Корреспондент Chelyabinsk.ru стала жертвой карманника. Как и десятки южноуральцев ежедневно, она лишилась смартфона. В безуспешной попытке подать заявление о краже журналист неожиданно открыла для себя весьма интересные моменты в части работы правоохранителей по таким происшествиям. Как не сыграть с полицией в глухой телефон и добиться, чтобы стражи порядка занялись расследованием, – в репортаже нашего сайта.
Баклажаны ценой в iPhone
Будний день. Начало седьмого вечера. Ездим с двухлетним сыном по магазинам. Баклажанов и кабачков, как назло, почему-то нигде нет. Вспоминаю про овощные киоски на пятачке на перекрестке улиц Доватора и Худякова. Паркуемся в кармане напротив дома №7 на улице Худякова. Тут же в паре метров от парковки стоят ларьки с нужным товаром, очередей нет, вокруг только торговцы из уличных лавочек и прохожие. В одном из киосков прошу взвесить овощи, кошелек держу в руках и по просьбе продавца стараюсь отсчитать без сдачи 135 рублей.
«Следите за ребенком!» – из окошка кричит продавец, увидев, что мой сын стоит чуть поодаль и намеревается устремиться к лавочке с булочками и печеньками.
Оглядываясь, зову сына и прямо позади себя замечаю мужчину. Рост около 180 сантиметров, славянской внешности, светлые глаза, одет в черный пуховик и джинсы. В глаза сразу бросились неприятные, сильно обветренные руки. В руках пакет. Беру ребенка за руку, в другую – мешок с овощами и иду в машину. Машинально лезу в правый карман куртки, чтобы выложить телефон, и понимаю, что его нет. Тут же осознаю, что его вытащил этот мужчина. Для точности ловлю случайного прохожего и прошу его позвонить на мой номер. Все верно – телефон уже выключен.
Продавец киоска, выругавшись, лишь сказала, что мужик этот ничего не покупал, а ушел еще до того, как мы с малышом отошли от киоска.
Что делать? Как и положено, звоню в полицию. Опять же с телефона случайного прохожего. Дозвониться удалось через 102, а отнюдь не 020, 021 или 002, как указывается в памятках для мобильников разных операторов. По этим номерам идут либо короткие гудки, либо и вовсе звонок не проходит. Можно также позвонить по номеру 112 – трубку берут практически сразу, могут либо подсказать, как правильно позвонить в нужную службу, либо перевести на нее.
Вопреки расхожему мнению оператор дежурной части ответила очень быстро, зафиксировала все данные обо мне и месте совершения преступления и сказала ждать полицию. Наряд из двух сотрудников подъехал минут через 15–20 после вызова. Стражи порядка кратко опросили меня по факту случившегося и, сказав, что сейчас попробуют найти записи с камер наружного наблюдения ближайших магазинов, отправили меня писать заявление в отдел полиции №5 (по Центральному району).
«Это слишком долго? А то у меня ребенок...» – забеспокоилась я.
«Нет, в дежурную часть обратитесь, скажите, по краже на Худякова, 7, – ответили полицейские. – Там о вас предупреждены, напишете заявление у следователя и все. Недолго, народу немного».
Заезжаю домой, оставляю сына с отцом, беру все документы на телефон и спешу в полицию. При этом практически уверена, что воришку не найдут, но тем не менее, а вдруг...
Капитан неочевидность
Сразу оговорюсь, что в отделе полиции №5 я провела ровно два часа. Кто-то скажет – не так уж и много. Если бы не одно но: заявление написано так и не было. В полнейшем возмущении от ситуации, которая описывается ниже, от следователя убежала домой, пообещав подойти на следующий день.
Для того чтобы позвонить в полицию с мобильного телефона, необходимо набрать: Tele2 – 020 либо 021; «Ростелеком» – 020; МТС – 020 либо 021; «Мегафон» – 020; «Билайн» – 002.
