Проект концепции развития общественного транспорта Челябинска, разработанный до 2016 года, не устроил участников круглого стола в Общественной палате города. На совещании 17 апреля было предложено продлить действие стратегического документа до 2020 года. С такой инициативой к авторам проекта обратился начальник управления транспорта миндортранса области Александр Филиппов. Подробнее о том, какие еще нарекания к концепции озвучили эксперты и что им понравилось, – в материале Chelyabinsk.ru.
Незамыленная концепция
По словам начальника управления транспорта администрации Челябинска Олега Козлова, авторы концепции опирались не на замыленный чиновничий взгляд, а попытались представить близкое к общественности мнение. Основная задача состояла в том, чтобы обеспечить безопасность и качество передвижения по мегаполису. Обозначенный в проекте срок до 2016 года максимально приземлен к жизни и был выбран исходя из существующей социальной и экономической ситуации.
Среднесуточная загруженность подвижного состава на маршрутных линиях муниципального транспорта Челябинска составляет 25%. В самых оптимистичных ожиданиях этот показатель должен достигать 70%.
«Сейчас для нас самое важное определиться, все ли в порядке на рынке пассажирских перевозок? Конечно, мы понимаем, что далеко не все проблемы решены. Например, процентное соотношение муниципального и частного транспорта в размере 30 на 70 никого не радует, – констатировал Олег Козлов. – Спросите любого пассажира на остановке, они скажут, что немуниципальный транспорт – это плохо, грубо и грязно. Хотя я всегда говорил: без маршруток можно обойтись, без частного бизнеса на городских перевозках – нельзя. Необходимо найти некий рациональный баланс».
Руководитель рабочей группы по созданию концепции Станислав Новичихин к вышесказанному добавил, что в основу концепции заложен анализ состояния дел на пассажирских предприятиях Челябинска: «Прежде всего мы посмотрели, какие проблемы у них существуют как в финансовом, так и в инфраструктурном плане. Именно от этого мы отталкивались и искали пути решения трудностей».
Все посылы должны идти от реальной информации, а ее на данный момент представлено слишком мало, отметил заведующий кафедрой эксплуатации автомобильного транспорта ЮУрГУ Николай Горяев. Чтобы детально понять, что мы имеем сейчас и к чему в итоге придем, необходимо заложить в документ экономические показатели. Пока же целевой индикатор в документе один – увеличение доли муниципального транспорта до 50%.
«Я считаю правильным, что была поставлена задача спасения муниципального транспорта. Только у него есть подвижной состав вместимостью 100 пассажиров, – заявил Николай Горяев. – Если такого транспорта на улицах не будет, в часы пик мы вообще никуда не уедем. Частные перевозчики такой техникой не обладают».
В схему транспортного обслуживания населения на маршрутах регулярных перевозок в Челябинске внесены изменения. На заседании гордумы 24 марта к критериям отбора перевозчиков добавилось шесть новых пунктов, самые резонансные из которых – выпуск на рейсы автомобилей с газомоторным топливом и оборудование транспортных средств системой навигации ГЛОНАСС.
Эксперту по транспортной логистике Якову Гуревичу показалось странным, что в концепции сказано о невозможности влиять на развитие транспорта градостроительными методами. При этом ссылки сделаны на недействительную схему градостроительного плана, утвержденного еще в 2003 году, и схему развития улично-дорожной сети, принятую в 1995-м.
«Все последние годы предпочтение в развитии транспорта отдавалось частным перевозкам, – посетовал Яков Гуревич. – Для этого расширяли дороги, уничтожали тротуары и вырубали деревья. Сейчас пришло время принять новую концепцию, но она точно не должна иметь двухлетний срок, хотя бы потому, что любой объект инфраструктуры и вид транспорта имеет намного больший жизненный цикл – как минимум 10–20 лет».
Сингапур здесь не нужен
По мнению представителя общественного движения «Челябинск – город, удобный для жизни» Вячеслава Ермакова, приоритет в концепции следовало отдать экологически безопасным видам транспорта – автобусам на газу, троллейбусам и трамваям. В представленном проекте транспорту с электрическим приводом внимания практически не уделяется, тогда как во всем развитом мире придерживаются другой точки зрения. Кроме того, Ермаков напомнил собравшимся о никак не упомянутом в концепции метрополитене. Для комплексного решения транспортных проблем в идеале не помешало бы пригласить на Южный Урал международных экспертов по городскому планированию, к примеру, знакомого с российскими реалиями Вукана Вучика.
«У нас сегодня нет задачи изучить международный опыт в общественном транспорте, – попросил вернуться к конструктиву председатель комиссии гордумы по экономике, муниципальному имуществу и городской инфраструктуре Александр Вышегородцев. – Мы говорим о концепции развития муниципального транспорта в Челябинске. Нас не интересует опыт Москвы, Сингапура или Варшавы. У нас есть конкретные проблемы в нашем городе. Коллеги, не уходите в демагогию. Судьба метро нас сегодня тоже не интересует, это отдельная стратегическая задача, не сваливайте все в кучу, иначе мы с вами пофилософствуем, разойдемся и ничего не решим».
Группа энтузиастов из Челябинска «Дорогу велодорогам» организовала электронный опрос общественного мнения о популярности велосипедной езды. Горожанам предлагается ответить на несколько вопросов о проблемах транспортной инфраструктуры, препятствующих развитию велодвижения.
После этого свои комментарии к проекту представил директор аналитической группы «Интро-Н» Дмитрий Чудиновских. На его взгляд, ключом к построению эффективной системы общественного транспорта является правильный выбор финансово-экономической модели. Так, общепризнанным в мире считается принцип, согласно которому конкуренция перевозчиков за наиболее прибыльный маршрут с прямым сбором оплаты упраздняется, а взамен появляется конкуренция по качеству и стоимости перевозок. Достичь этого можно за счет централизованного сбора оплаты за проезд у единого оператора, уполномоченного выдавать разовые и длительные абонементы. Оплата услуг перевозчиков в этой системе производится с учетом фактически выполненных обязательств как по объему, так и по качеству услуг.
«Критиковать легче всего, но я рад, что такой труд все-таки появился, – подытожил Александр Филиппов. – Нужно согласиться с предыдущими ораторами: давайте проект продлим как минимум до 2020 года. Градостроительную политику тоже необходимо учесть. Все намерения строителей в документе нужно отразить».
Александр Филиппов также полагает целесообразным создание выделенных линий для общественного транспорта. Первые такие полосы, обособленные бордюром от основной проезжей части, малыми усилиями можно построить на Комсомольском проспекте и улице Братьев Кашириных.
По итогам обсуждения было принято решение обобщить критические замечания и доработать концепцию перед утверждением в гордуме. Если авторы документа прислушаются к голосу экспертов, у Челябинска появится шанс развернуть общественный транспорт в сторону интересов горожан.
Фото: Фото Олега Каргаполова