Владельцы дома Батракова на улице Кирова, 118 не признают здание объектом культурного наследия (ОКН). 17 января в очередной раз они не допустили государственного эксперта министерства культуры РФ Татьяну Маевскую исследовать помещения, пригрозив выставить охрану у дверей. Чем уникален дом за ТЮЗом, как он стал призраком, почему собственники против экспертизы – в материале 74.ru.
Краевед, координатор инициативной группы градозащитников «АрхиСтраж» Юрий Латышев уже несколько лет борется за сохранение в центре Челябинска старинных зданий. Чтобы добиться защиты дома на площади Революции от сноса, он за свой счет заказал государственную историко-культурную экспертизу здания. Государственный эксперт Татьяна Маевская уже дважды пыталась осмотреть интерьеры дома Батракова, каждый раз наталкиваясь на отказ собственников – ООО «Евразия-недвижимость». Во вторник, 17 января, специалистов сопровождал участковый майор Бекхан Яндиев – о содействии полиции начальника УМВД Челябинска Сергея Миронова попросил председатель госкомитета по охране ОКН Александр Баландин. Но присутствие стража правопорядка не помогло: администратор здания Ирина Углицких связалась по телефону с представителем владельца здания, и тот пригрозил закрыть двери и поставить охрану, чтобы не допустить эксперта.
– Дома нет в списках памятников! У нас письмо было, его вывели в 2006 году, – заявила Ирина Углицких.
– А сейчас, с 2015 года, он значится в списках выявленных объектов культурного наследия, и на него действует 73-й федеральный закон «Об объектах культурного наследия», – парировала Татьяна Маевская.
– Я же вам всё это рассказывал, что вы снова... Тот акт – халтурный заказной акт, это скажет любой грамотный человек, – добавил Юрий Латышев. – Там даже история дома переврана, это не дом Капарулина...
– Вообще-то это дом Гепарулина был, – утверждала Ирина Углицких.
– Да никогда он не был его домом, тот дом был на месте банка. Дом принадлежал Батракову, и в списках он значится, на него распространяются и Уголовный кодекс, и закон об охране памятников, – ответили эксперты.
Действительно, история дома 118 на улице Кирова полна подтасовок и ошибок, которые лишь недавно исправили исследователи. Старший научный сотрудник Южно-Уральского госуниверситета Гаяз Самигулов писал:
– В течение долгого времени считали, что дом принадлежал Капарулину, но, как иногда бывает, история оказалась несколько иной, более прихотливой. Сразу оговорюсь, что Капарулинский дом стоял по другую сторону улицы Черногорской (нынешняя Сони Кривой) и никакого отношения к нашему рассказу не имеет. Дом, похоже, был построен Андреем Максимовичем Батраковым сразу на двух усадебных участках, своем и Карла Венцеля. Карл Венцель за уступку земли под строительство имел в доме двухкомнатную квартиру. Насколько можно судить, каменный двухэтажный дом был построен как доходный, то есть, если не все, то большая часть помещений были предназначены для сдачи внаём. Первый этаж включал небольшую квартиру и торговое помещение. Под торговым помещением, скорее всего, подразумевалась основная часть первого этажа, где помимо собственно торговых площадей были и подсобные. А на втором этаже помещались три квартиры, каждая из них со своей кухней. Квартиры были разными – самая большая в четыре комнаты, одна из которых на пять окон. Была и однокомнатная квартира. Имелись, видимо, и ватерклозеты, правда, не в каждой квартире, а на первом этаже. Было проведено электричество. В кухнях стояли русские печи, а в жилых помещениях – голландские.
Именно эти печи и искали сегодня эксперты, чтобы понять, какую ценность имеет здание. Арендаторы говорили, что не слышали ни о каких печах, и после консультаций с администратором отказывались пускать специалистов в свои комнаты. Юрий Латышев в это время звонил подполковнику полиции Блинову и в ФСБ – если ранее силовики обещали содействие, то в этот день не отвечали на звонки. Так же, как директор ООО «Евразия-недвижимость» Ирина Петрова.
