Торговые сети резко увеличили размер штрафов для поставщиков, допустивших какие-либо нарушения в работе с ними. Об этом представители южноуральских компаний – производителей продовольствия сообщили на встрече с сенатором от Челябинской области Ириной Гехт.
– В среднем штрафы начинаются от пяти тысяч рублей, например, за неправильно оформленные документы, и затем увеличиваются на пять процентов за каждое новое нарушение, – рассказала замдиректора по продажам по Челябинской области компании «Равис» Светлана Комарова. – Требования сетей поменялись с нового года в связи с поправками в законодательство о торговле. Теперь в договорах огромное количество разнообразных штрафов, причем срок их выставления не обозначен. А размер штрафов может достигать 100 тысяч рублей и даже выше.
Генеральный директор агрокомплекса «Чурилово» Оксана Лицингер подтвердила особое внимание сетевиков к прописыванию штрафных санкций в договорах.
– Сейчас штрафы начинаются от пяти процентов от стоимости партии при нестыковках в документах и могут доходить до 100%, если есть претензии к качеству товара, – уточнила она.
– Выходит, бизнесмены теперь штрафуют себя больше, чем государство, – удивился услышанным цифрам руководитель Роспотребнадзора по Челябинской области Анатолий Семенов.
Поставщики жалуются, что для них торговые сети резко увеличили размер штрафов
Как выяснилось, новые суммы в договорах производителей и торговых сетей появились в связи с тем, что с 1 января 2017 года вступили в силу поправки в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности». Теперь общий размер вознаграждения, выплачиваемого торговым сетям поставщиками, не может превышать 5% от цены товаров. Причем сюда включается и плата за продвижение товаров, услуги по их подготовке, обработке, упаковке и так далее. В общем, все, что раньше торговые сети навязывали производителям под видом ретробонусов – добровольных выплат. Однако ритейл начал придумывать способы обойти законодательные запреты.
– Новые поправки оказались неэффективны в силу сопротивления сетей. Производителям выкручивают руки, потому что сети начали терять доходы. Один из топ-менеджеров торговой сети прямо сказал мне: доходность стала низкая – всего 15%, а мы привыкли к 40-50%, – рассказала Ирина Гехт. – Причем только на ретробонусах они теряют миллиарды рублей и ставят нам в упрек, что из-за этого не имеют возможности развивать региональную сеть. Согласитесь, порядок цифр впечатляет... Не хочу считать чужие деньги, но то, что сетевики стали богатейшими людьми и входят в список Forbes, – это факт. Раньше там фигурировали банкиры, нефтянка, а тут вдруг торговля.
Сенатор Ирина Гехт считает, что надо однозначно ограничивать присутствие сетей.
– Мы в свое время в условиях дефицита породили монстра, а сейчас пожинаем эти плоды, – отметила она. – Сложно с этим бороться, но в любом случае будем это делать. Возможно, нужно разработать региональный закон, чтобы создать условия для наших производителей. А главное – для того, чтобы дать жителям региона возможность покупать качественную продукцию по умеренным ценам.
Фото: Фото с сайтов Сouncil.gov.ru и Shutterstock.com