку и сильно покусал вступившегося за своего питомца мужчину. Летом 2011 года в Красноармейском районе два алабая загрызли таксу, изрядно напугав детей хозяина мелкой собачки. И это только случаи, вызывавшие хоть какой-то общественный резонанс. В большинстве же подобных эпизодов дело даже не доходит до суда: пойди найди ту «божью тварь», что цапнула тебя за икру и убежала. Новая инициатива, по крайней мере, может ударить по зубастой безответственности хотя бы рублем.