Этим девочкам повезло. Они нашли своего учителя – известного в России художника Константина Фокина. Сегодня Маргариту Габидуллину, Анну Ржавитину и Екатерину Косякову называют фокинскими. Внимание к ним пристальное и даже взыскательно-строгое. Но они этим только гордятся. А Константин Фокин неизменно называет выставки своих учеников «Великий чердак». «Я их учу не манере, а видению», – любит повторять мастер. Мы продолжаем рассказывать о самых молодых художниках Челябинска, приглашая читателей оценивать их работы в комментариях. Напомним, партнерами нашего проекта выступили конгресс-отель «Малахит», региональный Союз художников России, ЧГАКИ, ЮУрГИИ, ЮУрГУ, Челябинская художественная школа. Итогом проекта станет выставка его участников.
Маргарита Габидуллина: «Он думал, что я полная бездарность»
Совсем недавно, 25 марта, Маргариту Габидуллину приняли в Союз художников России. Теперь в Челябинске у нее есть своя мастерская. Она окончила магистратуру. Четыре года преподает в ЧГАКИ. И мечта ее вполне сформировалась: «Хочется стать таким же сильным преподавателем и художником, как Константин Фокин, чтобы оставить след и в учениках, и в искусстве».
Художественная школа в Гае Оренбургской области, где Маргарита родилась и выросла, ей казалась всего лишь хобби.
«Все, что я имею сегодня, я получила благодаря учебе у Константина Владимировича Фокина, – говорит Маргарита. – Недавно он мне сказал, что когда впервые увидел мою живопись, то схватился за голову: «Что я с ней буду делать?!» Его охватил ужас. Он думал, что я полная бездарность!» (Смеется.)
Сегодня в багаже художницы более пяти областных молодежных выставок, международный фестиваль в Испании и областной фестиваль-конкурс «Россия-Азербайджан. На крыльях дружбы», а также межрегиональная выставка в Тюмени «Урал XI». На фестивале в Испании была отмечена ее работа и передана в дар музею города Ллорет де Мар. На азербайджанской выставке Маргарита получила Гран-при. Кроме того, она стала лауреатом общероссийского конкурса «Молодые дарования России» и получила стипендию Союза художников РФ, который позволил ей съездить во Францию.
«Сейчас готовлю отчет – серию работ по Франции, – продолжает Маргарита. – Впечатления неизгладимые, и они просятся на бумагу. О Париже я мечтала с детства. Но провела в этом городе всего два дня, остальные пять прошли на побережье Атлантического океана, в старинном городе Ванн, в Бретани и Нормандии».
Известный российский искусствовед, член экспертного совета проекта Галина Трифонова с большим интересом отнеслась к новым работам художницы. По ее словам, три акварельных городских пейзажа парижского цикла построены как картинные композиции: «Пространство здесь насыщено антропоморфными персонажами – современными горожанами и представителями ангельского чина и их антиподами – угрожающими фантастическими образами химер и ада. Молодая художница бесстрашно впускает эти фантомы тьмы, но задвигает и приглушает, делая почти незаметными рядом с сияющим миром красоты, молодости, прекрасных построек старого Парижа и нормандского барокко».
Искусствовед отметила в этих работах особый звонкий колорит: «Мир акварелей наполнился сюжетами, персонажами, различными ракурсами пространства, насыщением отражений в нем. И дело не только в взвихривших дух художницы впечатлениях от Парижа – какой художник не мечтает о Париже! Побывать художнику в Париже, да еще в молодости, – это ли не исполнение мечты! Хочется думать, что пережитые чувства и открывшиеся глазу ландшафты помогли Маргарите сделать свои открытия и вступить в новый период собственно самостоятельного творчества. И не ослепнуть от красоты, буйства жизни и воздуха парижских улиц, а чутче и глубже, сосредоточенней смотреть, переживать, открывать и понимать жизнь и человека».
Тем не менее, по словам Галины Трифоновой, новые работы также говорят о том, что Маргарита действительно ученица своего учителя: «Хочется верить, что ей хватит характера и упорства развить подаренное ей природой и воспринятое через школу».
А Маргарита Габидуллина, говоря о школе Константина Фокина, отметила, что нет ничего ценнее в учебном процессе, чем практика пленэра: «За лето такой практики студенты закрепляют все то, чему научились за целый учебный год. Плюсом становится еще и неформальная обстановка, когда студенты могут подружиться между собой. И когда ты садишься рисовать рядом со своим преподавателем, это дорогого стоит – ты стараешься вывернуться наизнанку, чтобы у тебя получилось не хуже. У нас были поездки в Санкт-Петербург, в Великий Новгород, в Соликамск. Все это до сих пор в памяти, можно постоянно возвращаться к ней и находить для себя новые мотивы».
