Челябинские предприниматели столкнулись с мошенничеством, связанным якобы с проверкой платежных терминалов. Втираясь в доверие к продавцам и собственникам торговых точек, злоумышленники вынуждают их положить деньги на неизвестные номера телефонов. Деньги, естественно, пропадают бесследно. Как обманывают пользователей терминалов, сколько предпринимателей уже пострадали, о чем необходимо помнить, чтобы не попасться на удочку мошенников, и есть ли шанс вернуть деньги? Подробности – в материале 74.ru.
Действия мошенников идут примерно по одному сценарию, отметили собеседники 74.ru. Вначале ничто не предвещает обмана – ведь терминалы, как и любая техника, время от времени ломаются.
«Бывает, что терминал, который стоит в нашем магазине, зависает, и тогда нам звонят по городскому телефону и просят включить и выключить его. Все. Без проблем помогаем, – рассказывает одна из владелиц челябинского магазина Галина, продавец которого обманулась на 14 тысяч рублей. – В этот раз почему-то позвонили мне на личный сотовый телефон. Сказали, что с "терминала" беспокоят, попросили передать продавцу, чтобы та выключила и включила аппарат. Я им ответила, чтобы они обратились напрямую к продавцу. Те: "Хорошо". А сама все-таки набрала продавцу на сотовый, предупредила, что сейчас позвонят по терминалу, что его нужно включить и выключить, как обычно».
Тем временем девушке уже позвонили на городской номер. Как она потом рассказала, мужчина по телефону сказал, что нужно проверить терминал, положив на него деньги – купюры в определенной последовательности. Продавец поинтересовалась: «А как деньги обратно вернутся?» Он заверил, что обратно вылезут. «И вот он ей начинает говорить, что нужно положить в определенной последовательности два полтинника, две сотенные купюры, две пятисотенные и две тысячные на какой-то номер телефона, – продолжает Галина. – Она сделала, чек прошел. Потом следующая последовательность, потом третья операция… Только когда он ей сказал, что нужно взять пятитысячную купюру, она опомнилась».
По словам Галины, только одну из операций через сотового оператора удалось отменить, правда, деньги еще не вернулись. «Потом мы вызвали полицию, после приехала следственная группа, которая возбудила дело, – продолжает Галина. – И продавец даже не смогла пояснить, зачем она сделала это. Говорит, что на нее какое-то затмение нашло, как под каким-то гипнозом находилась. Кстати, после этого случая практически сразу номер телефона, с которого мне звонили, оказался заблокированным».
По схожей схеме мошенники действовали и в других случаях, а их уже немало.
«Мне позвонили, сказали, что связались с моим начальством, все обсудили, попросили взять деньги – по две купюры номиналом 1000, 500, 100 и 50 рублей – и подойти к терминалу, – рассказала продавец магазина в «Парковом» Анастасия. – Затем сказали: нажмите "0", держите, второй рукой нажмите "1" и "5", потом все удалите, нажмите цифры (продиктовали номер телефона), засуньте в купюроприемник 1000 рублей. Я спросила, почему 1000, а не 50 рублей. Меня успокоили, сказали, что все равно сейчас денежка выйдет обратно. Добавили, что раз не горит зеленая лампочка, то все идет как нужно. И положили трубку». Анастасия добавляет, что ей, действительно, сначала позвонил начальник и сказал, что скоро будет звонок от специалиста по терминалу. «Вот только он при этом не пояснил, что нужно будет сделать. Поэтому, видимо, я и попалась, – вспоминает продавец. – И теперь придется самой вернуть деньги в кассу…»
В полицию Анастасия не обращалась, пояснила, что ей некогда – после работы детьми занимается.
Жалобы на новый вид мошенничества, связанный с терминалами, подтвердил начальник отдела развития компании по обслуживанию платежных терминалов (ИП Медведев В. В.) Вячеслав Распопов. «Суть в том, что некие люди звонят на сотовые телефоны владельцам магазинов или продавцам, представляясь руководством компании, установившей в их здании платежный терминал. Говорят, что терминал завис или надо проверить работу аппарата. И выстраивают диалог таким образом, что собеседник кладет немалые суммы на названные мошенником номера телефонов, – рассказал 74.ru Вячеслав Распопов. – И это не единичные случаи. Буквально в воскресенье, 6 ноября, таким образом обманули продавца одного из челябинских магазинов сразу на 14 тысяч!»
По словам специалиста, этот вид мошенничества набирает обороты.
«Первые случаи, о которых нам известно, произошли в Миассе, это было месяца три–четыре назад, – продолжает Вячеслав Распопов. – Но там, судя по всему, больших денег мошенникам заработать не удалось – население вело себя более бдительно. В Челябинске же только за последний месяц мы насчитали уже пять случаев. И суммы немаленькие».
Сотрудника компании, устанавливающей платежные терминалы, очень удивляет, почему люди верят мошенникам.
«Вообще, странно очень, что для проверки работы терминала просят не 10 рублей положить, а несколько тысяч. Неужели это не вызывает подозрения? – удивляется он. – Мы как реально работающая в этой сфере компания единственное, о чем можем попросить, – это выключить терминал из розетки и снова его включить. Никаких платежей провести в наш адрес мы никогда не требуем. Думаю, другие агенты работают аналогичным образом».
Юристы считают, что возможность вернуть потерянные деньги есть, но небольшая.
«В первую очередь, никогда и никому не нужно платить, пока не удостоверитесь, что о платеже просит знакомый человек и в этом действительно есть жизненная необходимость, – комментирует адвокат адвокатского бюро «Ле-АРМ» Мария Ларионова. – Вас все-таки обманули? Нужно сразу же обратиться в полицию. Если потерянной суммы достаточно для возбуждения уголовного дела – в зависимости от конкретной статьи, это одна или две тысячи рублей – то будет возбуждено уголовное дело, расследовать которое по горячим следам обычно результативнее».
В любом случае сотрудники полиции обязаны провести расследование, отметила юрист. «Даже если заявителю откажут в возбуждении уголовного дела, с этими материалами можно будет обратиться в суд. Правда, здесь стоит посмотреть на экономическую целесообразность: за 1000 рублями идти в суд – больше времени и сил будет потеряно, – продолжает Мария Ларионова. – Кроме того, мало получить судебное решение, нужно еще и деньги по нему взыскать. Вот и получается, что теоретически вернуть средства в таких случаях можно, но не всегда реально и точно не просто».
Любого человека должна насторожить просьба неизвестного положить на терминал деньги для проверки аппарата. Пусть даже он ссылается на реального руководителя. Проверки, связанные с проведением платежей в чью-либо сторону, категорически нельзя делать. И даже перезванивать никому не стоит, чтобы согласовать этот вопрос.
Фото: Фото Олега Каргаполова