Малый бизнес Челябинской области бьёт тревогу – крупные торговые сети продолжают экспансию по городам и весям и монополизируют рынок. В итоге индивидуальные предприниматели разоряются и закрывают бизнес. Кто и как может ограничить аппетиты федеральных ритейлеров, нужно ли создавать особые условия местным производителям и продавцам и кто в итоге заплатит за бонусы и льготы, разбирался корреспондент 74.ru.
Федералы наступают
В радиусе одной остановки от моего дома насчитывается шесть супермаркетов. Не так давно здесь было много мелких продмагов. Но они меняли вывески, как перчатки, в конце концов превращаясь в точки по продаже телефонов или пива и другого алкоголя. А когда на дверях появлялось объявление по аренде, все понимали – жди очередного сетевика.
Дискаунтеры занимают самые лакомые и престижные кусочки коммерческой недвижимости. Как ранее сообщал 74.ru, весной в самом сердце города, практически на главной площади Челябинска открылся магазин торговой сети «Монетка».
В других городах Челябинской области картина ещё ярче. Так, по подсчётам златоустовских предпринимателей на 1 июня 2017 года, у них в городе работают 72 сетевых супермаркета: 24 «Магнита», 15 «Пятёрочек», 6 «Монеток» и 27 «Красное&Белое».
– На центральной улице города – проспекте Гагарина – на 550 метрах разместились шесть супермаркетов и вскоре откроется ещё один, – говорит руководитель общественной организации «Центр делового сотрудничества предпринимателей» Сергей Филатов. – Мы посчитали соотношение занимаемых крупными ритейлерами площадей и выяснили, что они захватили практически всё. У «Магнита» – 32% торговых площадей в городе, «Пятёрочки» – 26%, «Монетки» – 14%, «Красное&Белое» – 17%. В общей сложности это 89%.
Местные предприниматели забросали власти просьбами проверить, нет ли здесь нарушений. В ответ получили ссылки на законы, в том числе на то, что 25-процентный порог объёма всех реализованных товаров в денежном выражении у каждого из ритейлеров не превышен. Однако и жители, и местные бизнесмены видят, что сетевые магазины растут у них на глазах.
– Неправильно рассчитываются доли торговых сетей на рынке, – настаивает Сергей Филатов. – В итоге малый и средний бизнес резко сокращаются. Только в первом полугодии в Златоусте прекратили деятельность 93 предпринимателя – это пять процентов от общего числа ИП в городе. И дальнейший прогноз неутешительный: розница вымирает вместе с малым бизнесом, скоро останутся одни сети. А у них самые популярные методы – демпинг и агрессивный маркетинг.
Представитель «Центра делового сотрудничества предпринимателей» считает ненормальной ситуацию, когда продовольственная безопасность страны зависит только от крупного сетевого бизнеса. Проблема в том, что сети за счёт своих объемов диктуют цены производителям, вынуждая их менять рецептуру продукции, рисковать неисполнением обязательств и толкая к невозврату кредитов. Кроме того, крупные ритейлеры платят налоги по месту регистрации юрлица, а муниципалитеты остаются дотационными.
– Необходимо ввести лимит на занимаемые сетями площади на уровне 65% от всех площадей продовольственного сектора муниципалитета либо привязать количество супермаркетов к численности проживающих в этом районе, – предлагает Сергей Филатов. – Также мы поддерживаем ограничение графика работы крупных магазинов в выходные.
В антимонопольной службе уточнили, что информацию для расчета 25-процентной доли они берут у органов статистики, а туда данные направляют сами торговые сети. Сейчас оперируют цифрами по итогам 2015 года, анализ по 2016-му будет позже.
– За время действия закона о торговле антимонопольное ведомство уже несколько раз отправляло предложения по его усовершенствованию в различные инстанции – от регионального Заксобрания до федеральной ФАС, – прокомментировала руководитель Челябинского УФАС Анна Козлова. – Еще в 2013 году ФАС выходила с предложением по изменению методики подсчета, связанной с торговыми площадями. Но есть и другой момент: чем больше ты вмешиваешься, тем хуже. Рынок должен саморегулироваться.
Тем не менее представители УФАС пообещали снова включить это предложение в общий пакет поправок к закону о торговле, который направят в Москву.
Наших зажимают
Челябинские производители продовольствия жалуются, что им тяжело зайти в торговые сети соседних регионов – Екатеринбурга, Уфы, Тюмени. Мол, местные власти ставят ритейлерам условие – проявлять лояльность к местным производителям: в сетях столицы Башкирии – 88% своих, в Екатеринбурге – до 70%.
Руководитель Челябинского УФАС Анна Козлова напоминает, что в России действует единство экономического пространства.