Маргарита призналась, что по-настоящему захотела стать художником, когда увидела персональную выставку Константина Фокина «Контрасты-66»: «А потом его слова буквально отпечатались в подсознании: «Если Бог поцеловал вас, дал талант, то вы должны работать изо всех сил, вы обязаны не самому себе, а другим. И я обязан передать свой опыт вам. Если не будем этого делать, то искусство истончится, исчерпает себя, не будет движения вперед».
Ее не раздражают замечания, что она в своих работах порой похожа на учителя: «Сейчас я тоже замечаю, что мои ученики начинают подражать мне. Это неизбежно. Иногда Константин Владимирович отмечает: «Смотри, это уже не мои ученики, это отголоски тебя». Такие вот тонкие грани. Но школа-то все-равно фокинская».
«Художница талантливая, тонко чувствующая цвет, – говорит о творчестве Маргариты Галина Трифонова. – Она смело осваивает язык современного понимания пространства как наполнения пластическими формулами и смыслами образов. В последние годы часто вижу ее работы на различных выставках, они достойно входят в различные экспозиции».
Анна Ржавитина: «Успех придет не завтра»
Сегодня Анна работает декоратором в театре. Не потому, что так хочется, а потому, что всегда была реалистом: «Я с детства знала, что меня ждет: у художника не может быть больших заработков, и успех придет не завтра».
Она родилась в Челябинске, но выросла у бабушки, в Твери, потому что родители уехали работать на Дальний Восток.
«С 10 лет и до девятого класса я жила с бабушкой и знала, что такое труд художника, – рассказала Анна. – Потому что моя бабушка – художник. Кстати, они давно знакомы с Константином Фокиным. В Челябинске работали вместе, потом она уехала в Тверь, но они остались друзьями. Нельзя сказать, что я сама выбрала искусство, оно меня окружало с детства. Я не помню, кто первый сказал уверенно, что я буду рисовать, но все считали, что так оно и будет. Поэтому я росла и знала, что буду учиться на художника. Иногда «помогала» бабушке, подбираясь к ее мольберту, за что мне, конечно же, попадало».
Но первым ее учителем стала не бабушка. «Не могут родственники быть учителями, – считает Анна. – От Фокина сегодня могу выслушать без слез любую, самую суровую критику, а от бабушки не могла. Поэтому с бабушкой мы практически не занимались, хотя я наблюдала за ней».
В Твери Анна поступила в художественное училище. Правда, это случилось после окончания техникума, где она получила диплом экономиста-бухгалтера: «Причем я поступала в художественное училище, когда конкурс туда был огромный. Но я умудрилась пройти на графический дизайн и получила там академическое образование. А Константин Владимирович научил меня смотреть на мир другими глазами».
В ЧГАКИ ее пригласил сам Константин Фокин. «Я приехала посмотреть, что такое академия и факультет ДПИ. Мне так понравились работы первокурсников Фокина – питерские этюды, что захотелось здесь учиться, – говорит Анна Ржавитина. – Заслуга Константина Владимировича еще и в том, что он учеников своих не ломает, старается сохранить нашу индивидуальность, наше видение мира. Никогда не было такого, чтобы он сказал: «Делай как я». Хотя со временем мы все равно становимся в чем-то на него похожими. Подражание – этап обучения. Замечательно, что мы можем ходить с ним на этюды. Константин Владимирович всегда сам работает рядом с нами. И на просмотрах всегда выкладывает свои этюды. И замечательно, что он устраивает после каждого пленэра выставки в ЧГАКИ, что постоянно приглашает с выставками профессиональных художников. А как он с нами в Петербурге ходил по музеям! Это нужно было видеть и слышать! Огромная польза от такой работы. Его критика всегда конструктивна, его пристрастия заслуживают внимания и уважения. В нем сидит не только талантливый художник, но и не менее талантливый знаток истории искусства».
Анна Ржавитина собирается поступать в магистратуру ЧГАКИ, она не видит смысла в том, чтобы продолжать обучение в Москве или Петербурге: «Хочу продолжить учебу у Фокина. Зачем куда-то ехать, если здесь есть замечательный учитель?»
