Надзорное ведомство обратило внимание на проблему подвоза школьников из отдаленных деревень в образовательное учреждение поселка Петровский. Проверка по заявлению, которое подал экс-кандидат в главы Баландино Михаил Осинцев, продлена на 30 суток, сообщил 18 ноября прокурор Красноармейского района Алексей Фоминых.
По мнению заявителя, в случае если факт принудительных взносов подтвердится, должностным лицам образовательного учреждения может грозить уголовная ответственность. О том, могло ли руководство школы оказаться жертвой ситуации и почему надзорное ведомство заинтересовалось этой проблемой спустя несколько лет применения практики дополнительных взносов, – в материале Chelyabinsk.ru.
Проверка началась по обращению в прокуратуру экс-кандидата в главы Баландинского сельского поселения Михаила Осинцева. Он обошел деревню и поговорил о насущных проблемах лицом к лицу с гражданами. На этих встречах жители заявили, что с них в обязательном порядке собирают по 200 рублей в месяц на школьника за доставку детей автобусом в МОУ «Петровская СОШ».
Выиграть выборы главы Баландино 8 сентября М. Осинцеву не удалось. Он набрал только 11 голосов избирателей и вчистую проиграл кандидату от «Единой России» Вере Барановой, которая заручилась поддержкой 58,7% жителей поселка.
«Прокурорская проверка подтвердила наличие описанного мной факта, и преступление было квалифицировано по ч. 1 ст. 159 УК РФ (мошенничество), – опубликовал итоги предварительного расследования на своей страничке в социальной сети Михаил Осинцев. – Прокуратура даже не посчитала, что здесь может быть мошенничество группы лиц по предварительному сговору, или оно совершенно лицом с использованием своего служебного положения, а также что оно в особо крупном размере (несколько лет по 200 рублей в месяц за каждого школьника – это особо крупный размер)».
Согласно разъяснению прокуратуры Красноармейского района о ходе проверки наличие взносов за школьный автобус подтвердили четыре семьи из поселка Круглое. Родители школьников объяснили, что им приходилось платить за транспортное средство с 2005 года. Деньги собирал сам водитель или сопровождающий детей кондуктор. При этом компенсация потраченных средств осуществлялась только в сентябре нынешнего года, то есть в самый разгар предвыборной кампании.
Прокурор Красноармейского района Алексей Фоминых отметил, что уголовное дело еще не возбуждено. Сроки проверки были продлены на 30 дней в связи с тем, что правоохранительным органам требуется собрать большой объем свидетельских показаний. Материалы прокурорской проверки направлены для дальнейшего расследования в полицию. До ее завершения в школе поселка Петровский ситуацию не комментируют.
«Деньги за проезд действительно взимались, сейчас нужно опросить еще около 50 родителей, – уточнил Алексей Фоминых. – Предстоит разобраться, в добровольном или принудительном порядке граждане платили за перевозку детей».
Согласно ст. 40 закона «Об образовании в РФ» №273-ФЗ от 29 ноября 2012 года транспортное обеспечение обучающихся включает в себя организацию их бесплатной перевозки до образовательных учреждений и обратно. Кроме того, закон дает право воспользоваться мерами социальной поддержки школьников при их проезде в общественном транспорте.
Отдаленным поселкам требуется поддержка областных властей для организации перевозки школьников, заявил глава Красноармейского района Юрий Сакулин. Однако, по его словам, недостатка в финансовой помощи в данный момент не наблюдается. В этом году по областной целевой программе в район было поставлено четыре новых автобуса.
«В нашем районе в подвозе нуждаются около 700 школьников, – рассказал Александр Сакулин. – Они пользуются транспортом бесплатно, с родителей никто денег не берет. Если кто-то из родителей платил за эти услуги, то, скорее всего, мошенникам. Прокуратура должна разобраться в этой ситуации».
Один из жителей поселка Баландино, попросивший не называть его имени, подтвердил в разговоре с корреспондентом Chelyabinsk.ru информацию о том, что родители деревень, расположенных по соседству с поселком Петровский, скидывались по 200–250 рублей за одного ребенка.
«Размер платы зависел от состава и степени обеспеченности семьи, – рассказал сельский житель. – Эти средства нам никто не компенсировал. Насколько я знаю, деньги приходилось сдавать из-за того, что водители не соглашались работать на минимальной ставке. Найти желающих на такую работу было очень трудно. Школе приходилось доплачивать за транспорт, чтобы дети хоть как-то добирались домой».
Школьные автобусы, как и новые учебники, приобретались в рамках проекта модернизации региональных систем общего образования, отметили в пресс-службе Министерства образования и науки Челябинской области. В ведомстве подчеркнули, что оставшиеся средства распределялись по муниципалитетам строго пропорционально количеству обучающихся.
За три года на приобретение транспортных средств направлено 305 миллионов рублей. Парк школьных автобусов обновлен на 222 единицы. В нынешнем году 122 школьных автобуса поступило в область, в настоящее время готовятся документы для их передачи в муниципалитеты.
Автобусы распределяются в соответствии с порядком в зависимости от количества обучающихся на подвозе и логистической схемы. Они поступили в 32 муниципалитета области и некоторые городские округа, в которых есть удаленные малочисленные населенные пункты. Наибольшее количество получили Сосновский, Агаповский, Кунашакский, Аргаяшский, Верхнеуральский и Уйский муниципальный районы. Красноармейского района среди лидеров этого списка не оказалось.
В минобре также отметили, что муниципалитеты вправе заключать договоры с транспортными компаниями для подвоза школьников, если автобусов не хватает. Но взимать за это плату с родителей все равно нельзя.