Три года назад Крым официально вошёл в состав России. Заинтересованность в сотрудничестве с деловыми кругами нового региона страны высказывали многие компании и предприятия Челябинской области. Полуостров и Южный Урал обменивались делегациями и подписывали соглашения о взаимодействии в разных сферах. Удалось ли челябинцам наладить поставки своей продукции или открыть бизнес в республике, а крымчанам стать деловыми партнерами южноуральцев, разбирался корреспондент 74.ru.
Крым - это не только море, но и много денег. Вопрос: как их заработать?
Надежды на грандиозные стройки и рынки сбыта
Реализация крупных инфраструктурных проектов на полуострове началась уже в 2014-м году, сразу же после воссоединения Крыма с Россией. Масштаб проблем и дефицит квалифицированных технических кадров в Крыму сулил массу преимуществ для предпринимателей такого промышленно развитого региона, как Южный Урал. На полуостров (и оттуда к нам) зачастили различные бизнес-миссии, велись переговоры и подписывались соглашения.
В феврале 2015 года на Южный Урал прибыла делегация из Крыма. Представители компаний южного региона посетили предприятия Златоуста, Еманжелинска, Миасса, Катав-Ивановска. Крымчане прощупывали новые рынки сбыта. Правда, приехали к нам предприятия со специфической продукцией. К примеру, Севастопольское авиационное предприятие специализируется на ремонте вертолётов морского базирования, а симферопольский завод «Фиолент» – на корабельной автоматике и прецизионной технике.
После воссоединениея Крыма с Россией жители полуострова пребывали в эйфории
Представители челябинского бизнеса, говоря о сотрудничестве с Крымом, в первую очередь вспоминали южные курорты, во вторую – сельское хозяйство и крымские вина, и только потом о промышленности. Южноуральцы не слишком рвались покупать что-то в Крыму, скорее, думали о продаже своей продукции в этот регион.
– В промышленном сегменте речь может идти не только о прямых поставках челябинской продукции в Крым, но и, например, о создании совместных предприятий или об организации удобного транзита наших товаров в Европу. Ведь режим санкций рано или поздно закончится, – говорил заместитель председателя комитета Заксобрания по экономической политике и предпринимательству Константин Захаров.
В августе 2015-го в Крым съездила внушительная группа челябинских предпринимателей и представителей муниципалитетов Южного Урала. Вернулись бледными – загорать было некогда, целыми днями ездили по городам и предприятиям. Предприниматели подчеркивали, что новые возможности для бизнеса есть, рынков свободных – непаханое поле. Но при этом мало кто сразу рвался в бой – понимали, что подводных камней тут тоже много. Например, крупным предприятиям, имеющим в обороте иностранные комплектующие, заходить в Крым мешают санкции. Логистика делает неконкурентоспособными поставки как товаров, так и сырья из Крыма. Ещё больший риск был в сделках с недвижимостью – в тот момент Украина полностью закрыла свой кадастровый реестр.
– Пока состояние отрасли таково, что себестоимость строительства одного квадратного метра жилья в Крыму составляет не менее 60 тысяч рублей, – отмечал гендиректор ООО «Южуралавтотехнологии» Анатолий Быстров. – В ближайшей перспективе нет возможностей строить дешевле. Поэтому рыночная стоимость жилой недвижимости начинается от 80 тысяч рублей за квадратный метр и выше, в среднем 100-120 тысяч рублей за метр. А качество вторичного жилья, по нашему мнению, не соответствует его цене.
Впрочем, власти предприняли попытки сблизить наши регионы. 2 октября 2015 года губернатор Челябинской области Борис Дубровский и глава республики Крым Сергей Аксёнов подписали соглашение о сотрудничестве с Крымом в торгово-экономической, научно-технической, социальной и культурной сфере. 3 октября такое же соглашение подписано с главой Севастополя Сергеем Меняйло.
Южный Урал подписал соглашения с Крымом и Севастополем в 2015 году
– Это позволит значительно увеличить взаимный торговый оборот, расширить деловое партнерство. Уже сейчас ряд крупных южноуральских предприятий готов принять участие в строительстве Керченского перехода – в поставках проката, труб, металлоконструкций, строительной и дорожной техники, – заявил тогда Борис Дубровский. – У нас много точек соприкосновения в аграрно-промышленном комплексе, а ресурсная база Челябинской области в целом позволяет реализовывать инвестпроекты различных масштабов и сложности.
Губернатор также высказал надежду на то, что деловому сообществу Крыма будут интересны возможности ТЛК «Южноуральский» – в плане прямых контейнерных перевозок в Китай и создании особой экономической зоны.