Итак, в дежурной части, той, что за стеклом в каждом отделе полиции, к сожалению, никто о моем происшествии предупрежден не был. Дежурный офицер долго не мог разобрать, что телефон украли полтора часа назад, что вызывала наряд через 02, что на месте уже работают, а я хочу написать заявление. В итоге меня отправили на пятый этаж в отдел уголовного розыска в кабинет №511.
Последний находится за закрытой железной дверью, открывать которую ни на стук, ни на голос никто не спешит. В коридоре сидит девушка с коробкой от мобильного телефона. Как оказалось, ждет уже пятый час. Она также пришла написать заявление по краже телефона, которая произошла еще неделю назад. Из двери периодически выходят сотрудники полиции, но внутрь не пускают. «Ну что, не продала телефон еще?» – спрашивает у уже едва не плачущей девушки один из них.
Пользуясь служебным положением, звоню сотрудникам пресс-служб ГУ МВД и УМВД Челябинска, прошу посодействовать в ускорении процесса. Обещают позвонить, сказать обо мне. В итоге не знаю, сказали или нет, но минут через 30 на лестнице появился человек, позвал «ту, у кого телефон пропал сегодня» и завел за железные двери.
Здесь началось самое интересное. Сотрудник, весьма уставший молодой человек, не представился. Сама я, то ли от усталости, то ли от переживаний, имя и должность у него спросить не догадалась. Лишь по кителю на стуле поняла, что говорю с капитаном полиции. Сейчас еще и очень жалею, что не записала полуторачасовую беседу.
«Вы хоть раз писали заявление в полицию, знаете, как это делается?» – спросил меня страж порядка.
«Не писала, но принцип знаю», – ответила я и начала доставать из сумки паспорт, коробку от телефона, даже искать ручку, чтоб поставить подпись под своими объяснениями.
«Вы уверены, что телефон у вас украли? Может быть, вы его утеряли, – начал беседу капитан. – Подозреваемых нет, проверить это мы можем только с ваших слов, утверждая, что в отношении вас совершено преступление, но не будучи уверенной в этом, вы можете сделать хуже себе. Если телефон вдруг найдется у добропорядочного человека, тем более что он пропал у вас в нетипичном для карманных краж месте, то вас могут привлечь по 306-й статье (ложный донос. – Прим. авт.). Сюда приходят сотни людей, которые, как вы, утверждают, что была совершена кража, у многих потом оказывается, что телефон был потерян. Вот, например...»
Далее капитан, потирая глаза, рассказал несколько историй про своих знакомых, знакомых своих знакомых. На мои замечания о том, что мне некогда это слушать, все прекрасно понимаю и по ложному доносу в том числе, не реагировал. Никаких подвижек к опросу по факту случившегося, кроме того, что открыл карту и нашел дом №7 на улице Худякова, полицейский не делал.
Прошло полчаса. За это время путем все тех же баек были подвержены сомнению мои доводы о том, что мобильник именно украли. Так, я могла не услышать как он упал, даже на бетон или асфальт, этого мог не заметить и мой ребенок, путавшийся под ногами, мужик сзади мог стоять просто так, а выключился iPhone сам по себе.
«Вы хотите, чтобы я отказалась писать заявление? – занервничала я. – Откажусь. Только скажите, что нужно сделать, мне очень надо домой, у меня маленький ребенок».
Капитан заявил, что раз я вызвала полицию через 02, заявление написать обязана. «Моя задача – раскрыть преступление, если оно, конечно, было, – сказал полицейский. – Но у вас пропал iPhone, пропал в условиях неочевидности, и, скорее всего, мы его не найдем. Даже если его украли, он будет лежать мертвым грузом. Если вы скажете, что телефон у вас украли, мы, конечно, возбудим уголовное дело и даже формально проведем расследование... А отвечать за это мне. Вы сами будете пытаться его найти? Ну увидите вы по навигации, что он где-то передвигается, что вы – непременно окажетесь в том месте и поймаете человека? Ну а ФСБ – у них все то же самое, что у нас. iPhone не находятся, если бы у вас был обычный телефон, можно было бы попытаться».
