В четверг, 9 октября, Челябинский областной суд огласил приговор 30-летнему жителю Златоуста Виталию Заборову, который в августе–сентябре прошлого года убил двух женщин, покушался на убийство девятимесячного сына одной из них и совершил разбойное нападение на третью горожанку. Маньяку – Заборов совершал все преступления именно на сексуальной почве – назначено пожизненное лишение свободы в колонии особого режима. Защита подсудимого назвала вердикт слишком суровым и намерена его обжаловать. Детали процесса с комментариями матерей погибших девушек – в материале Chelyabinsk.ru.
Особый режим вместо регистрации
Оглашение приговора по преступлениям, которые осенью прошлого года прогремели на всю страну, прошло в усеченном виде, поскольку дело слушалось в закрытых судебных заседаниях, так как касалось половой неприкосновенности погибших.
Виталий Заборов, тщедушный, маленького роста парень с залысинами на голове, стоял в стеклянной «клетке» большого зала заседаний, не поднимая глаз. Он явно старался не попасть под прицелы камер журналистов и взгляды матерей убитых им Евгении Муравьевой и Елены Романовой – женщины специально приехали заслушать решение суда и убедиться, что человек, отнявший у них самое дорогое, не избежит справедливого наказания. Матери признались, что боялись одного: если Заборову не назначат пожизненное лишение свободы, то он когда-то выйдет из колонии и снова начнет убивать.
Органы опеки хотели отнять у Натальи Мельник ребенка, поскольку она является инвалидом третьей группы по общему заболеванию, однако женщина доказала, что и по закону, и физически она может воспитывать внука сама.
Во вводной части приговора судья Елена Давыдова коротко зачитала данные о личности подсудимого. Так, Виталию Эрнестовичу Заборову 30 лет, он родился в Хабаровском крае, имеет среднее специальное образование, не женат. Жил в Златоусте без регистрации. Ранее семь раз был судим за кражи и разбои. Освободился из мест лишения свободы 17 июля 2013 года, как оказалось, ровно за месяц до совершения первого убийства.
Обстоятельства совершения вмененных Заборову преступлений судья зачитывать не стала, сразу перейдя к назначению наказания.
Итак, подсудимый признан виновным по всем пунктам обвинения, а это пять статей Уголовного кодекса, в том числе особо тяжких: убийство двух и более лиц, покушение на убийство ребенка, попытка изнасилования, разбойное нападение и кража.
Согласно обвинительному заключению, 3 сентября 2013 г. он напал на молодую мать Е. Муравьеву, гулявшую с малышом в коляске. Тело женщины нашли волонтеры общественного движения «Люди из стали» спустя сутки вместе с живым девятимесячным сыном Артемом. Вторая погибшая – 36-летняя Елена Романова – 16 августа вышла из поликлиники на улице Мельнова и исчезла. После задержания Заборов признался в ее убийстве и сам показал, где спрятал труп. У женщины, скончавшейся от удара камнем по голове, остался четырехлетний сын Даниил. Позже было установлено, что за пару недель до убийства Муравьевой Заборов хотел напасть на еще одну девушку. Он подошел к ней на улице и попытался задушить, но встретил мощный отпор и ретировался. Именно показания девушки помогли задержать убийцу.
В результате путем частичного сложения наказаний суд, полностью поддержав позицию государственного обвинения, назначил Заборову пожизненное лишение свободы с отбыванием наказания в колонии особого режима.
Убийца заслушал приговор абсолютно спокойно и так же холодно и равнодушно ответил, что приговор ему понятен.
Вердикт не вступил в законную силу и может быть обжалован в Верховном суде России через областной суд.
Мамы погибших: дети отомщены
«Мы приговором удовлетворены, суд поддержал нашу позицию, назначив обвиняемому наказание, которое и должно следовать за совершенные им преступления, – пояснил прокурор отдела государственных обвинителей уголовно-судебного управления прокуратуры Челябинской области Александр Степанищев. – Отмечу, что ранее неоднократно судимый Заборов, кроме покушения на изнасилование и убийства двух женщин с целью сокрытия другого преступления, покушался на убийство грудного ребенка, однако его смерть не наступила по не зависящим от преступника обстоятельствам. Утверждение подсудимого о том, что он не хотел убивать ребенка, сбросив его с косогора, является просто способом защиты».
