В современном обществе, к сожалению, существует очень много стереотипов относительно воспитанников детских домов. Люди открыто высказывают мнение, что «все детдомовцы больные и ненормальные», «у них плохая наследственность», «в характере этих детей заложены плохие черты, которые бесполезно менять». Между тем никто из этой части общества (сайт 74.ru надеется, что таковых все-таки не большинство) не задумывается, что чувствуют социальные и биологические сироты, когда слышат подобное. А ведь ничто человеческое им не чуждо – они хотят обрести настоящее детское счастье.
Ребята из детских домов обладают массой талантов, увлекаются спортом, а самое главное, ничем не отличаются от других детей. Вот что пишут о себе воспитанники челябинского детского дома в своих эссе.
Мы такие же дети…
Эльмира, 16 лет. «Часто говорят, что среди воспитанников детских домов одни хулиганы и попрошайки. Мне кажется, что такой образ возникает из-за того, что о негативных случаях чаще рассказывается в средствах массовой информации, в фильмах.
При этом в России много воспитанников детских домов, которые добились успеха в жизни, стали достойными гражданами своей страны. Некоторые очень известны, например, Станислав Садальский, Юрий Шатунов, Андрей Разин, Лидия Русланова, Александр Гезалов и многие другие.
Я тоже воспитываюсь в детском доме. Я уже выпускница. Я хорошо учусь в школе и собираюсь поступать в университет. У меня много увлечений: я пою, играю на гитаре, занимаюсь в театральном кружке, рисую. Я участвую в различных мероприятиях, конкурсах. Поэтому мне всегда обидно, когда на всех нас навешивают один ярлык.
Конечно, нельзя сказать, что все дети без проблем. Но разве в обычных семьях дети идеальны? У нас бывают такие же проблемы, как и у детей, живущих в семье, особенно в подростковом возрасте.
Каждый ребенок в этом возрасте пытается быть независимым, хочет свободы, самостоятельности. Но взрослые продолжают считать нас маленькими.
Такие перемены происходят у всех детей, будь то воспитанник детского дома или ребенок из обычной семьи. А взрослым нужно просто понять, что у нас происходят большие перемены, к которым мы сами-то не так быстро привыкаем. Меняется характер, интересы, внешность. А взрослые не понимают, почему это мы вдруг начинаем ярко красить волосы, вдеваем по пять сережек в каждое ухо или одеваем на себя какие-то, по их мнению, лохмотья. Многие родители забыли, что были когда-то подростками.
Доверяйте нам больше, в этот момент нам нужно понимание и поддержка, где бы ребенок не воспитывался.
Так что у ребенка, воспитывающегося в детском доме, такие же проблемы, интересы, увлечения, мечты, как и у детей из обычных семей. Но, мне кажется, из-за того, что ребенок не свой, они воспринимаются немного острее, вот и кажется, что мы проблемные.
Мы такие же дети, только у нас нет семьи!»
Действительно, все дети – воспитанники сиротских учреждений или ребята из обычных семей – порой бывают непослушны, капризны. Вот только первым невольно приходится чувствовать вину за это. Несправедливо, не правда ли?
Настя, 15 лет. «Я попала в детский дом, когда мне было три года. Живу здесь уже 12 лет. У нас в семье детского дома три девочки и шесть мальчиков. Мы все разного возраста. Живем как братья и сестры, старшие ребята помогают заботиться о младших. Я хожу в обычную общеобразовательную школу. Учусь я на «четыре» и «пять», иногда бывают и тройки. В свободное время мы с ребятами читаем, играем, смотрим телевизор.
Я люблю заниматься в кружке «Домовенок», где мы делаем различные поделки, рисуем, шьем и вышиваем. У меня получается хорошо, потому что мне нравится заниматься творчеством.
Также я увлекаюсь кулинарией. В детском доме проводятся «кулинарные поединки», где мы самостоятельно готовим различные блюда и сервируем столы.
Еще я люблю ходить в спортивный зал, бассейн, компьютерный класс. Летом я люблю ездить в летний лагерь, там очень весело. В детском доме я не сижу на месте, я участвую в различных праздниках, мероприятиях, конкурсах.
Я получаю в детском доме все, что могла бы дать настоящая семья. Но как бы мне не было здесь хорошо, я хотела бы жить в настоящей семье, иметь своих маму и папу. Это самая заветная моя мечта».
Вот что пишут другие воспитанники детского дома:
Кристина, 11 лет.
«Я живу в детском доме шесть лет. В детском доме живет также мой старший брат. У меня много увлечений. Я люблю вышивать, играть, гулять. На улице люблю строить домики из снега, из веточек, из песка. Еще я очень люблю животных, особенно кошек».
Альберт, 13 лет. «Я живу в детском доме почти семь лет. Я учусь в 7-м классе. Как и у многих ребят, у меня есть любимые и нелюбимые предметы. Люблю заниматься физкультурой, читать. Из всех предметов сложнее всего мне дается математика. Я принимаю участия в различных мероприятиях, соревнованиях. В будущем я хочу стать автомехаником.
Света, 11 лет. «Я живу в детском доме с самых маленьких лет. Сейчас мне 11 лет. Учеба дается мне не очень легко, но я стараюсь, как могу. Я очень люблю рисовать, вышивать. Я люблю животных. Мне нравятся праздники, особенно я люблю Новый год. Больше всего я мечтаю о том, чтобы у меня была семья».
Катя, 10 лет. «Я живу в детском доме третий год. В детском доме мы живем хорошо, но конечно, больше всего мне хочется жить в своей семье: с мамой, папой и младшей сестренкой. Хочется гулять с ребятами в своем дворе. В детском доме много разных хороших ребят. И каждый ребенок, от самого маленького до большого, так же, как и я, мечтает о семье. Кто-то хочет вернуться в свою семью, кто-то мечтает обрести новую. И каждый верит, что мечта обязательно сбудется, и они обретут настоящее детское счастье!»
Эти короткие рассказы о себе, написали ребята из челябинского детского дома №6 в рамках социального проекта, который разработали вместе со своими воспитателями и педагогами. Старшие ребята не очень любят говорить на эту тему, но они искренне переживают за малышей и радуются, когда у них появляется шанс попасть в семью. Они тоже на это надеются, хотя не особо признаются в этом и скрывают свои переживания за скептическими улыбками.
Редакция сайта тоже не теряет надежду, что в семью будут уходить из детского дома и 10-летние и 12-летние дети. Мы продолжаем работу над обновлением фотобанка и видеопаспортов и радуемся, когда узнаем, что у этих детей появились потенциальные приемные родители.
Ольга МУРЗИНА