Отставка главы ГИБДД России Виктора Нилова породила волну публикаций, что увольнение «главного гаишника страны» есть часть большой игры по расформировании ГИБДД. В пресс-службе МВД информацию о реформах не подтверждают, равно как и не опровергают, поэтому мы обратились к инсайдерам и экспертам. О том, останется ли в России и в Челябинске ГИБДД в качестве самостоятельной структуры – в нашем материале.
Дискуссии о глобальной реформе ГИБДД начались в январе-феврале этого года. По информации издания «Водитель Петербурга», в начале марта на расширенной коллегии МВД было официально объявлено, что радикальное изменение структуры ГИБДД действительно готовится и затронет всю Россию. Впрочем, никаких заявлений для прессы МВД не сделало.
Наши источники в ГИБДД подтвердили: разговоры об изменении структуры идут, однако точных сроков реализации пока нет. Кроме того, нельзя увязывать отставку Виктора Нилова с «расформированием» ГИБДД – глава Госавтоинспекции уходит исключительно по возрастному критерию – 23 марта ему исполнилось 62 года. Кроме того, его должность не упраздняется.
Суть реформы
Предлагается объединить ГИБДД и патрульно-постовую службу (ППС), которую не стоит путать с дорожно-патрульной службой – об этом, в частности, сообщает сайт Fontanka.ru.
ППС – подразделение МВД, отвечающее за работу непосредственно на улицах: патрулирование, проверки, задержания. В отличие от ДПС, хорошо знакомой водителям, ППС не ограничена ареалом автомобильных дорог.
Вероятнее всего, на подобное решение повлиял опыт Казахстана, где Госавтоинспекция слилась с ППС в 2013 году, и, по официальной версии, весьма успешно. В числе плюсов называется универсальность совмещенного экипажа, включающего сотрудника ДПС и сотрудника ППС.
Для чего реформа
Опрошенные нами эксперты считают, что главная задача – увеличить число патрульных на дорогах России, поскольку после недавних реформ штат сотрудников ДПС изрядно сократился, и порой ГИБДД не хватает личного состава «в полях». В Челябинской области во время большой реформы ГИБДД в 2010-2011 годах штат был сокращен на 20%, или на 600 человек.
Кроме того, объединение структур позволяет сократить кабинетных работников и «подсушить» управления, сместив центр тяжести структуры в пользу подразделений, работающих непосредственно с населением.
– На мой взгляд, речи о расформировании ГИБДД как таковой не идет, ведь помимо ДПС есть ряд подразделений ГАИ, которые отвечают за регистрацию автотранспорта, организацию движения и так далее, – считает автоюрист Юрий Панченко. – Я думаю, эти подразделения в любом случае останутся.
Впрочем, речь может идти о переподчинении структур ГИБДД руководству полиции с усилением ППС за счет личного состава ДПС.
Эксперты не исключают чистки в рядах сотрудников обеих структур, например, переаттестация представителей обоих ведомств. Однако проблем при возможном слиянии будет много.
– Если честно, я с трудом представляю подобную реформу, хотя бы потому, что деятельность ДПС и ППС регулируется разными законами и нормативами, и свести их воедино – крайне сложная задача, – считает автоюрист организации Vserazrulim Лев Воропаев. – Помимо прочего, у них разное материальное обеспечение: например, ППС в Челябинске ездит на сравнительно тихоходных внедорожниках (УАЗ), способных заехать в труднодоступные места области. ДПС – на более скоростных автомобилях, которые могут преследовать машины преступников. У них разный функционал, разная подготовка, разное обеспечение.
Против реформы
Опрошенные нами сотрудники ГИБДД от идеи не в восторге.
– Инициатива понятна, дайте нам больше патрульных и сделайте их многофункциональными, – рассказал один из инспекторов на условиях анонимности. – Дескать, такой сотрудник-универсал по пути на работу предотвратит семейное насилие, потом оформит ДТП, потом выявит неправильно установленный знак и так далее. Супермен такой. Но когда вы приходите в больницу, вас не лечит универсальный врач, который и стоматолог, и ортопед. На самом деле разговоры о подобной реформе были и раньше, не думаю, что в ближайшее время что-то изменится.
Другой эксперт, не относящийся к ГИБДД, сообщил следующее:
– Как только у сотрудников ППС появится возможность «пасти» дороги, они полностью переключатся на этот вид деятельности как наименее рискованный и наиболее «рентабельный». Зачем гонять пьяных во дворах, связываться с гоп-компаниями, с бытовым криминалом? Можно выйти на дорогу и обеспечить себе «план».
Близкой позиции придерживается Юрий Панченко:
– Я очень надеюсь, что подобной реформы не произойдет. Дело в том, что она отбросит нас в 1990-е. Например, сейчас в Челябинской области в ДПС служат офицеры. А штат ППС состоит из сержантов, и уровень юридической подготовки другой.
Уместно вспомнить, что реформа полиции 2009-2011 годов заключалась в повышении уровня компетентности служащих за счет избавления от «балласта»: сотрудников с низкой квалификацией, без образования, с замечаниями в личном деле. Как сообщили нам в отделении пропаганды УГИБДД Челябинской области, в тот период каждый сотрудник прошел аттестацию, по результатам которой принималось решение. Кроме того, для поднятия авторитета сотрудников ДПС был введен ценз: обязательное специальное образование и офицерское звание.
– На мой взгляд, в описанном виде реформа аннулирует усилия последних лет, ведь смысл сокращения штата ГИБДД был как раз в том, чтобы избавиться от сотрудников, не отвечающих определенным критериям, – считает Юрий Панченко.
Судя по всему, руководство МВД вдохновляет пример Казахстана, который в первые месяцы рапортовал об увеличении эффективности экипажей-тандемов чуть ли не в полтора раза.
– Ну, может быть, в первые месяцы для показухи так и было, – сообщил одни из представителей МВД, бывающий в Казахстане. – По факту от специализации не уйти: если сотрудник ППС не умеет оформлять дорожное, это все равно делает инспектор ДПС. И насчет совмещенных экипажей (ДПС и ППС) я не уверен: то, что я видел, это обычные экипажи, которые работают примерно так же, как у нас, просто относятся к другой подструктуре.
Многие издания поспешили анонсировать новость о скорой «ликвидации ГИБДД». На самом деле все опрошенные эксперты сходятся во мнении, что до 2018 года, когда в России состоится чемпионат мира по футболу и президентские выборы, столь глобальных изменений структуры ГИБДД не будет.
Фото: Фото автора