По итогам публичных слушаний проект планировки первой очереди челябинского метрополитена утвержден с оговорками. В течение ближайших десяти дней разработчикам проекта, представленного горожанам 14 мая, необходимо урегулировать спор с собственником участка на станции «Торговый центр», чья земля оказалась в зоне застройки. Такой вывод, выслушав все стороны конфликта, озвучил заместитель начальника главного управления архитектуры и градостроительства администрации Челябинска Мирослав Данильчук. Подробнее о том, что изменилось в проекте пятилетней давности и как в дискуссию вклинилась политика, – в репортаже Chelyabinsk.ru.
Без концептуальных новшеств
По словам начальника отдела дорожно-транспортного градостроения Челябинского дорожно-транспортного проектного института Екатерины Епимаховой, новый проект первой очереди метро по прежнему включает пять станций: на предзаводской площади ЧТЗ, Комсомольской площади, площади Революции, у Торгового центра и на проспекте Победы.
Начальная станция ветки «Тракторозаводская» расположена на предзаводской площади ЧТЗ. Для входа предполагается использовать существующий подземный переход, к которому добавится дополнительный павильон на пересечении улицы Танкистов и проспекта Ленина. Неподалеку, на перекрестке улицы Горького и проспекта Ленина, проектировщики разместили станцию «Комсомольская», для которой построят отдельные входы.
Станция «Площадь Революции» осталась на первоначальном месте между улицами Цвиллинга и Пушкина. Вход в подземку будет осуществляться через действующий переход под площадью Революции. На стенде также был представлен отдельный комплекс входной группы, расположенный во внутридворовом пространстве квартала Пушкина – Тимирязева – Свободы – Ленина, о котором в докладе ничего не говорилось.
Поиск инвестора для челябинского метро стал темой опроса на сайте 74.ru. Из 2879 проголосовавших 48,2% заявили, что подземка городу необходима. За вложение денег в наземный транспорт высказалось 45,4% респондентов. Еще 6,4% участников опроса затруднились ответить.
Далее по маршруту следует станция «Торговый центр», построенная под руслом реки Миасс. Входные павильоны спроектированы как на правом, так и на левом берегу, причем один из них – на территории сквера Сад камней. «В связи с предполагаемым увеличением пассажиропотока на перекрестке улиц Труда и Красная также предусматривается строительство подземного пешеходного перехода», – отметила Екатерина Епимахова.
Станция «Проспект Победы», завершающая первую очередь метро, на чертеже находится на перекрестке со Свердловским проспектом. Вход в подземку вынесен ближе к улице Краснознаменной. Судя по представленным картинкам, в дизайн станций и входных павильонов по сравнению с предыдущим проектом были внесены минимальные изменения.
«Мы прекрасно понимаем, что метро – это объект двойного назначения, которое возрастает в каждом миллионнике, особенно в городах, представляющих стратегическое значение для обороноспособности страны, – подчеркнул Мирослав Данильчук. – Учитывая протяженность центральной части метро, у нас появилась уникальная возможность перейти к метротраму (подземный трамвай, рельсовый городской транспорт подземного-надземного типа. – Прим. автора). Будет это сделано или нет, пока говорить рано. В свое время в генеральный план 1967 года закладывалась возможность строительства линии скоростного трамвая от Металлургического района к северо-западу и метро. Мы можем сделать метротрам (а среди специалистов такая идея имеет поддержку), объединив три вида транспорта, включая подземные и надземные трамваи. Эта система позволила бы значительно сократить расходы».
По последним оценкам, строительство метрополитена в Челябинске обойдется примерно в 75 млрд руб. Власти города активно ищут инвестора для реализации проекта на условиях окупаемости.
Категорически против строительства метро в Челябинске выступил эксперт по транспортной логистике Яков Гуревич. Он заявил, что представленный на обсуждение проект отстал от времени и не вписывается в современную модель развития города, поскольку основной пассажиропоток сейчас перемещается по направлению от северо-запада и северо-востока к центру. Количество рабочих заводских и промышленных районов, ради перевозки которых и разрабатывалась первая очередь метро, стремительно снижается.
«Серьезные вопросы вызывает финансирование проекта. Сначала нам говорят, что должна быть совместная программа с федеральным центром, потом власти отказываются от этого и заявляют о частных инвестициях. Но за последние 150 лет ни одно метро в мире не было построено на частные средства. Давайте разберемся: все-таки 75 миллиардов – это большие деньги. Можно купить семь трамваев по 20 миллионов и за 140 миллионов решить проблему с перевозками пассажиров, тогда тратить миллиарды на эти цели не придется».
Вспомнили Ельцина и Юревича
Специально на слушания в Челябинск приехал экономист из Екатеринбурга Сергей Любар. Он раскритиковал слова Гуревича об отсутствии перспективы появления метро на Южном Урале.
«У нас первые три станции были построены вдоль проспекта Космонавтов, – рассказал Любар. – Сначала тоже говорили, что они никому не нужны. Можно было испугаться и закопать проект. Тем не менее мы нашли силы довести метро до центра, дотянули дальше до южного автовокзала. В Казани не менее драматичная история была. Там метро хотели строить еще при Советском Союзе, а когда он рухнул, все плюнули на это дело. Но потом мэрия Казани договорилась с Ельциным, и в городе появились первые станции. Вам тоже надо стиснуть зубы, договориться с правительством и выбить хотя бы миллиардов пять».
Депутат гордумы Александр Павлюченко прекратил дискуссию, сказав, что на данных слушаниях вопрос финансирования не рассматривается. Он не поддержал критиков развития метро, обосновав это тем, что на данный момент проложена значительная часть маршрута. На закапывание, то есть бетонирование тоннелей, потребуется 30 миллиардов рублей.
В конце февраля 2015 г. глава администрации Челябинска Е. Тефтелев подписал распоряжение о подготовке задания по планировке территории под строительство второго пускового комплекса метрополитена. План включает в себя зону, расположенную в Курчатовском и Калининском районах.
Замечания по существу высказал представитель компании «Кузнецкие ферросплавы» Евгений Шевкунов. Он заявил, что при существующем плане строительства будут ущемлены интересы частного бизнеса. Так, земельные участки на месте строительства станции «Торговый центр» принадлежат третьим лицам на праве собственности.
«Часть объектов планируется построить на чужой земле, которая принадлежит «Кузнецким ферросплавам, – пожаловался он. – С нами такая позиция и документы не согласовывались. Мы выражаем несогласие со строительством каких-либо объектов на нашей земле, пока этот вопрос не будет согласован с собственником. Вполне возможно, что это касается не только нас, поэтому просим отправить проект на доработку и провести повторные публичные слушания».
Еще одним участником слушаний, проголосовавшим против проекта, стал предприниматель Павел Марков, который неожиданно для всех вспомнил про бывшего губернатора Челябинской области Михаила Юревича. «Его сложно назвать некомпетентным человеком. Он говорил, что метро в том виде, который предлагают нам, не нужно. Думаю, что нужно прислушаться к этому мнению, с ним многие челябинцы согласятся», – добавил Марков.
В итоге Мирослав Данильчук предложил учесть все прозвучавшие точки зрения, согласовать спорные моменты с «Кузнецкими ферросплавами» и утвердить проект.
Фото: Фото Татьяны Тихоновой