За две недели управление транспорта администрации города выявило 215 нарушений, связанных с нелегальными частными перевозчиками. Пристальное внимание проверяющих в среду, 19 октября, было привлечено к маршрутке №66.
«66-й маршрут у нас особенный, на нем работает МУП “Челябавтотранс”, которое выиграло конкурс на этот маршрут. И здесь также работают другие перевозчики, которые не имеют ни карты маршрута, ни других разрешительных документов, – отметила пресс-секретарь управления транспорта Валентина Богомазова. – Поступает много жалоб не только от водителей, но и пассажиров. Жалуются на состояние подвижного состава, соблюдение трассы движения и другие нарушения. Поэтому был выбран именно этот маршрут как один из наиболее острых».
Нелегальный 66-й маршрут носит название «экскурсионный», и проезд на нем стоит 15 рублей. Пассажиры остановленной маршрутки говорили, что едут по своим делам, но им интересно слушать по радио запись с рассказом о названиях улиц и их истории.
По словам Валентины Богомазовой, экскурсионные маршруты имеют право на существование, но к ним предъявляются особые требования: «На таких маршрутах должен работать экскурсовод, они должны двигаться без промежуточных остановок с посадкой-высадкой пассажиров, и также должны быть согласованы с управлением транспорта и ГИБДД. Легальных экскурсионных маршрутов в Челябинске два – экскурсионный трамвай, и еще желтый автобус, который мы запускали на 9 Мая. Схема движения была согласована с ГИБДД, а информация – с краеведческим музеем».
При проверке сотрудники ГИБДД спрашивают у водителей справки от врача и механика, водительские права, карту маршрута и лицензию на пассажирские перевозки. Один из водителей 66-го маршрута затруднился сказать, есть ли у него карта маршрута, он под этим подразумевал схему движения. Валентина Богомазова пояснила, что маршрутная карта – это «документ, подтверждающий, что частный перевозчик согласно конкурсной процедуре заключил договор с управлением транспорта. Если коротко – документ, подтверждающий легальность маршрута». Если у водителя отсутствует карта маршрута или лицензия, на него накладывается штраф в 5 тысяч рублей, а на юрлицо – 300 тысяч.
«Эти штрафы многие пытаются обжаловать в арбитражном суде, пока судебная практика на стороне контролирующих органов. Уже порядка 35 прецедентов попытки обжалования, но все безуспешны, – отметила пресс-секретарь управления транспорта. – Начата работа по выявлению нелегальных перевозчиков с лета, очень много штрафов выписывается, около 215 нарушений обнаружено за две недели. Сотрудники ГИБДД также могут свое наказание накладывать за отсутствие аптечки либо лицензии, плохое техническое состояние».
Других возможностей карать нелегальных перевозчиков у администрации нет – только штраф, и дальнейшая работа маршрута зависит только от его владельцев.
«Администрация города и управление транспорта заботятся о безопасности пассажиров, – подчеркнул председатель комиссии городской думы по социальной политике Александр Галкин. – Ведь мало ли что случится с этим маршрутом, может, он уже давно должен быть списан, а он перевозит людей. И вот такие меры принимаются для того, чтобы устанавливать нелегалов, наказывать их штрафом и делать всё возможное для того, чтобы руководство маршрута получало разрешительные документы, обследовало водителя и транспорт. Не исключено, что на таких маршрутах могут быть лишенные прав водители. Минимум два водителя за ближайшие полчаса выявлены, опрашиваются люди, которые едут в транспорте – они платят за проезд, ездят регулярно и не ради экскурсии».
В сентябре прошлого года транспортники купили 32 новых автобуса на метане. Управление транспорта совместно с надзорными ведомствами на протяжении двух лет ведет работу по исключению на маршрутах города нелегальных перевозчиков. Уже существует судебная практика и вынесены решения «О прекращении потенциально опасного вида деятельности» для частных перевозчиков по маршрутам №66, 85, 90, 15. Эффективно воздействовать на нелегальных перевозчиков позволит ФЗ 220, где предусмотрено внесение изменений в КоАП РФ, которые в ступают в силу с июля.
В рамках работы с маршрутной сетью исключены 36 дублирующих маршрутов. Но, в связи со строительством новых микрорайонов, увеличением улично-дорожной сети и, как следствие, изменением пассажиропотока и транспортной доступности необходимо кардинально пересмотреть всю маршрутную сеть города.
Как сообщал 74.ru, ООО «ТЕЗАН», выигравшее конкурс на разработку новой маршрутной сети Челябинска за один рубль, отказалось от исполнения работ. Напомним, всего на аукцион было подано три заявки, однако конкурсная комиссия отклонила предложение пермского ООО «Агентство дорожной информации РАДАР» разработать маршрутную сеть за 2 млн 550 тысяч 1 рубль. Требованиям соответствовали заявки ООО «ТЕЗАН» и ООО «Челябинский институт генерального плана и транспорта» (ЧИГПТ). Последний предложил цену в 500 тысяч рублей – по всей вероятности, именно возглавляемый депутатом гордумы Александром Павлюченко ЧИГПТ разработает новую маршрутную сеть Челябинска.
При этом компания «ТЕЗАН», судя по документам на сайте госзакупок, не имеет опыта реализации подобных проектов, занимается строительством жилых и нежилых зданий, тогда как ЧИГПТ разрабатывал проектную документацию обустройства пешеходных переходов в нескольких районах Челябинской области и в Миассе, а «РАДАР» оптимизировал маршрутные сети и исследовал пассажиропоток в Перми, Березниках, Оханске, Гуково, Батайске, Улан-Удэ, Рязяни, Соликамске, Томске и Йошкар-Оле. Из этого следует, что единственным решающим критерием в итоге оказалась цена. При этом заявка пермской компании «РАДАР» была отклонена из-за ошибки в оформлении документов. Компания обратилась в антимонопольную службу, и Челябинское УФАС потребовало от мэрии приостановить заключение контракта на выполнение научно-исследовательских работ по подготовке новой маршрутной сети областного центра.
Фото: Фото и видео Андрея Винникова, монтаж Марии Романовой