«Декоративное чувство цвета, соединение разнопространственных планов в одной работе характеризует работы Анны Ржавитиной, – подчеркивает искусствовед Галина Трифонова. – Может быть, нужно говорить о самой большой степени приближения этих работ к творческой системе ее учителя К. В. Фокина. Здесь есть яркая, взволнованная жизнь насыщенного цвета, легко усвоенная культура композиции и стилевой системы в целом. Не просматривается пока только одно – наиважнейшее качество – собственная творческая индивидуальность художницы. Как будто бы индивидуальность оказалась глубоко запрятанной внутри этой сформированной учителем системы».
Екатерина Косякова: «Найти золотую нить»
Екатерина приехала в Челябинск из Забайкалья. Никогда раньше о художнике Константине Фокине не слышала. В ЧГАКИ перевелась из Забайкальского гуманитарно-педагогического университета, где училась на дизайнера.
«Константин Владимирович не очень хорошо отнесся к идее перевода дизайнера на факультет декоративно-прикладного искусства, считал, что придется меня переучивать, – вспоминает она. – И я была очень настороженной первое время, многое принимала в штыки. Трудно было поступаться канонами академической живописи, которую получила в художественной школе. У нас даже случались небольшие конфликты. Но летняя практика в Соликамске все расставила по местам, она буквально перевернула мое сознание. Я начала понимать, что Фокин прав, что в искусстве все стили хороши, в каждом есть крупицы золота, которые нужно суметь собрать».
С особым удовольствием выпускница магистратуры ЧГАКИ вспоминает третий курс бакалавриата: «Это было просто шикарное время, мы в академии готовы были находиться сутками, хотелось работать и работать. Порой сами себе придумывали задания и стремились достичь заданной цели. Не всегда получалось, но был интерес, был азарт, хотелось бросать вызов друг другу».
Хотя четкое осознание, что она станет художником, пришло к Екатерине Косяковой только в магистратуре: «И Константин Владимирович стал не просто учителем, но направляющей силой в творчестве, человеком, который всегда поможет найти золотую нить, которую ты вдруг потерял. Когда приходишь в его мастерскую, понимаешь, что творческий горизонт безграничен. Что до той высоты, на которой сегодня художник Фокин, у тебя еще годы и годы подъема. Понимаешь, что ты сделал так мало, что сравнивать себя с учителем нет смысла. Хотя и сегодня мы можем не соглашаться с Константином Владимировичем, спорить. И это мне тоже нравится».
Сегодня Екатерина ведет уроки ИЗО в 147-й школе Челябинска. Она также неоднократно участвовала в региональных молодежных выставках, в различных российских проектах. Но до сих пор с особым удовольствием вспоминает выставку в ЮУрГУ «Фокин и «Великий Чердак»».
«Константин Владимирович – личность неординарная, поэтому и к ученикам его присматриваются с пристрастием, – уверена девушка. – Часто можно слышать, что мы похожи на Фокина. Странно это слышать. Потому что так было всегда – ученики Репина были похожи на Репина, ученики Поленова – на Поленова. По-моему это классно, когда индивидуальность художника настолько сильна, что он может создать собственную школу и оставить последователей. Это очень здорово. Кто еще из наших художников может этим похвастать? Мы молоды и пока неопытны, поэтому нет ничего дурного, что перенимаем манеру своего учителя. Но у нас есть все для того, чтобы постепенно обрести свой стиль. Уже сейчас в нас больше различий, чем похожести. Будучи похожими на Фокина, между собой мы отличаемся».
Сейчас Екатерина Косякова тоже готовится к молодежной выставке, а летом собирается на родину, в Забайкалье: «Хочу там поработать, пленэр в Забайкалье отменный».
«Екатерина Косякова, как и две другие художницы проекта Маргарита Габидуллина и Анна Ржавитина, – ученица известного художника-монументалиста и педагога, профессора ЧГАКИ Константина Фокина, – отмечает искусствовед Галина Трифонова. – Школу они восприняли под сильным обаянием учителя. Последующее их творчество покажет собственную силу их индивидуальностей. На сегодняшний день Екатерину Косякову можно выделить за разносторонность. Она любит и чувствует крупную форму в портрете, это подтверждают портретные работы карандашом и акварелью. Заслуживает внимание ее декоративное чувство, находящее выход в прикладном искусстве – гобелен, например. Она гармонично чувствует пластическую форму и цвет в пространстве. Молодой художнице присуще чувство стиля. Нужно работать, развивать все эти качества и полученные знания».
Сам Константин Фокин считает своих учениц талантливыми, с задатками оригинальности, мыслящими, но при этом не устает повторять: «Художник – это не только талант и школа, это амбиции, характер и труд».
Фото: Фото Евгения Емельдинова