Три студентки факультета изобразительного искусства ЮУрГИИ Татьяна Светкина, Мария Плотникова и Виктория Повираева продолжат новый проект 74.ru «Арт-весна – 2015». Напомним, результатом этого проекта станет выставка его участников – молодых художников Челябинска – в Изумрудном зале конгресс-отеля «Малахит» и выставочном зале Союза художников России. Отбирать работы на выставку будет профессиональное экспертное жюри. Однако наши читатели могут уже в момент публикации этих работ на нашем сайте отдать голоса за ту или иную работу в своих откликах. Мнение читателей будет учтено обязательно.
Все краски оперы (Татьяна Светкина)
В Челябинске есть художники, в мастерских которых музыка звучит постоянно – симфоническая, фортепианная, джаз... Правда, поп-музыки никогда не слышала. А героиня нашего проекта – студентка факультета изобразительного искусства ЮУрГИИ Татьяна Светкина – любит оперу. И хорошо знает оперное искусство. Неслучайно ее дипломная работа посвящена знаменитой певице Елене Образцовой, ее Кармен.
«В детстве я занималась не только рисованием, но также музыкой, окончила музыкальную школу по классу фортепиано, – говорит Татьяна. – Наверное, поэтому люблю музыкальный театр. Опера очень живописна. Особенно «Кармен». А Елена Образцова – мой кумир среди исполнителей».
В этом году Татьяна Светкина выпускается из ЮУрГИИ, собирается попытать счастья в художественных вузах Петербурга или Москвы. Не скрывает, что пока страшно даже думать об этом, хотя у нее есть награды за участие во всероссийских и международных конкурсах (Всероссийский пленэр имени Туржанского; международный конкурс «Не торопясь, по вернисажу»; Международный конкурс «Россия – Европа – молодая»).
Но Татьяна абсолютно уверена, что нужно продолжить образование. «Мои работы, которые вы видите сегодня, искусством назвать пока нельзя, – улыбается она. – Это всего лишь итог определенных этапов ученичества. Ступеньки к будущей профессии. Прошлым летом мы ездили в Петербург, огромное впечатление на меня произвел Русский музей. Лично мне времени не хватало, чтобы напитаться всем этим, хотелось у каждой работы весь день провести – постичь манеру художника, его цветовые приоритеты... Я понимала, что многому еще только предстоит научиться».
Из любимых художников-классиков Татьяна Светкина называет Николая Фешина, из современников – Павла Рыженко. На выставках искусства нового века ее завораживают работы из стекла и керамики.
«В живописных и графических работах Татьяны Светкиной проглядывает художественное дарование, – таково мнение известного искусствоведа Галины Трифоновой. – Есть быстрота и свобода в рисунке (пейзаж с избой черной тушью) и в живописных этюдах. Особенно я бы отметила пейзаж с березой – дерево как будто дышит. Мужской портрет кисти Татьяны я помню по молодежной выставке. Есть в нем некоторая неопределенность и грусть, идущая то ли от модели, то ли от состояния самой художницы. Вероятно, угадывается грусть именно начала самостоятельного творческого пути».
«Композиция, с которой Татьяна заняла первое место на факультетском конкурсе, посвященном 100-летию начала Первой мировой войны, олицетворяет собой ее приверженность традициям в широком смысле, – считает художник и педагог Игорь Ли. – В ней словно присутствуют и Валентин Серов, и Михаил Шолохов. В какой-то степени именно композиция является итогом большого труда и внутреннего развития молодого художника, каждая из работ которого – ступень к будущей вершине».
Главные вещи (Мария Плотникова)
Студентка третьего курса факультета изобразительного искусства ЮУрГИИ Мария Плотникова, напротив, не собирается поступать в столичные художественные вузы.
«Я для себя решила, что есть вещи более важные, чем карьера художника, – уверенно заявила девушка. – Я не хочу учиться в Москве или Петербурге, остаюсь в Челябинске, буду преподавать. Возможно, пойду работать в обычную общеобразовательную школу преподавателем ИЗО. Эта профессия не считается престижной, но, на мой взгляд, детское образование сегодня – главное, на что нужно обратить внимание. После окончания училища я получу специальность «художник-педагог», вот это второе слово в названии и хочу использовать. Не секрет, что сегодня у многих родителей нет времени заниматься собственными детьми. А дети требуют любви и внимания, хочу им это дать».
Мария Плотникова также дипломант нескольких студенческих конкурсов в номинациях «композиция», «живопись», «графическая зарисовка пейзажа». Рисовать красками она начала очень рано, этого хотела мама. А уже в пять лет пришла в изостудию ДК ЖД к Ирине Тейтельбаум.
«В изостудии была свобода, Ирина Геннадьевна стремилась нас раскрепостить, ее девизом было «не подрезайте детям крылья», – вспоминает Мария. – Задания, которые она нам давала, всегда были супертворческими. Летом мы всей изостудией ездили в окрестности Сочи, в Петербург, привыкали к яркому пленэру. А в изостудии рядом с красками всегда жили танцы, праздники, конкурсы, концерты... Было очень весело».
Из своих ранних работ Мария вспомнила самую смешную: корова пасется на лугу, а на ней – пакеты с молоком: «Потому что в детстве я молоко просто обожала».
В 9-м классе она поступила на подготовительные курсы в тогда еще Челябинское художественное училище, а затем стала студенткой, набрав на экзаменах 38 баллов из 40 возможных.
