29 февраля Центральный районный суд огласил приговор восьмерым южноуральцам за мошенничество с земельными участками в поселке Малиновка. Фигуранты громкого дела получили от полутора до девяти лет лишения свободы и штрафы от 200 тысяч до 900 тысяч рублей. Репортаж из зала суда и предыстория грандиозной аферы – в материале Chelyabinsk.ru.
Поначалу ожидалось, что судья будет оглашать весь приговор, занимающий пять томов (около 2700 страниц), и оглашение затянется на весь понедельник и часть вторника, но в итоге судья Николай Максимкин зачитал постановление, согласно которому оглашение приговора сокращалось до вводной и резолютивной частей. Такое решение было связано с тем, что приговор слишком объемный и содержит большое количество цифр, которые сложны для восприятия на слух.
В начале заседания судебные приставы рассадили участников дела: всех подсудимых собрали на одной стороне зала, слушателей и прессу переместили на другую половину. Тут же выяснилось, что из большого числа потерпевших в заседании не участвовал никто. Перед тем как всех запустили в зал, приходили две женщины, пострадавшие от действий мошенников, но слушать вердикт не остались.
Потерпевшими по делу были признаны 149 человек. Каждый из них отдал за чужие участки от 125 тыс. до 5 млн. Общая сумма ущерба превышает 80 млн руб.
На скамьях собрались семеро подсудимых, восьмого – Дмитрия Александровского, гражданского мужа главной фигурантки дела – Елены Мамаевой, привезли из СИЗО, где он находился, будучи осужден в августе прошлого года Советским райсудом за мошенничество. В ожидании судьи мужчина читал «Алые паруса» Грина, затем положил книгу раскрытой обложкой кверху и почти все время оглашения приговора смотрел на нее, а по оглашении вердикта закрыл и убрал в сумку.
«Всё происходило в 2008–2010 годах, восемь подсудимых организованной преступной группой совершили ряд преступлений в отношении более 150 человек. Они подделывали первичные правоустанавливающие документы на земельные участки в деревне Малиновка Сосновского района, – сообщила помощник прокурора Центрального района, гособвинитель Ирина Клименко. – Эти участки в 1991–1993 годах выделялись на предприятиях города, которые впоследствии обанкротились, а также принадлежали администрации Сосновского района. Участники группы получали регистрацию на эти участки и затем по поддельным документам продавали их еще раз».
По данным ГУ МВД по Челябинской области, из собственности настоящих владельцев участков в Малиновке выбыло более 180 наделов, было заключено более 150 договоров их купли-продажи, причем за каждую из сделок получено не менее 250 тысяч рублей. Примечательно, что, несмотря на возбуждение уголовного дела по факту мошенничества еще в апреле 2010 года, областное управление Федеральной регистрационной службы продолжало оформлять сомнительные схемы.
Еще во время оглашения вводной части приговора в зал вошли полицейские с четырьмя комплектами наручников, и стало еще более очевидным, что приговор будет обвинительным. Главная фигурантка дела Елена Мамаева переписывалась по телефону с детьми, которые ожидали оглашения вердикта в коридоре, бывший председатель профсоюзного комитета завода им. Колющенко Виктор Климович записывал приговор на диктофон.
Елена Мамаева получила девять лет заключения и штраф в 950 тысяч рублей. Также в отношении женщины было вынесено частное определение по трем ее несовершеннолетним детям – их по решению управления соцзащиты Центрального района должны взять под опеку близкие родственники или соответствующие учреждения.
«У Мамаевой был круг знакомств, в том числе среди должностных лиц Роснедвижимости, она раздобыла документы, продумала и организовала аферу, – отметила Ирина Клименко. – Одни ее сообщники находили лиц, на которых заполнялись документы, другой в типографии изготовил поддельные акты, а она потом на пишущей машинке туда сведения вносила, еще к одному обратились, чтобы фиктивно поставить участки на кадастровый учет – каждый свою функцию выполнял, а у нее была самая активная роль, она раздавала указания».
Экс-начальник отдела регионального управления Росреестра Валентин Кулаков приговорен к семи годам колонии общего режима и штрафу в 900 тысяч рублей, Виктор Климович получил два года колонии и штраф в 300 тысяч, кадастровый инженер ООО «Топограф» Константин Подмарев, а также приятель и сообщник Мамаевой Евгений Гуменюк – по три года заключения и штрафы в полмиллиона каждый, бывший гражданский муж главной фигурантки дела Дмитрий Александровский – четыре с половиной года и штраф в 700 тысяч, специалисту Росреестра Игорю Санникову отмерили шесть лет и 800 тысяч рублей штрафа, специалисту администрации Мирненского сельского поселения Любови Ветровой – полтора года и штраф в 200 тысяч.
В приговоре количество совершенных каждым фигурантом дела преступлений исчислялось десятками и сотнями – к примеру, у Кулакова и Санникова в общей сложности учитывался 491 эпизод. Недвижимое имущество осужденных осталось под арестом. По оглашении вердикта на шестерых сообщников надели наручники.
Осужденные практически в спину судье просили о встрече с родственниками, но тот их уже не стал слушать. Родственников допустили лишь для передачи личных вещей, но еще до этого Мамаева и Ветрова назвали приговор «ужасным и несправедливым». Адвокат Мамаевой Анатолий Башарин отказался комментировать приговор, сказав лишь, что он непременно будет обжалован.
«Суд назначил наказание каждому из соучастников от полутора до девяти лет лишения свободы с штрафом в различных суммах в зависимости от степени их участия и количества совершенных преступлений, – отметила Ирина Клименко. – Сторона обвинения запрашивала лишение свободы в отношении шести подсудимых, и двум лицам – условный срок, но суд вынес более суровый приговор».
Ирина Клименко отметила также, что дело вызвало общественный резонанс, но теперь уже не так на слуху, как это было в 2009 или 2011 годах: «Большое количество потерпевших не дожило до приговора, это пожилые люди, которым радиозавод «Полет» и иные предприятия выделяли земельные участки. Большой ущерб был нанесен – около 80 миллионов, для кого-то это были все их вложения в строительство жилого дома».
Суд оставил без рассмотрения гражданские иски потерпевших о возмущении ущерба – опять же, ввиду большого объема материалов уголовного дела, которое составило около полутора тысячи томов. Для хранения документов была выделена половина кабинета судьи – каждый том включал в себя 250 листов формата А4, и один лишь полный приговор занимал пять томов (2700 страниц).
Прокурор подчеркнула, что вопрос возмещения ущерба будет решен в порядке отдельного гражданского судопроизводства, а арест на имущество подсудимых был наложен именно ради обеспечения исковых требований потерпевших.
При этом один из соучастников Елены Мамаевой не был осужден сегодня – бывший депутат Заксобрания и руководитель территориального управления Роснедвижимости Валерий Кожеуров всё еще находится под арестом в Чикаго. Он был задержан в декабре 2014 года в рамках международного розыска, однако до сих пор не принято решение о его выдаче, уголовное дело в отношении Кожеурова выделено в отдельное производство. Даже в приговоре не звучала его фамилия – бывший депутат проходил как «неустановленное лицо», в сговоре с которым группа лиц и совершила противоправные деяния.
Таким образом, в длившемся с 2011 года деле об афере в Малиновке точка еще не поставлена.
Фото: Фото автора и Олега Каргаполова