Оправдывая репутацию «дома-призрака», дом Батракова не указан в числе ОКН на сайте государственного научно-производственного центра по охране культурного наследия Челябинской области (ГНПЦ), но значится в опубликованном госкомитетом по охране ОКН перечне выявленных ОКН Челябинской области, представляющих историческую, художественную и иную культурную ценность – как памятник. На этом основании и проводится экспертиза – если выявится уникальность оформления внутренних помещений и историческая значимость здания, его внесут в перечень объектов культурного наследия. Здание нельзя будет снести или перестроить, собственника обяжут поддерживать дом в хорошем состоянии. Именно этого, по словам Юрия Латышева, не хочет владелец здания.
– Здание, по слухам, принадлежит депутату Госдумы Олегу Колесникову, который варварски относится к культурному наследию в Челябинске – вспомнить хотя бы совершенно незаконные пристрой к пабу Fox&Goose, летнюю веранду пиццерии «Помидор», также приписываемые компаниям Колесникова, застроенный двор дома на проспекте Ленина, 54 и закрытую в нарушение распоряжений Дубровского и прокуратуры арку дома, – утверждает градозащитник. – Напрямую сейчас не докажешь, что дом Батракова принадлежит Колесникову – он перевел всё на подставных людей. Но включение здания в перечень ОКН мешает его планам снести этот дом и часть зданий ТЮЗа ради строительства гостиницы.
В самом деле, в списке 24 новых отелей к саммиту ШОС, опубликованном администрацией города в июле прошлого года, значится офисно-гостиничный комплекс на 150 номеров, расположенный на перекрестке улиц Тимирязева и Воровского. По другой информации от пресс-службы мэрии, он разместится на углу улиц Елькина и Тимирязева, то есть за Молодежным театром, на месте дома актеров и зданий на участке Венцеля-Батракова. Инвестором числится ООО «Капитал», срок сдачи в эксплуатацию назначен на четвертый квартал 2018 года. После саммита комплекс так и останется офисно-гостиничным. Директором ООО «Капитал», согласно базам данных, работает Ирина Александровна Петрова – директор ООО «Евразия-недвижимость».
При этом Олег Колесников не связан с домом Батракова и проектом гостиницы, сообщила корреспонденту 74.ru помощник депутата Ольга Кисленко:
– Никакого отношения Олег Алексеевич к этому участку и дому не имеет, и, соответственно, о планах ничего неизвестно.
По словам председателя госкомитета по охране ОКН Александра Баландина, в организацию поступали обращения по поводу застройки возле ТЮЗа, но возводить что-либо там практически невозможно – это объект культурного наследия федерального значения. Сегодня председатель госкомитета по охране ОКН не участвовал в попытке осмотра «дома-призрака». По его словам, эксперты работают самостоятельно и присутствие представителей госкомитета необязательно.
– Мы направляли письмо собственнику, и нужно, чтобы он соблюдал закон, – вот и вся наша позиция по этой ситуации, – подчеркнул Александр Баландин.
Репутация «дома-призрака» сложилась еще при его строительстве, рассказывает Юрий Латышев. Сначала мещанин Батраков построил дом на участке соседа, потом не указывал его в раскладочных ведомостях, то есть не платил налоги, следом здание исключили из перечня ОКН, снова включили, менялся формальный собственник. Теперь существование здания и вовсе под вопросом, хотя оно входит в охранную зону ОКН федерального значения – Молодежного театра (бывший ТЮЗ).
Как удалось выяснить Татьяне Маевской, земельный участок (дворовое место №1247), на котором сегодня стоит здание №118 на улице Кирова, принадлежало крестьянину Гжатского уезда Смоленской губернии Осипу Орлову, а стоял на нем небольшой, в две комнаты, деревянный дом. Вместо которого также должна была стоять гостиница!
– Еще в первых числах февраля 1899 года Орлов получил разрешение на постройку в этом же квартале «каменного дома для гостиницы и надворных построек». Осуществиться этому, по-видимому, было не суждено, поскольку вскоре Орлов скончался, а его имущество на углу улицы Черногорской и Южной площади перешло в собственность наследников, – рассказывает эксперт минкульта РФ. – На предполагавшемся под постройку гостиницы месте в 1902 году приступили к строительству Народного дома, занявшего также и соседний участок с южной стороны. С севера к участку Орлова примыкало дворовое место мещанина Андрея Максимовича Батракова, где к тому времени уже стоял добротный полукаменный двухэтажный дом в пять окон по фасаду, чуть севернее которого располагалась «каменная лавка в два выхода», а в глубине двора – различные хозяйственные постройки.