Помимо пленэров, которые для нее остаются все той же студийной свободой, она любит фламенко: «Танцами я тоже занимаюсь с малых лет, как и моя мама, которую в Челябинске считают первооткрывателем фламенко, поэтому я очень люблю рисовать танцовщиков. Правда, работы, которые вы видите, сделаны не с натуры, а с фотографий. Здесь есть известные исполнители фламенко – испанка Кармен Амайю, Анастасия Климкина и Светлана Савельева. Они иногда приезжают в Челябинск на мастер-классы».
Главной работой Марии Плотниковой за третий курс станут портреты президента России Владимира Путина и исторических героев Минина и Пожарского.
«Сейчас мы работаем над композицией в темах исторической и современной, поэтому я выбрала для себя трех героев своего времени, – объяснила Мария. – Знаю, что многие, с кем я общаюсь, не считают нашего президента героем, но у меня другое мнение».
«В графике Марии Плотниковой сегодня отчетливо виден этап ученичества, художник осваивает процесс видения натуры и передачи этого натурного видения, – подчеркивает искусствовед Галина Трифонова. – Постановочные натюрморты в холодной отстраненной беспристрастной манере, в трактовке объемов и света едва угадывается внутренняя теплота и бережное любование. Бытовые интерьерные сценки пером сделаны технически и по мотиву более непринужденно, но все-таки сухо. Среди других более непосредственно выглядит интерьер «Уборка дома», оживленный благодаря появлению цвета».
«Только увидев Марию, танцующую фламенко на сцене, понимаешь, что у нее, по-видимому, так происходит во всем, – говорит о Марии Плотниковой художник Игорь Ли. – Кажется, она стремится проникнуть в суть вещей – будь то открытая тумбочка, стиральная машина или пылесос, старый дом или белоснежная церковь в солнечный день. Погрузиться, осмыслить, почувствовать, а не скопировать, не «срисовать» форму, оставшись к ней равнодушной».
Живое искусство (Виктория Повираева)
Ее путь в искусство необычен для нашего времени: в художественной школе или изостудии Виктория Повираева не училась, потому что жила в поселке, где такой школы просто не было.
«У нас была только музыкальная школа, и я занималась музыкой, – говорит Вика. – Но рисовать мне хотелось всегда, и я это делала самостоятельно. В пятом классе на мои работы обратил внимание преподаватель ИЗО, стал давать мне литературу по рисунку, живописи, а также задания. И к восьмому классу я решила, что буду поступать в художественное училище сразу после окончания девятого класса».
Родные Виктории пытались ее переубедить, но она была непреклонна: «Нельзя времени терять, после окончания ЮУрГИИ хочу поступить в Петербургскую академию художеств. По-моему, на данный момент у академии самая высокая в России планка, если говорить об академическом образовании. Плюс мне очень нравится Петербург, его атмосфера – творческая, вольная. Там много наших ребят».
Педагоги и родные Викторию Повираеву поддерживают, и это, по ее словам, окрыляет.
В прошлом году она очень успешно участвовала в конкурсе-выставке «Не торопясь, по вернисажу», который входил в программу «Россия-Европа-Молодая» – ее работы сразу прошли на международный этап. Получив грант, Виктория стала участницей международного пленэра в Ницце.
«Само путешествие во Францию оставило много впечатлений – музей Пабло Пикассо, музей современного искусства, – вспоминает девушка. – Все это позволило понять, что сегодня происходит в европейском эрарте (в переводе «что я вижу») и сравнить с российским. И сам пленэр в Ницце для меня был новым опытом – иная палитра, потому что совершенно иная природа. Впервые я использовала только яркие краски, у нас ведь природа достаточно сдержанная».
Виктория очень любит современное искусство: «Надеюсь, что со временем выработаю свой язык, а сейчас только учусь, осваиваю академическую базу, это нормально. Недавно прочитала у Готтфрида Баммеса, что только через знание конструкции человеческого тела и умение это воспроизвести художник приходит к абстракции. Меня эта фраза очень воодушевила».
Вика стремится побывать на всех сколько-нибудь интересных выставках в Челябинске: «Надо же подпитывать глаза и мозг. А на этих зимних каникулах получилось выбраться в Петербург, там я, конечно, насытилась. Многое сегодня можно найти в Интернете, что я и делаю, но это никак не заменит живого восприятия искусства».
«Интимный мир, затаенные деревенские заброшенные уголки трогают эту художницу своей какой-то скрытой печалью, – считает искусствовед Галина Трифонова. – Но именно эти мотивы, вероятно, позволяют ей применить свою манеру свободного непричесанного рисунка. В живописном портретном этюде проявляется способность глаза художницы видеть тонкие отношения цвета. Чувство живописности, живописных отношений, несомненно, присущи Виктории Повираевой».
«Первая мысль, которая возникает при знакомстве с работами Вики, – насколько прочным должен быть фундамент ремесла, чтобы на его основе могла легко и непринужденно взметнуться ажурная конструкция творческой идеи, – размышляет над работами Виктории Повираевой художник Игорь Ли. – Каждодневный труд и муки творческих поисков – вот цена, которую платит художник за ту свободу, которую больше всего ценит зритель. Так что – успешного взлета!»
Фото: Фото Евгения Емельдинова