Проекты и реалии
Одним из первых к освоению Крыма приступил челябинский завод «ДСТ-Урал». В конце 2014 года челябинские машиностроители заключили контракт с ГУП РК «Черноморнефтегаз» на поставку партии техники в Крым. В апреле 2015 года первые трубоукладчики отправились на полуостров. Как сообщили 74.ru на предприятии, техника использовалась на строительстве газопровода с укладкой в траншею.
Челябинцы отправили в Крым трубоукладчики
Наладить крановое производство в Крыму планировал владелец группы компаний «Уралкран», председатель комитета по машиностроительному комплексу Союза промышленников и предпринимателей Челябинской области Сергей Кравчук. Он ездил на полуостров ещё два года назад. А в 2016 году, в преддверии выборов в Заксобрание области, пошли слухи о переезде Кравчука (он был депутатом пятого созыва) в Крым на постоянное место жительство.
– Я принял для себя решение сконцентрироваться на развитии производства, – сообщал тогда 74.ru Сергей Кравчук. – Кто-то может совмещать депутатскую деятельность и бизнес и делать оба дела качественно, но эта история не про меня.
Переезд в Крым он не комментировал, но планы на бизнес в этом регионе не отрицал. Сергей Кравчук рассматривает несколько площадок в Крыму для строительства кранового завода. Одна из них находится вблизи Севастополя.
Туризм туризмом, но южноуральцы хотят развивать в Крыму машиностроение
Еще один представитель челябинского машиностроения также планировал построить завод в Крыму. Как ранее сообщал 74.ru, компания «Прайд» совместно с немецким партнером разрабатывала проект производства спецтехники для виноградарских и винодельческих предприятий. Договорились об участии в испытаниях техники с двумя виноградниками, причём один из них был подразделением крупнейшего государственного завода. Планировалось, что вход на рынок будет плавным – по потребностям, а основная ставка делаться на кооперацию, которая позволяет без огромных инвестиций в короткие сроки выводить на рынок новый востребованный продукт. Однако проект повис в воздухе.
– Всё пока на непонятной стадии. Интерес у представителей виноградников был, но, как выяснилось, больше разговоров, чем дела, – рассказал 74.ru директор компании «Прайд» Дмитрий Нестеров. – Нет денег в Крыму… Все наши предложения не получили конкретной обратной связи от виноградарей. Мы сделали запрос о том, что им необходимо, что они покупают за рубежом и в России, что планируют приобретать? И практически ни от одного хозяйства ответа не получили. При этом на технику, на которой они работают, без слёз не взглянешь: трактора 1965 года, деланы-переделаны, вручную сварены. Видимо, надеются на госпомощь, которой пока тоже нет.
Примерно такая же ситуация и у наших производителей трамваев. Весной 2015 года делегация из Евпатории посетила Усть-Катавский вагоностроительный завод, где обсуждали возможности обновления парка электротранспорта в курортном городе. Директор трамвайного управления Евпатории Михаил Клещенок, по его словам, был впечатлён производственной базой предприятия на УКВЗ: наличием собственного конструкторского бюро и замкнутым циклом производства. Гости из Крыма сообщили, что трамвайное управление Евпатории попало в программу некоммерческого лизинга городского пассажирского транспорта, разработанную Минтрансом России совместно с ПАО «ГТЛК». А это значит, что есть надежда на помощь государства в обновлении электротранспорта в Крыму.
– Действительно, представители крымской делегации говорили о планах модернизации подвижного состава. Трамвайный парк Евпатории состоит из 24 вагонов, но они старые и, конечно, им требуется обновление всего подвижного состава, – сообщил 74.ru заместитель директора по маркетингу УКВЗ Евгений Самойлов. – Потребность в трамваях есть до сих пор, проведены переговоры.
В России трамвайные системы существуют в 62 городах. И только в трёх узкоколейные (с шириной колеи 1000 мм) – это Калининград, Пятигорск и Евпатория. То есть для них нужно специально проектировать вагоны. Впрочем, это не проблема, подобный опыт у УКВЗ имеется, в своё время конструкторское бюро Усть-Катавского завода разработало трамвайный вагон для Пятигорска. Но, судя по всему, пока вопрос с финансированием модернизации трамваев в Крыму не решён.
– В ходе поездок представителей нашего бизнеса в Крым договоренностей было много, но почти ничего не реализовано. Потому что у крымчан были одни ожидания, а у наших – другие, – объясняет руководитель АНО «Центр развития промышленных инноваций» Станислав Твердохлеб. – Те считали, что к ним приехали инвесторы с деньгами, а наши предприниматели ехали за заказами. Потом пришли к пониманию, что надо просто дождаться тех программ, финансировать которые будут федералы.
