В южноуральской столице есть что совершенствовать, но на сегодня, по сравнению с другими городами, многое сделано. Об этом 19 октября заявил глава областного центра Евгений Тефтелев, комментируя вызвавшие большой резонанс посты в «Живом Журнале» Ильи Варламова о «плохом» и «хорошем» Челябинске. Мнение столичного блогера, комментарии местных экспертов и позиция властей – в материале Chelyabinsk.ru.
«Город-миллионник, между прочим, седьмой по численности населения в России, грязный, с ужасными дорогами и омерзительной архитектурой, – описал свои впечатления от увиденного в Яндекс-панорамах блогер Илья Варламов. – Это один из худших городов России. Город, из которого хочется поскорее сбежать. Челябинск стабильно вписывают в экологические антирейтинги. Тут очень много заводов, которые своими выбросами зарабатывают репутацию города с плохой экологией».
И хотя через два дня блогер выложил пост о достоинствах Челябинска, шум вокруг его критики достиг городской администрации. На понедельничном аппаратном совещании Евгений Тефтелев не обошел вниманием отзывы Ильи Варламова.
Согласно опросу 74.ru, 22% пользователей оценивают благоустройство Челябинска на единицу, 33,4% – на двойку, 39,4% – на тройку, 4,3% – на четверку, 0,8% – на пятерку. С 13 июля в исследовании приняли участие свыше 1400 респондентов.
«Наши челябинские блогеры очень хорошо ему ответили. Мне даже больше нечего сказать, – прокомментировал градоначальник. – Я бы тоже так попутешествовал по Нью-Йорку. Есть реальные вопросы, мы их решаем. Стремиться всегда надо к лучшему. Я тоже могу сравнить с другими городами. Да, в Челябинске есть что совершенствовать, но сделано достаточно много на сегодняшний день. Мы можем говорить о ливневках, новых микрорайонах, где сегодня не все дороги сделаны, которые бы хотелось».
В противоположность Варламову новосибирский фотограф Слава Степанов, внимательно изучивший Челябинск и выпустивший фотокнигу о столице Южного Урала, высоко оценил местную архитектуру: «Челябинск оказался архитектурно красивым городом. Меня удивил проспект Ленина и изгиб улицы Цвиллинга. Это своеобразные архитектурные оазисы. Эти места очень сильно контрастируют с основной застройкой города. Многим городам даже таких «оазисов» не достается, а тут целые кварталы. Как много зданий в центре Челябинска построено в стиле сталинского ампира! Это аккуратный, ухоженный, зеленый город».
У Ильи Варламова сложилось иное представление: «С архитектурой в Челябинске все очень плохо. Старые здания никто не ремонтирует. Весь центр обвешан рекламой. В новостях периодически появляются дикие новости об обвалившихся балконах. О сохранении исторического центра города никто не думает, можно легко купить себе землю между театром и библиотекой, а потом построить там небоскреб. С историческими зданиями здесь особо не церемонятся – деревянный особняк 1878 года, отличный образец богатого уральского купеческого дома, отдали на растерзание арендаторам. Его сразу изуродовали каким-то мерзким крыльцом, завесили рекламой».
На рекламе в городе Варламов остановился отдельно: «Челябинск изуродован рекламой. Реклама тут повсюду. Перетяжки вешают не только поперек дорог, но и вдоль! Обычное поведение необразованных варваров, которые, как саранча, уничтожают все. Кировку считают культурным центром города и его душой. Все эти палатки и рекламные холодильники надо снести. Челябинску очень не хватает дизайн-кода, как в Москве. Нельзя такую красивую улицу уродовать всяким барахлом».
С критикой в загрязнении Челябинска рекламой Евгений Тефтелев спорить не стал: «В части рекламы то, что отметил блогер, да, мы с этим боремся. У нас порой на памятнике архитектуры возникает вывеска, которая не красит город. Я достаточно жестко стараюсь пресечь».
А отвечая на вопрос журналистов о мнении столичного блогера по поводу архитектуры, глава города подчеркнул, что Илья Варламов обратил внимание на исторические места в Челябинске, которыми стоит гордиться – Кировка, старая часть города: «Это архитектура, на которую приятно смотреть, другое дело, что ее надо подремонтировать, – сказал Евгений Тефтелев. – Для меня тоже было неприятно, что упал балкон в центре города. Вся сложность в том, что это балкон не панельного дома, а памятника культуры, и его может сделать только специализированная организация, согласовав это со всеми, чтобы сохранить стиль».