– Это значит, что челябинцы имеют такое же право быть поставщиками в магазины Екатеринбурга или Уфы, как и все остальные. Если возникла реальная проблема, нужно обратиться в контролирующие органы, в том числе в антимонопольную службу, – объясняет она. – Вам самим нужно быть позубастее. Но зачастую всё остается на словах, до конкретного разбирательства, не говоря уже о суде, дело не доходит.
При этом, как только речь заходит о Челябинской области, большинство участников рынка ратует за то, чтобы у нас были созданы преференции для местных производителей и поставщиков.
– Екатеринбург нас прессует, а у нас в Челябинске кого только на полках не встретишь, – удивляется руководитель отдела продаж компании «Челябмасло» Светлана Козупица.
Ей вторит Дмитрий Колесников, руководитель направления компании, торгующей водой «Аква Ирендык».
– Нужно законодательно прописать, что половина полок в магазинах отдаётся местным производителям, – утверждает он.
В то же время руководитель отдела закупа компании «Ариант» Наталья Бабенко считает, что местные товары априори интересны сетям:
– Местные поставщики изначально обладают конкурентным преимуществом. Их товары не надо далеко везти, а значит логистика удешевляется. Для чего ограничивать дополнительно? – удивляется она. – Пусть производитель выстраивает свою систему ценообразования, высчитывает себестоимость так, чтобы его продукт был конкурентоспособен. Если будем опять вводить какие-то ограничения, то просто лишим рынок конкуренции. Покупатель должен сам выбирать, какую колбасу ему купить – из мяса или нет.
Бонусы запретили – повысили штрафы
С начала 2017 года начали действовать знаковые поправки в закон «О торговле» – ликвидировали ретробонусы, убрали отдельную плату за продвижение товаров, ограничили общий размер вознаграждения, выплачиваемого торговым сетям. Стало ли теперь легче жить и работать производителям и поставщикам?
Челябинские антимонопольщики проанализировали 238 договоров поставки, заключённых между торговыми сетями и поставщиками продовольствия, и пришли к выводу – продавцы подстелили себе соломку. Например, торговые сети установили дополнительные штрафные санкции за нарушения срока предоставления документов поставщиком.
– «Пятёрочка», «Карусель» и «Перекрёсток» за каждое нарушение требуют с поставщика 15% от стоимости товара, а сеть «Красное&Белое» вообще прописала в договорах 100-процентный штраф от суммы счёт-фактуры и накладной, – приводят пример антимонопольщики. – Считаем, что такое наказание несоразмерно провинности. Кстати, для самих сетей подобные зеркальные штрафы не предусмотрены.
Игроки рынка сетуют, что сети не хотят делить с ними риски в равных пропорциях.
– Протоколы разногласий не принимаются. Я сам объявления об этом видел у менеджеров сетей, – признался директор по продажам «Первого хлебокомбината» Сергей Константинов. – Говорят – работаем или так, или никак. Даже с нами так разговаривают, что уж взять с мелкого ипэшника. Хотя, на мой взгляд, штрафы должны обсуждаться, быть разными в зависимости от вида товаров.
Некоторые торговые сети, например, «Лента», в договоре предусмотрели себе право проводить аудит поставщика. Если что-то не понравится, сеть вправе приостанавливать исполнение договора.
Особую боль у поставщиков вызывает проблема возврата нереализованного товара. Торговая сеть получает товар надлежащего качества, а через определенное время возвращает его с истекающим сроком годности без изменения цены.
– Я нахожусь в Магнитке, ближайший распределительный центр сети – в Оренбурге. Откуда мне знать, как образовалась просрочка? Может, товар слишком долго на РЦ пролежал, – разводит руками один из предпринимателей.
Светлана Козупица больше склоняется к методу «сами везём – сами контролируем возвраты».
– Можно доставить товары в распределительный центр, пусть даже с удаленностью в 600 км, или развозить продукцию в каждый из 570 магазинов да ещё несколько раз в неделю, – говорит она. – Кому как выгоднее, тот так и делает.
Среди мечтаний большинства производителей и поставщиков – ограничение торговой наценки на товары массового спроса и сокращение отсрочки платежа поставщикам. На это пессимистично смотрит начальник управления торговли администрации Челябинска Сергей Березуев.
– Сети всегда найдут лазейку, игры с наценками обречены, – считает он. – Что бы мы ни придумали, они всегда на шаг впереди. А в конечном итоге за всё заплатит потребитель.
Новые поправки в закон о торговле оказались не слишком эффективны из-за активного сопротивления сетей, признаёт и сенатор от Челябинской области Ирина Гехт, работавшая над этим документом. Экспансию сетей она называет порождением монстра и призывает законодательно ограничить их присутствие в регионах.
ФАС России запустила горячую линию для пострадавших от нарушений закона о торговле. Производители, поставщики и ритейлеры могут сообщить о неправомерных действиях своих контрагентов, заполнив специальную форму на сайте ФАС.
Фото: Фото Олега Каргаполова, с сайта Google.com/maps, Дарьи Селенской