Работники автопарков маршрутных такси в Челябинске бьют тревогу – ГИБДД и приставы затормаживают их работу, снимая средства в уплату штрафов за нарушения, совершенные на арендованных машинах, непосредственно со счетов компании. То есть фактически сдавая микроавтобус в пользование на маршрут, они расплачиваются за чужие грехи своими деньгами. Как так вышло? Разбираемся в материале 74.ru.
В редакцию 74.ru обратился руководитель объединения маршрутного транспорта «Союз 7 Колес» Станислав Ходыкин. Как он утверждает, с января 2017 года он и руководители аналогичных компаний в Челябинске сталкиваются с большими сложностями при отмене штрафов с арендованных машин.
– В 2014 году в городе начали появляться камеры автоматической фиксации нарушений. Штрафы они выписывают не на водителя, как сделал бы сотрудник ГИБДД при остановке, а на владельца транспортного средства. Поэтому, естественно, на нас как на владельцев микроавтобусов, сдающихся в аренду на маршруты, посыпался шквал постановлений, – объяснил Станислав Ходыкин. – Тогда мы с путевыми листами, договорами о сдаче в аренду маршруток и письменными объяснениями водителей, реально находившихся за рулём в момент совершения нарушения, шли в ГИБДД. Постановление в итоге отменяли и выписывали новое – уже на того человека, кто управлял микроавтобусом и нарушал правила. Но с января 2017 года почему-то ситуация изменилась – ГИБДД перестали отменять постановления. Сейчас ситуация сложилась следующим образом: из-за потери времени штрафы направляются на принудительное взыскание приставам, которые тут же списывают их со счетов компании.
По словам Станислава Ходыкина, объясняются отказы в отмене постановлений весьма странно – то документы он якобы предоставил нечитаемые, то по заявлению водителя, который в момент нарушения был за рулём, невозможно установить – правда это или нет, то нет страхового полиса. Однако сам Станислав уверяет – у него уже есть пакет документов, который он с самого начала носил в ведомства в подобных ситуациях. И он весьма внушительный:
– Для отмены постановления я в ГИБДД приношу копии документов водителя, который в момент нарушения был за рулём (паспорт с пропиской и права), а также путевой лист, объяснительную водителя, где он подтверждает, что виноват, договор аренды и страховой полис, – перечисляет Станислав. – Раньше с таким набором проблем не было. С этого года ГИБДД находит, к чему придраться, и разворачивает нас.
У микроавтобусов, которые компания Станислава сдаёт в аренду, накопилось уже 516 штрафов. Как говорит мужчина, из-за всей этой волокиты срок, в течение которого можно добровольно оплатить штраф, проходит. Постановления уходят приставам. Приставы списывают их со счетов компании. Сейчас под списание попадают штрафы на общую сумму около 400 000 рублей. Из-за этого тормозится работа всей компании, которая помимо сдачи в аренду маршрутных такси занимается ещё и ремонтом и обслуживанием транспорта. Между тем в недоумении даже сами водители, арендующие транспорт в «Союз 7 Колес».
– Конечно, это нечестно. Раньше как было – штрафы приходили на Станислава, он через ГИБДД переадресовывал их на нас. Мы и платили – сами же нарушили, – рассказал водитель Николай Левашов. – А сейчас всё это свалилось на него. Какие-то водители добросовестные – они согласны и сами платить за свои нарушения. А какие-то сейчас, наоборот, радуются, что им не приходят штрафы. Но это же неправильно. Как можем, помогаем Станиславу, пишем объяснительные.
Сейчас руководитель объединения маршрутного транспорта «Союз 7 Колес», параллельно с обжалованием свежих штрафов с арендованных маршруток, еще и бегает по судам, пытаясь вернуть уже списанные его счетов деньги. Получается не всегда.
Что самое обидное, даже в случае отмены постановления, вернуть деньги, которые уже были списаны приставами, – то ещё испытание. Напомним, в похожей ситуации (но в гораздо меньшем масштабе), оказалась челябинка Татьяна. Еще в 2015 году ей выписали ошибочное постановление о нарушении ПДД. Девушка его в итоге отменила, но на взыскание к приставам оно всё-таки попало – со счёта Татьяны были списаны деньги. Тогда в ФССП дал следующие разъяснения:
– Если постановление было отменено, но эта информация не дошла до ФССП, человеку необходимо с постановлением об отмене подойти к судебному приставу-исполнителю. Важный момент – после взыскания списанные денежные средства находятся на депозитном счету ФССП в течение нескольких дней. Пока средства находятся на нем, отменить операцию списания по ошибочному постановлению не составит труда, – объяснила главный специалист пресс-службы управления ФССП по Челябинской области Ольга Шебанова. – Однако если деньги уже были проадминистрированы и переведены с депозита ФССП в казначейство, схема усложняется. Человеку в таком случае необходимо будет обращаться с заявлением на возврат денег уже в ГИБДД.
То есть Станиславу в его ситуации нужно будет с решениями суда об отмене постановлений и целым пакетом других документов идти в УГИБДД ГУ МВД России по Челябинской области, чтобы на его счёт в итоге вернули деньги, списанные за нарушение водителей-арендаторов. Цепочка в итоге разрастается до адских размеров и серьёзно растягивается по времени: ГИБДД – суды – приставы – ГИБДД.
– Мы просто не знаем уже, что делать, – разводит руками Станислав. – Огромное количество времени я провожу в беготне по судам. А работать-то когда?
Мы обратились с просьбой прокомментировать ситуацию в ГИБДД. В итоге заместитель начальника центра автоматической фиксации административных правонарушений Андрей Смирнов объяснил, что отказ в отмене постановления может быть дан только в одном случае – если в документах, которые предоставляет юридическое лицо в качестве доказательной базы, есть какие-либо нарушения и несоответствия. Более того, инспектор ЦАФАП даже перечислила нам, какие нарушения были обнаружены именно в обращениях Станислава Ходыкина.
– Ходыкин к нам обращался с разными пакетами документов. Одно время он нам предоставлял договор аренды транспортного средства с экипажем от своего имени, в котором было прописано, что он предоставляет транспорт и услуги по его управлению. Мы не можем отменить постановление, если у него в договоре прописано, что он сам управляет транспортным средством и сам несет ответственность за нарушение ПДД, – объяснила старший инспектор ЦАФАП Елена Селиверстова. – Затем он приносил уже другой пакет документов, среди которых был договор безвозмездного пользования имуществом. При этом не было документов, подтверждающих тот факт, что ТС было передано другому лицу – актов приема/передачи. Были случаи, когда Ходыкин предоставлял документы, срок действий которых уже закончился. А также ситуации, когда водители, которые со слов Ходыкина нарушали ПДД, по телефону сообщали нам, что они таких договоров они не заключали.
Между тем Станислав Ходыкин отрицает, что он предоставлял в ГИБДД разные пакеты документов. По его словам, каждый раз это были одни и те же бумаги, по которым до 2017 года ему без проблем отменяли постановления. Своей борьбы Станислав останавливать не намерен. Мужчина считает, что при таком положении дел реальные нарушители фактически остаются безнаказанными.
– На судебных заседаниях в районных судах штраф с меня, как с собственника ТС, списывают, закрывают административное производство, а на водителей, реальных виновников ПДД, штрафы не переписывают, что ведет к безнаказанности и дальнейшему увеличению нарушений ПДД, – пишет Станислав в своем обращении в ГИБДД и просит «наладить нормальную и адекватную работу сотрудников ЦАФАП».
Как думаете вы: на чьей стороне правда?
Фото: Фото Станислава Ходыкина, Олега Каргаполова и Александра Файрузова