Сегодня свой 70-й день рождения отмечает народная артистка России Галина Зайцева. Певица уже много лет преподает вокал в Челябинском институте культуры, является профессором и возглавляет кафедру вокального искусства ЧГАКИ. 74.ru поздравил Галину Зайцеву с юбилеем и поговорил с артисткой о судьбе театрального искусства.
– Галина Семеновна, поклонники оперного искусства и сегодня помнят вашу Джильду из «Риголетто», Сюзанну и Розину, а уж романс Алябьева «Соловей» в вашем исполнении вообще незабываем. Скажите, когда вы пришли в труппу челябинской оперы, какой она была?
– Я все периоды нашего оперного театра застала, потому что выросла в Челябинске и еще школьницей не пропускала ни одной премьеры. Поэтому хорошо знала все первые составы оперной труппы. И каждый состав, надо сказать, был хорош по-своему. Главное – чтобы каждый состав соответствовал времени. Если взять ту оперную труппу, которая открывала наш театр, и вывести ее на сцену сегодня, она не сможет петь. Это были дети войны, у них не было такого музыкального образования, какое есть сегодня, хотя голоса были от природы шикарные. И внешность была прекрасная. Я их всех обожала! Это были мои герои!
Но сегодня я знаю, что можно петь еще лучше. Если не будем повышать планку, театр умрет. Вокал тоже должен развиваться, сегодня есть для этого все – даже новые технологии, чтобы голос звучал лучше. Если вам представить солиста 50-х и сегодняшнего дня, вы сразу определите, кто есть кто. Даже без развитого слуха можно уловить разницу в вокале, в исполнительской манере.
– Значит, в будущем может появиться исполнитель, который затмит самого Лучано Паваротти?
– Обязательно! Гениальных исполнителей – единицы, но они рождаются в каждую эпоху.
– Вам нравится сегодняшняя труппа челябинской оперы?
– У нас шикарная труппа, хотя не надо забывать, что мы – не столичный театр. Жалко, что замечательные молодые исполнители часто уезжают, но все это объяснимо.
– Почему вы никуда не уехали?
– Потому что родилась здесь, здесь жили мои родители, близкие люди. Меня приглашали, я прослушивалась. Но всегда понимала, что не смогу уехать и быть в другом театре. Я была с детства влюблена в наш театр, в его акустику! Это многое значит. В Перми мне даже звучание оркестра не понравилось. (Смеется.) И мне казалось, что голос мой там совсем не звучит. Кстати, мой ученик недавно уехал в Нижний Новгород и пишет мне: «Галина Семеновна, как жаль, что нет здесь акустики нашего театра». Я подумала: «Молодец, что он это понимает».
– Что бы вы посоветовали нашему зрителю обязательно посмотреть в оперном театре?
– Да все! На каждом спектакле могут быть открытия: то открываешь певца, которого раньше не замечал, то режиссер замечательный, то оркестр на высоте! Сегодня у нас поет Павел Чикановский – такого певца еще поискать. С таким тембром, с таким умом, с такой душой! Это редкостное сочетание. Я его просто обожаю, поэтому пригласила на кафедру работать.
Такой Галина Зайцева пришла в театр
– Что вас радует в нашей опере?
– Рада, что поставили «Фауста», который давно не шел в Челябинске. Это сложная и очень красивая музыка, она просто необходима исполнителям – это бальзам для голоса: баритона, баса, сопрано, тенора. «Фауст» заставляет держать голос в хорошей форме. Восстановили также замечательный спектакль «Моцарт и Сальери» Римского-Корсакова. Я мечтаю, чтобы поставили «Риголетто», потому что у нас труппа лирическая, и этот спектакль ей необходим. Это просто лекарство для голоса.
Сказочный голос и сказочные постановки
– К чему сегодня готовите своих учеников?
– К трудностям вокальной жизни. Сегодня на сцену попасть сложно, конкуренция большая, потому что платно многие учатся. Но замечательные солисты были и остаются штучным товаром. Я готовлю с ними самые сложные партии, с которыми можно справиться только под крылом педагога. Помню, как сама делала эти партии в театре. Было сложно, и я звонила своему педагогу в Екатеринбург, по телефону пела ей партию Джильды. А она делала замечания.
Певица мечтает, чтобы в Челябинске снова поставили Риголетто
– Когда вы утвердились в мысли, что вы преподаватель, и легко ли забыть сцену?
– Да нет, конечно, поэтому я продолжаю работать в театре – там у меня стажерская группа, готовлю для театра молодых исполнителей.
А как преподаватель я и сегодня не чувствую, что все в моих руках. Каждый студент – новый мир, который надо открыть, чтобы понять, как с ним нужно работать. Только тогда мы можем работать на одной волне. Неслучайно опытные преподаватели говорят, что вокальных методик столько, сколько существует певцов.
Галина Зайцева, певица (сопрано), нар. артистка РФ (1995), профессор ЧГИК. Родилась в Челябинске. Заниматься пением начала в вокальной студии Дворца культуры электрометаллургического комбината у педагога Ю. В. Окунева. Окончила вокальное отделение Свердловского музыкального училища (класс педагога Р. Х. Герцман) и Уральскую консерваторию (1976, класс нар. артистки РСФСР, проф. М. Г. Владимировой). На сцене челябинской оперы спела более 30 партий, среди них – Джильда («Риголетто», Дж. Верди), Сюзанна, Церлина («Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», В.-А. Моцарт), Розина («Севильский цирюльник», Дж. Россини), Адина («Любовный напиток», Г. Доницетти), Антонида, Людмила («Иван Сусанин», «Руслан и Людмила», М. Глинка), Снегурочка, Царевна-Лебедь («Снегурочка», «Сказка о царе Салтане», Н. Римский-Корсаков) и др. Выступала с камерными программами. В настоящее время заведует кафедрой вокала в ЧГИК, руководит стажерской труппой в Челябинском театре оперы и балета.
Фото: Фото Людмилы Ковалевой и из архива челябинского театра оперы и балета