Главными достоинствами Челябинска помимо Кировки блогер назвал сохранившиеся исторические здания, в том числе старого железнодорожного вокзала, а также детскую железную дорогу, здание ЮУрГУ («Не МГУ, но сойдет»), трамвайные остановки и озеленение улиц («Разделительная полоса по проспекту Ленина сделана в виде большой цветочной клумбы, красиво. Я бы еще деревья туда посадил»).
Больше всего его впечатлила трамвайная сеть: «Достояние Челябинска – это его трамваи. Правда, их состояние оставляет желать лучшего, – написал Варламов. – По отзывам, путь на трамвае лишь немногим длиннее того же пути по автомобильной трассе. Трамвайные пути в Челябинске охватывают исторический центр города: в нем они курсируют по улочкам, недоступным для движения троллейбусов и автобусов. Из центра маршруты расходятся почти во все районы города».
В южноуральской блогосфере тут же появились как негативные, так и компромиссные посты. Например, известный челябинский блогер, краевед-любитель Константин Севостьянов обиделся за родной город: «Одуван прогулялся по нашему городу посредством «Яндекс-панорамы», видимо, побоялся приехать лично. А пишет, как обычно, гадости :) …очередной московский колонизатор, напыщенный индюк с претензиями учит аборигенов жизни… целенаправленно выбрал помойки, а наш великолепный вокзал, один из лучших в России, просто обгадил».
Политолог Алексей Ширинкин отметил ценность для Челябинска этих публикаций: «Какая разница в его мотивах – он бесплатно для нас провел аудит состояния города. Проблема необорудованных автопарковок во дворах, особенно у многоэтажек в спальных районах, более чем актуальна. Загрязненность города, низкое качество работы коммунальных служб по поддержанию в порядке общественных пространств. Отсутствие внутренних дорог в новых микрорайонах, там же – крайне малая озелененность, голая функциональность планировки, при этом отсутствие магазинов, сервисов, медицины, полиции, образования. Низкий эстетический уровень застройки в городе – факт. Уничтожение естественного облика исторического центра – факт. Про заброшенную набережную, которая могла бы стать ядром для активного городского пространства, уже говорят не один десяток лет – воз и ныне там. Понятно, что заменить маршрутки трамваями нереально для нас в перспективе даже пары десятилетий, но некоторые вещи осуществимы просто на уровне смены парадигмы восприятия города как среды обитания людей, живущих в нем, а не в коттеджных поселках на Увильдах».
Политолог Александр Мельников посчитал, что Варламов скорее развлекает читателей, чем адекватно исследует состояние городской среды: «Сидя в Челябинске и подбирая фотки из Тобольска, я могу нарисовать какую угодно тамошнюю картину. Или специально передёргивая в ту или иную сторону, или просто не имея возможности соотнести с реальностью. Так и у Варламова местами есть попадания в больные точки, но также и есть откровенные передёргивания».
Журналист Айвар Валеев отметил, что по «Яндекс-панорамам» нельзя составить неискаженное впечатление о городе: «От Челябинска можно просто прибалдеть, попав в нужное место (не обязательно самое нарядное) в нужное время (не только в конце мая). А можно отправить весь город в бан, если ветер внезапно попрет с Коксохима. Между тем у Варламова, конечно, глаз наметан – изгиб Цвиллинга и правда оч. хорош. Вкупе со зданиями. Плохого Члб я тоже могу Варламову накидать, одна дорога из аэропорта через ЧМЗ чего стоит. Как-то московских гостей повез по ней – у них был реальный шок. Но у меня были козыри в запасе – Аркаим и Еловое, для контраста. Так что ждем Илью в Члб. А про Томинский ГОК – ни прибавить, ни убавить».
Зато цитируемый в челябинской блогосфере пользователь Аlelikand уверен, что Илье Варламову заплатили противники строительства Томинского ГОКа: «Известный блогер, попутно измазав дегтем Челябинск, хорошенько пнул и сам РМК с его Томинским ГОКом. Почему? Поверить в то, что этот пост был спонтанным, я не могу. Не верю и в то, что публикация по времени совпала с другими случайно. Немного зная механизм работы нашей «монетизированной» блогосферы, скажу, что таких случайностей не бывает и их вероятность просто ничтожна. Более реальным представляется вариант местной бизнес-фронды, которая таким образом «переводит стрелки» на РМК, тем самым отводя от себя обвинения в загрязнении атмосферы города».
В самом деле, Илья Варламов негативно высказался о строительстве Томинского ГОКа и, заключив, что «Самое главное, что в Челябинске люди любят друг друга!», пообещал вскоре приехать и проверить, все ли так, как он написал.
Фото: Фото из сервиса Яndex Карты, Maps.yandex.ru