По всем ощущениям, страж порядка пытался негласно убедить меня написать в заявлении, что, возможно, телефон мог быть утерян. Тогда, скорее всего, будет принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела. Другой вопрос, что можно сказать об этом прямо и попросить подумать, стоит ли игра свеч.
Апофеозом стало заявление капитана, что сейчас он отведет меня к дознавателю. Сам он заявления не принимает. На огрызке исписанного альбомного листа он записал мои имя, фамилию и IMEI-код телефона.
Снова оказалась в коридоре, сыщик пошел куда-то вниз и попросил подождать. Девушка все так же одиноко сидела перед железной дверью.
В итоге еще минут через 15 капитан завел меня к дознавателю и ушел, так и не ответив на вопрос, зачем он продержал меня у себя целый час, а не отвел сразу туда, куда нужно, и почему в дежурной части направляют в уголовный розыск.
Дознаватель ответил, что понадобится еще часа полтора, и попросил паспорт. После этого я заявила, что не располагаю даже 10 минутами, и пообещала подойти на следующий день. Признаю, обещание не сдержала – к еще к двум часам бесполезной траты времени совершенно не располагало.
Раскрыть в дежурные сутки
На следующий день, 7 ноября, в пресс-службе УМВД города корреспонденту Chelyabinsk.ru разъяснили, зачем из дежурной части человека, который пришел писать заявление о преступлении, отправляют в уголовный розыск.
«Так могут сделать, если преступление произошло только что и есть возможность раскрыть его по горячим следам, – объяснили в пресс-службе. – Таким образом, еще до приема заявления и возбуждения уголовного дела по правонарушению начинают работать, чтобы иметь возможность раскрыть его в дежурные сутки».
Остается вопрос: зачем в таком случае в угрозыск отправили девушку, у которой телефон украли неделю назад, причем она об этом говорила и в дежурной части, и каждому, кто проходил мимо нее. И если так важна срочность, почему капитан полтора часа травил байки вместо того, чтобы оперативно расспросить меня о случившемся, записать приметы мужчины, данные телефона и реально начать работать. За это время можно было даже просмотреть базу потенциальных подозреваемых или составить фоторобот.
Что делать при краже
На основании памятки, предоставленной пресс-службой УМВД города, разъясняем порядок действий при краже. Во-первых, все же позвонить в полицию по номеру 02 (с мобильников – 102, 020, 002, 021) или (351) 267-77-07, 267-77-04 (круглосуточно).
После этого нужно подать заявление в любой отдел полиции, но желательно по месту совершения преступления. Оно, как объяснили в пресс-службе, пишется либо прямо внизу в дежурной части, либо у свободных следователя или дознавателя. Заявление должно быть в надлежащем порядке зарегистрировано, о чем на руки заявителю выдается талон-уведомление, опрос заявителя может быть проведен уже после его регистрации.
С жалобами или благодарностью по работе полиции можно обратиться по тел. (351) 267-79-65, УВО при УМВД по Челябинску – 260-50-37; ГИБДД УМВД по Челябинску – 256-29-80.
В случае если отправляют в уголовный розыск, нужно при отсутствии времени заявить, что готов сразу написать заявление, либо, уже при встрече с «капитаном», ясно дать понять, что осознаешь всю ответственность в случае дачи ложных показаний и попросить его зафиксировать факт преступления. После этого идти писать заявление.
Если полицейские под различными предлогами не принимают заявление в дежурной части, можно обратиться с жалобой на имя начальника отдела полиции (график приема граждан находится в фойе перед дежурной частью). Если проблема не будет решена – к руководству УМВД России по Челябинску. Записаться на прием можно по телефону 267-77-02.
Фото: Фото Александра ДЫБИНА