26 января в Челябинске начала работу горячая телефонная линия по вопросам организации питания в школах и детских садах. Объявления с номерами телефонов, по которым можно сообщить о любых нарушениях в этой сфере, будут размещены во всех учреждениях города. Как показывают проверки прокуратуры, Роспотребнадзора и Главного контрольного управления области, такая «народная» мера назрела давно. Многочисленные нарушения в организации питания малышей и школьников выявляют не только в Челябинске, но и в муниципалитетах региона. Подробнее о проблеме – в материале сайта Chelyabinsk.ru.
Бесформенные сосиски
Сбор замечаний и предложений организован депутатами совместно с управлением образования. Председатель комиссии по социальной политике Челябинской гордумы Александр Галкин рассказал, что в понедельник, 26 января, после опубликования телефонных номеров на горячую линию поступило более 50 звонков. Родители, называя конкретные номера образовательных учреждений, перечисляли, чем потчуют их детей.
Телефоны горячей линии, по которым можно сообщить о любых нарушениях в сфере организации питания: (351) 223-39-16, 266-54-40. Линия работает с 9 до 18 часов всю неделю, кроме воскресенья. Сообщения также принимаются по электронной почте galkin.duma74@gmail.com.
Из жалоб родителей: в школе №136 часто дают тушеную капусту, слишком много круп, мяса почти нет, а те котлеты, которые иногда готовят, невозможно есть, еда пересолена и ужасна на вид; в школе №148 утром и вечером детей кормят одним и тем же, учителя в столовой не едят; в школе №102 дают холодные каши на воде, в меню мало супов; в школе №89 часто преподносят ученикам странные блюда – например, красную фасоль с соленым огурцом. Сразу три жалобы за один день поступили по школе №95. Там, по словам родителей, обратившихся на горячую линию, в прошлую среду детям дали макароны с сосисками, после которых школьников стало тошнить, началась изжога. Мамы и папы учеников 95-й школы утверждают, что детей постоянно кормят холодными блюдами, и за последний год очень много ребят были поставлены на учет врача-гастроэнтеролога.
«Очень многие родители из позвонивших сегодня жаловались на расхождение утвержденного меню и фактического – то, что дают детям на самом деле, – рассказал Александр Галкин. – Многие говорили о повышении цен на питание детей в школах, а также о засилье макарон и разварившихся сосисок. При этом я сам лично видел в одной из школ, как детям давали сосиски, разваренные в какую-то неопределенную массу».
Галкин пообещал, что по всем обращениям, поступившим на горячую линию, будет инициирована проверка совместно с Роспотребнадзором и при необходимости с сотрудниками прокуратуры. Также комиссия гордумы намерена в плановом порядке в течение года хотя бы по одному разу посетить каждую школу и детский сад. Но депутат предупредил, что при наличии повторяющихся жалоб в одно и то же образовательное учреждение проверка может нагрянуть несколько раз, причем внепланово.
Как рассказали в прокуратуре Центрального района города, в минувшем декабре совместно со специалистами Роспотребнадзора была проведена плановая проверка пяти детсадов. В каждом из них надзорные ведомства выявили санитарно-эпидемиологические нарушения, связанные с питанием.
«Среди нарушений – несоблюдение норм питания, в частности, по мясу, – озвучила результаты проверки помощник прокурора Центрального района Челябинска Ольга Микова. – Во всех проверенных детсадах нарушался температурный режим хранения продуктов. Своевременно не менялись посуда, разделочные доски. К примеру, использовались эмалированные кастрюли со сколами».
В отношении заведующих этих пяти детсадов возбуждены административные дела по статье 6.3 КоАП РФ (нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения). Материалы рассматривают в управлении Роспотребнадзора региона. Руководителям грозят штрафы, правда, небольшие – от 500 до 1000 рублей.