Усть-Катав готов обновить трамвайный парк Евпатории
На всей территории Республики Крым и города Севастополя создана Свободная экономическая зона (СЭЗ). Она предусматривает особый режим осуществления предпринимательской и иной деятельности, а также применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны. Срок действия СЭЗ – 25 лет (до 31 декабря 2039 года). Получить статус участника Свободной экономической зоны можно за срок от 7 до 22 дней в зависимости от суммы инвестиций.
Успеть до 2018 года
Товарооборот между Челябинской областью и Республикой Крым в 2015 году составил 541,9 млн рублей, сообщили 74.ru в минэкономразвитии Челябинской области. По сравнению с 2014 годом он увеличился в 4,6 раза. В структуре товарооборота ожидаемо преобладает вывоз продукции из Челябинской области – 535,4 млн (98,8%), ввоз составил всего 6,5 млн.
Предприниматели гадают, как занять выгодную нишу в Крыму
– В Крым осуществляются поставки металла, кузнечно-прессовых машин, продукция пищевой промышленности – макаронные и кондитерские изделия, мука, крупа, – уточнили в минэкономразвитии региона. – Из Крыма на Южный Урал поставляются соль поваренная, напитки безалкогольные, парфюмерные и косметические средства. Доля Республики Крым в общем объеме товарооборота Челябинской области составляет 0,07%. Это 62 место среди субъектов РФ, с которыми взаимодействует регион.
Сотрудничество Южного Урала с Севастополем ещё скромнее: в 2015 году товарооборот составил 7,2 млн рублей. Здесь также преобладает вывоз продукции из Челябинской области – 72%, ввоз составил 28%. В Севастополь южноуральцы поставляют металл и медицинские изделия, к нам везут рыбу и обувь.
В Симферополе обрадовались уральцам
Несмотря на все опасения и проблемы с наличием реальных денег, заходить в Крым с бизнес-проектами все-таки стоит, уверены многие эксперты. Но нужно сделать это до 2018 года. Почему называется именно этот год? Все просто – когда построят мост, в Крым поедут все, кому не лень, и конкуренция будет большая. На этот рынок ринутся крупные сетевые компании, которые просто не дадут развернуться малому бизнесу.
– У меня сложилось впечатление, что крымчане ещё не умеют работать в реальных рыночных условиях, к которым давно привыкли российские бизнесмены, – говорит президент Уральского экономического союза Олег Витковский. – Когда полтора года назад мы приезжали в Крым, директора местных заводов плакали: раньше мы брали сырьё на Донбассе, продавали товары на Украину, всё рядышком было. А сейчас, мол, нужно везти из России и продавать обратно. А у вас ещё несколько таких же заводов, как мы, конкуренция жёсткая... Да ещё перешли на российское делопроизводство, и количество бумаг увеличилось в пять-семь раз. При этом мэр Симферополя обрадовался: «Наконец-то приехали настоящие бизнесмены, те, кто куёт промышленную мощь России. Вы уже 40-я делегация, но чаще всего идут протокольные встречи».
Чем ближе к открытию моста в Крым, тем сильнее конкуренция
Не секрет, что поначалу в Крым вкладывались только федеральные деньги. Однако Олег Витковский отмечает новую тенденцию:
– Год назад туда уже потянулся частный бизнес – москвичи, питерцы. Они первыми поняли, что если не успеть застолбить нишу, то потом всё будет дороже и труднее. Челябинцы тоже это понимают и, насколько мне известно, пытаются действовать. Знаю минимум двоих челябинских бизнесменов, которые решили в Крыму не только работать, но и жить. Первые года два шла синхронизация документов с российскими, и действительно в этот период было рискованно заключать какие-то серьезные сделки. А теперь там действует свободная экономическая зона, есть реальные предложения для инвесторов – приходи и зарабатывай. Если грамотно всё делать, то можно даже землю под инвестпроект получить от государства. И чем ближе к открытию моста, тем больше перспектив для бизнеса.
16 марта 2014 г. в Крыму и Севастополе состоялся референдум, по результатам которого около 97% избирателей республики и 95,6% избирателей города проголосовали за воссоединение полуострова с Россией. Договор о включении Крыма и Севастополя в состав РФ был подписан 18 марта. При этом Республика Крым и город Севастополь стали новыми субъектами РФ. С тех пор 18 марта в нашей стране отмечается День воссоединения Крыма с Россией.
Фото: Фото Антонины Лопаевой, Алены Мызгиной, с сайтов Gubernator74.ru, Ukvz.ru, Simf.rk.gov.ru