При этом прокурор отметил, что Заборов при совершении убийств полностью осознавал преступный характер своих действий. Это подтвердила комплексная стационарная психолого-психиатрическая экспертиза, не обнаружившая у фигуранта дела никаких серьезных отклонений, кроме так называемых сексуальных тревог – боязни потерпеть неудачу в отношениях с женщинами.
Между тем адвокат подсудимого Денис Куликов заявил корреспонденту Chelyabinsk.ru, что однозначно будет обжаловать, по его мнению, слишком суровый вердикт.
Потерпевшие пока не стали заявлять гражданские иски о компенсации морального вреда, поскольку не хотят иметь дел с убийцей их дочерей. К тому же они не уверены, что от этого человека можно будет что-то получить.
«Мы считаем, что наказание должно было быть назначено с учетом смягчающих обстоятельств, – пояснил Денис Куликов. – В частности, стоило учесть, что убийство одной из девушек было латентным и мой подзащитный сам рассказал о нем следствию. Кроме того, не учтено его поведение во время суда и следствия, то, что он извинился перед потерпевшими. Также мы не согласны с квалификацией одного из преступлений – Заборов совершил не покушение на убийство ребенка, а оставление его в опасности».
Матери погибших девушек Лариса Муравьева и Наталья Мельник за время оглашения приговора и после не проронили ни одной слезинки: говорят, что плакать им теперь нельзя, ведь у них на воспитании остались маленькие дети погибших.
«Конечно, это то наказание, которое он заслуживает, – сказала Лариса Муравьева. – Не пойму, что им двигало, в могилу молодых девчонок загнал просто так, ни за что, им бы жить, работать, любить... Женя вообще с Артемкой была, за него переживала наверняка».
«Спасибо Юле (девушка, которая выжила. – Прим. автора), она смогла вырваться от него, и потом на ее показаниях ведь его поймали, – отметила Наталья Мельник. – А у наших девочек и вырваться от него не было сил, он ведь за шею, стеклом пережал – и все. Теперь схожу на кладбище, расскажу дочке, что он наказан, пусть спит спокойно».
Все об этом деле по материалам 74.ru смотрите и читайте здесь.
Наталья Мельник уже на улице рассказала, что будто чувствовала приближение смерти. Женщина с дочерью переехали на родину в Златоуст из Адыгеи, где прожили долго время. «Мне дочка после приезда все говорила: «Мама, ну что ты сидишь с таким видом, будто хоронишь кого-то», – вспомнила женщина. – А я помню, как мне знак был: две птички в окно клювом стукнули и улетели. 16 мая 2012 года умер сын: остановилось сердце, когда шел с работы, а 16 августа 2013 года убили Лену. В тот день она пошла в поликлинику утром и, уходя, обернулась и сказала мне, будто прощалась надолго: «Мам, за Даниилкой смотри хорошо».
Сейчас дети погибших девушек живут с бабушками и в силу возраста оправились от трагедии. Бабушки, в свою очередь, стараются сделать все, чтобы малыши, пятилетний Даниил и двухгодовалый Артем, росли в любви и безопасности.
В. Заборов признан виновным по двум эпизодам ч. 3 ст. 30 ст. 131 УК РФ (покушение на изнасилование), пп. «а», «к» ч. 2. ст. 105 УК РФ (убийство двух и более лиц с целью скрыть другое преступление), ч. 1. ст. 158 УК РФ (кража), ч. 3 ст. 30 пп. «а», «в», «к» ч. 2 ст. 105 УК РФ (покушение на убийство малолетнего с целью скрыть другое преступление), ч. 2 ст. 162 УК РФ (разбойное нападение).
Фото: Фото Евгения ЕМЕЛЬДИНОВА, видео пресс-службы областного суда