А. Галкин считает, что челябинским школам с численностью более 700 учеников необходимо переходить на автономную форму питания, то есть отказываться от сотрудничества с фирмами так называемыми организаторами питания. В настоящее время в городе 44 школы пошли по этому пути. По словам депутата, при самостоятельной организации питания директора заинтересованы в том, чтобы дети ели именно в столовой. Кроме того, они лично следят за каждой копейкой и зачастую заключают договоры на поставку продуктов непосредственно с производителями, а не с посредниками-перекупщиками.
Беда столовых – посредники
Вопрос качества питания малышей и учеников существенно шире, нежели только в нарушении санитарных норм, и напрямую связан с ценообразованием поставок продуктов. Около полугода назад губернатор Борис Дубровский давал поручение Главному контрольному управлению области (ГКУ) провести соответствующие проверки учреждений социальной сферы, в том числе школ и детских садов. Как рассказал сайту Chelyabinsk.ru руководитель ГКУ Алексей Лошкин, тогда проверили десятки образовательных учреждений региона, и по результатам контрольных мероприятий были получены подтверждения тому, что при закупках продуктов питания существует ряд проблем.
По данным ГКУ области, в ходе проверок с 29 июля по 1 августа 2014 г. для лабораторных исследований в соцучреждениях области отобрано и направлено в Центр гигиены и эпидемиологии области 60 проб пищевых продуктов и продовольственного сырья. По рыбной продукции (восемь проб), овощей (15 проб), соли на содержание йода (пять проб) – нарушений нет. А вот из 32 проб молочной продукции и сливочного масла 24 не соответствовали нормам. Основными нарушениями являлись: наличие жиров немолочного происхождения (фальсификация); несоответствие техрегламенту №88-ФЗ по завышенному содержанию плесеней.
«Прежде всего это связано с тем, что школы и детские сады зачастую работают не напрямую с сельхозтоваропроизводителями, а с посредниками-перекупщиками, которые поставляют продукцию не только сомнительного качества, но и не всегда по адекватной цене, – прокомментировал ситуацию Алексей Лошкин – Сейчас основные задачи – это, во-первых, импортозамещение продуктов питания – курс на местных производителей, во-вторых, уйти от посредников-перекупщиков, в-третьих, уделить особое внимание вопросу повышения эффективности закупок продуктов питания – путем проведения совместных конкурсов и аукционов. Так, например, десять образовательных учреждений закупают молочную продукцию и расположены по соседству, их закупки можно объединить в одну процедуру, чтобы производителю было выгодно осуществлять поставки и по цене, и по логистике. При закупке продуктов питания у производителя стоимость может быть снижена минимум в два раза».
Иллюстрируя свою мысль, Алексей Лошкин рассказал, как рассматривал административный материал в отношении директора одного из челябинских интернатов. Глава ГКУ спросил у руководителя, почему она приобретает хлеб по цене в 3,5 раза дороже, чем у производителя, – например, у предприятия, которое расположено в том же районе. Женщина развела руками – хлебокомбинат не хочет участвовать в торгах и брать на себя поставку, поскольку ему невыгодно обслуживать одно учреждение.
«Как выход из сложившейся ситуации можно рассматривать совместные процедуры закупок, чтобы производителям при грамотной логистике тоже были интересны эти поставки, – добавил Алексей Лошкин. – Это и прямая экономия для образовательных учреждений, высвободившиеся средства можно направить на другие хозяйственные нужды. Кроме того, при поставке продуктов производителем гораздо проще отследить их качество, чем при работе с посредниками».
А. Галкин (справа) на проверке организации питания в школе
Перечень сельхозтоваропроизводителей Челябинской области, осуществляющих производство и переработку, продукция которых не вызывает сомнений, был подготовлен министерством сельского хозяйства региона. Работа с ними позволила бы в большей степени снять вопросы качества продуктов, поставляемых в школы и детские сады. Минсельхоз и Главное контрольное управление начали год с работы в этом направлении.