Военно-следственное управление по ЦВО 2 апреля передало в суд уголовное дело в отношении бывшего командира авиабазы Шагол Николая Гостева, который обвиняется в нарушении правил полетов и подготовки к ним (статья 351 УК РФ). По версии следствия, из-за неправильных действий инструктора, который в момент ЧП даже не сидел за штурвалом, в феврале прошлого года в Курганской области разбился бомбардировщик Су-24М. Об этом сообщил представитель ведомства Алексей Садовский. Между тем эксперты сходятся во мнении, что в крушении «сушки» может быть виноват завод-изготовитель, но никак не летчик высочайшего класса. Подробности дела и мнения профессионалов – в материале Chelyabinsk.ru.
Семь лет для боевого командира?
«Николай Гостев обвиняется по статье 351 УК РФ (нарушение правил полетов и подготовки к ним), – уточнил представитель военно-следственного управления по ЦВО Алексей Садовский. – Обвиняемый, который сейчас руководит Воронежской авиабазой, находится под подпиской о невыезде. Вины летчик не признает».
26 марта 7-й арбитражный апелляционный суд отказал военным в удовлетворении жалобы на решение суда первой инстанции и удовлетворил иск департамента природных ресурсов Курганской области о взыскании с новосибирской в/ч 71592 ущерба, причиненного озеру Большой Кошуль падением бомбардировщика. «По решению второго арбитражного суда часть как хозяйствующий субъект заплатит администрации Сафакулевского района 4 миллиона 54 тысячи 798 рублей, – рассказала представитель департамента Ирина Капишева. – Исполнительный лист, в случае если решение не будет исполнено добровольно, будет передан в службу судебных приставов».
Николаю Гостеву грозит до семи лет лишения свободы. С командира экипажа рухнувшего бомбардировщика Андрея Ермакова все обвинения сняли. Следствие не усмотрело в его действиях состава преступления, поскольку он находился на позиции курсанта, хоть и сидел за штурвалом.
Заводская вина?
Эксперты сходятся во мнении, что корни беды надо искать не в действиях пилота, а, в крайнем случае, в ремонтниках завода, где проводили последний капремонт «сушки». Сторонники Гостева напирают на то, что имел место взрыв топливного бака, который привел к разрушению самолета. При исследовании бомбардировщика была найдена микротрещина в системе кондиционирования, в которую, вероятно, и попал горячий воздух на бак с топливом.
С такой позицией согласен и директор челябинской авиакомпании «Челавиа» Александр Лукошков. «Уголовное дело натянутое. Мы изучали ситуацию. Предположительно, произошел взрыв третьего расходного бака, в том числе вследствие конструкторско-производственного дефекта судна, – объяснил Александр Лукошков. – В итоге во всем обвинили командира экипажа. Очень обидно за такое следствие и подобный исход дела. Таких специалистов, как Гостев, в России единицы».
«Николая Васильевича знаю с 2008 года. Это летчик высочайшего класса. Никакой вины экипажа быть не могло», – вторит ему заместитель командира авиабазы Шагол Александр Шкребтий.
30 октября 2012 года в Еткульском районе потерпел крушение еще один бомбардировщик Су-24 с Шагольской авиабазы. Погибших и пострадавших не было. По предварительным данным, причиной катастрофы стало нарушение технологической карты предполетной подготовки бомбардировщика. Установлено, что замки радиопрозрачного обтекателя были закрыты не полностью.
С надеждой на справедливость
Сам экс-командир авиабазы Шагол Николай Гостев сейчас руководит авиабазой 7000 под Воронежем и надеется, что суд разберется в деле и примет справедливое решение. «Я не признавал и не признаю своей вины. У нас сейчас первым делом во всех подобных случаях обвиняют летчиков, – прокомментировал Николай Васильевич корреспонденту Chelyabinsk.ru по телефону. – Получается, мы виноваты в том, что выжили и увели судно от населенного пункта. К сожалению, самолеты и их сохранность для наших госорганов важнее, чем человеческие жизни».
Военный летчик, как и его коллеги, считает, что к катастрофе привели сопутствующие факторы. И причина ЧП, обозначенная в обвинительном заключении, вызывает сомнения.
Chelyabinsk.ru следит за развитием событий.