Предприниматели и предприятия, особенно те, кто работает с гособоронзаказом, смогут получать оборудование по льготным ставкам. В этом им поможет региональная лизинговая компания, которую планируют создать на Южном Урале. Причём уставный капитал этой организации сформируют преимущественно за счёт федеральных денег. Об этом сообщил министр экономического развития Челябинской области Сергей Смольников.
Эту информацию озвучили в ходе IX международного промышленного форума, прошедшего в столице Южного Урала, между делом, под напором жалоб предпринимателей на жизнь. Поначалу министр долго рассказывал о разных формах поддержки бизнеса – от фонда промышленности и фонда развития малого и среднего предпринимательства до центра кластерного развития. Однако руководители предприятий один за другим говорили о многомесячных задержках платежей от заказчиков, вымывании оборотных средств и соответственно возникающих проблемах с выплатой зарплаты работникам и платежей в бюджет.
– К сожалению, предприятия машиностроения сейчас находятся в заведомо неравных условиях. Если они работают с крупными компаниями, особенно по госконтрактам – а это основной источник дохода машиностроительных предприятий, то на первый план выходит проблема отсутствия предоплат у заказчика и необходимость платить своим субподрядчикам стопроцентную предоплату, – рассказал гендиректор «Урало-Сибирской пожарно-технической компании» Сергей Пархоменко. – Для малого или среднего предприятия госконтракт – это шанс увеличить объемы производства и занять долю рынка. Но гарантии участия в аукционах, необходимость обеспечения контракта и отсутствие предоплаты заставляет бизнесмена крепко подумать: а стоит ли вообще туда лезть? И поэтому денежные потоки, которые могли бы быть направлены в нашу область, зачастую уходят в другие регионы, например, в тот же Татарстан.
Руководитель южноуральского предприятия предложил создать на региональном уровне лизинговую компанию, которая помогала бы машиностроителям получить финансирование по низким ставкам. Напомним, что лизинг – это по сути долгосрочная аренда имущества с последующим правом выкупа. При этом предприниматели, берущие технику или оборудование в лизинг, могут применять ускоренную амортизацию и перераспределять сроки уплаты налога на добавленную стоимость.
– Многим крупным госзаказчикам нужна техника, которую производят на Южном Урале, но они готовы брать её только с определённой отсрочкой оплаты. Лизинговая компания при заключении контракта может напрямую заплатить исполнителю заказа. Безусловно, проверив его платёжеспособность, надёжность, залоги и так далее, – поясняет он. – Если таким образом поддержать местных производителей, это даст им возможность получить пресловутую оборотку, создать рабочие места, загрузить сотрудников работой и платить налоги в бюджет.
Оказалось, власти уже задумались о таком инструменте финансирования.
– Вы попали «в десятку». Как раз сейчас вместе с федеральным центром рассматриваем вопрос о создании региональной лизинговой компании, – признался участникам заседания комитета по промышленной политике «Опоры России» министр экономического развития Челябинской области Сергей Смольников. – Пока речь идёт о том, что в России появится пять таких компаний. Предусмотрено создание лизинговой компании на Урале, и мы хотим, чтобы она была именно в Челябинске.
По словам министра, региональную лизинговую компанию создадут по принципу софинансирования.
– Федеральный центр даёт полтора миллиарда рублей, и 500 миллионов наши, – объяснил Сергей Смольников. – Мы отправили соответствующие предложения губернатору. Если Борис Александрович (Дубровский – губернатор Челябинской области) поддержит, начнём активную работу по этому вопросу.
Как ранее сообщал 74.ru, правительство России приняло решение о выделении значительных средств на поддержку малого бизнеса, включая развитие сети региональных лизинговых компаний. Они будут создаваться при участии Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства.
– Наша задача – ставку лизинга с 20-22% снизить до 8% по рынку в целом, а если отечественное оборудование, то до 6%, – сообщал в начале апреля глава Корпорации МСП Александр Браверман.
Участники регионального рынка лизинга находят идею интересной, но опасаются, что она может остаться на бумаге.
– Инициатива хорошая, но главное, чтобы новая госкомпания действительно финансировала проекты, а её бизнес-процессы не утонули в бюрократии, – отмечает директор челябинского филиала компании «Халык-Лизинг» Дмитрий Митронин. – Сейчас частные лизинговые компании редко соглашаются финансировать клиентов под лизинг оборудования на срок свыше пяти лет. Дело в том, что просрочка оплаты от заказчика часто достигает полгода. Как правило, предприятия решают эту проблему за счёт собственной финансовой подушки. Но позволить себе это может лишь узкий круг клиентов.
По словам Дмитрия Митронина, мало кто из частных лизинговых компаний готов решать проблему неплатежей в индивидуальном порядке. В то же время проекты, значимые для экономики Челябинской области, могла бы финансировать компания, среди учредителей которой правительство региона.
– Если приобретается оборудование, на котором будет работать квалифицированный персонал, то это способствует увеличению рабочих мест с одной стороны и росту налоговых поступлений в бюджет с другой, – отмечает представитель лизинговой компании. – Главное, чтобы всё это не осталось на бумаге. Потому что есть прецеденты, когда уполномоченные органы созданы, но их деятельность формальна, а клиентов можно пересчитать по пальцам одной руки.
Добавим, на прошлой неделе о создании региональной лизинговой компании с уставным капиталом в два миллиарда рублей уже объявил Татарстан.
Фото: Фото Олега Каргаполова