За прошлый год в суды Южного Урала органы следствия подали 9163 ходатайства о заключении под стражу фигурантов уголовных дел. Из них почти 93% были удовлетворены. Такие цифры были озвучены в Челябинском облсуде на межведомственном совещании, посвященном избранию меры пресечения.
В 2012 году в суды области поступило 72 ходатайства об избрании меры пресечения в виде домашнего ареста, 57 удовлетворены. В качестве причин редкого направления в суд соответствующих ходатайств участники совещания назвали отсутствие разработанной системы контроля за использованием арестованными мобильной связи, дефицит электронных браслетов. Количество ходатайств о заключении под стражу из года в год существенно снижалось. Если в 2007-м их было 12 842, то в 2011-м – 8755. В 2012-м их число увеличилось на 5% и составило 9163.
Зампредседателя облсуда по уголовным делам Виктор Смирнов убежден: статистические данные показывают, что имеется резерв для более взвешенного подхода судей к избранию меры пресечения в виде заключения под стражу. Так, в прошлом году районные и городские суды при вынесении обвинительных приговоров освободили из-под стражи 708 человек и взяли под стражу 2158.
По теме «взвешенного подхода» ярким примером нарушений Смирнов привел ходатайство об избрании меры пресечения в отношении Сергея Сергеева (вместе с бывшим первым вице-губернатором Андреем Косиловым проходит обвиняемым по уголовному делу о мошенничестве при банкротстве ЗАО «ППЗ «Еткульский» в пользу птицефабрики «Равис» – Прим. автора).
«В качестве основания для заключения под стражу следствием были представлены стенограммы телефонных переговоров, незаконно добытые до получения разрешения на проведение соответствующего оперативно-разыскного мероприятия, – приводит слова Смирнова пресс-служба облсуда. – Кроме того, постановлением замначальника следственной части ГСУ ГУ МВД по Челябинской области Сергееву было дано разрешение на выезд за пределы России в отпуск. Между тем позже этим же должностным лицом в качестве обоснования того, что Сергеев нарушает меру пресечения в виде залога, был составлен рапорт о самовольном убытии обвиняемого в Москву. Поэтому суд отказал в избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, также было вынесено частное постановление».
Фото: Фото Катерины Пустынниковой