Биографических сведений об Андрее Батракове исследователям найти не удалось. Но его имя упоминается в отчетах за 1899 и 1900 годы. Общества попечения о начальном образовании в Челябинске, где Батраков числится как «действительный член», впоследствии – как «член-соревнователь». В адрес-календарях Оренбургской губернии, изданных в 1901–1906 годах, Андрей Максимович записан как «уполномоченный Русского театрального общества в г. Челябинске», а в «Уральских торгово-промышленных адрес-календарях» на 1906–1913 годов упоминается в качестве агента страхового общества «Саламандра». В аналогичных изданиях на 1906 и 1909 годы Батраков упомянут еще в качестве агента банкирского дома «Вавельберг».
– Очевидно, где-то в самом начале XX столетия наследники О.А.Орлова предоставляют большую часть своего дворового места Батракову под возведение каменного дома, после чего получают две комнаты в этом здании, – утверждает Татьяна Маевская. – Подтверждает эту версию запись в «Раскладочной ведомости» на 1905 год, где за наследниками Орлова вместо деревянного дома-флигеля уже записаны «две комнаты в неотстроенном каменном доме», но без оговорки, кем и когда. Не появляется «дом-призрак» и в более поздних документах по сбору налогов с недвижимости.
Интересный момент: в обоих домах – каменном и полукаменном – Батраковы устроили ватерклозеты – туалеты с приспособлениями для механической промывки унитаза водой, что для Челябинска того времени было явлением нечастым. Так, в описи имущества Батракова, составленной в начале 1920-х, есть указание на наличие при домах двух дощатых уборных с фарфоровыми писсуарами. Организовать их Батракову, скорее всего, позволило выгодное соседство с Народным домом, который был одним из первых зданий в городе, куда вода была проведена от железнодорожной водокачки (ныне ул. Свободы, 6) почти за десятилетие до постройки городского водопровода.
По мнению государственного эксперта, Батраков не строил дом на участке Карла Венцеля, а наоборот – Венцель купил у наследников Орлова две комнаты в доме Батракова:
– В скором времени дворовое место на углу улицы Черногорской (ныне ул. Сони Кривой) и Южной площади (ныне пл. Революции), в том числе и «две комнаты в построенном каменном доме», приобретает в собственность у наследников Орлова австрийский подданный Карл Иванович Венцель, в документах 1908 г. они уже учтены за ним. Таким образом, здание, которое сейчас называют бывшим домом Батракова, было построено ориентировочно в 1906–1907 гг. В некоторых публикациях можно встретить упоминания, что в нынешнем доме №118 до революции размещалось уездное полицейское управление. Но это не так, оно находилось в соседнем, стоявшем через улицу Черногорскую, полукаменном двухэтажном доме, принадлежавшем Алексею Романовичу Капарулину. Здание это до наших дней не сохранилось, на его месте теперь стоит Челябинвестбанк (пл. Революции, 8).
Прояснив все «белые пятна» здания, эксперт уже несколько раз добивалась осмотра внутренних помещений дома Батракова, в чем ей каждый раз отказывали, а потом еще звонили неизвестные и выражали негодование по поводу того, что она якобы собирается выселить арендаторов на время исследования выявленного объекта культурного наследия. Участковый уполномоченный разводит руками и предлагает обращаться в суд.
– Пожалуй, так я и сделаю, – заключает заказчик экспертизы Юрий Латышев. – Сколько сейчас пошлина – 200 рублей или 400? Раз собственники не хотят быстро и добровольно всё закончить, будем судиться. Они нарушают волю Путина и Дубровского, которые ясно говорят о сохранении культурного наследия и в документах, и в речах.
Александр Баландин сообщил корреспонденту 74.ru, что госкомитет по охране ОКН присоединится к иску градозащитника.
Фото: Фото Олега Каргополова, предоставлено Юрием Латышевым