29 июня в центре города прошёл пикет против дискриминации детей без прививок. Общественники решили привлечь внимание челябинцев к проблеме и поддержать Елену Теплых, маму восьмилетнего Лёвы Панова, которому в конце прошлого года запретили посещать детсад без пробы Манту. В это же время облсуд подтвердил, что ребёнка женщины отстранили от образовательного процесса законно. Подробности – в материале 74.ru.
В 11 часов в сквере на Алом Поле собрались несколько женщин. В руках они держали два плаката с надписями «Нарушение прав на образование» и «Лечите больных: нет дискриминации здоровых детей!». Как утверждают участницы пикета, каждая из них на практике столкнулась с осложнениями после прививок у собственных детей, поэтому и пришли поддержать Елену.
– Многие родители связывают появление тяжёлых заболеваний у детей, таких как аутизм или онкология, с прививками, – сетует руководитель фонда «Выбираем жизнь» Екатерина Соловьёва. – У меня у самой двое детей, и оба пострадали от прививок. У старшего случился приступ эпилепсии после того, как ему в роддоме поставили прививку от гепатита и БЦЖ. Нас пролечили, но до сих пор ребёнок имеет статус гиперактивного, есть ряд нарушений поведенческого характера, например, он по ночам лунатит. А младшему ребёнку я не ставила до года прививки, подозревая, что именно они повлияли на здоровье старшего. Но потом меня уговорили, и начался кошмар в моей жизни. Через две недели после вакцинации у ребёнка полился гной из ушей и лился он пять лет. Ребёнок терял слух, перестал есть. Помогли только молитвы. Как мне потом объяснила врач нетрадиционной медицины, у ребёнка развился сепсис из-за полного угнетения иммунной системы.
Екатерина Соловьева добавляет, детский иммунитет не в силах выдержать все вмешательства, предусмотренные сегодня Национальным календарём прививок.
– Весной нам поступило 13 заявлений от родителей, которых принудительно заставляли ставить детям Манту или Диаскинтест, – рассказала представитель Челябинского губернского родительского комитета Татьяна Кошелева. – Определить, что ребёнок здоров, может любой врач. Если ребёнок прошёл медкомиссию и врач не заметил у него признаков открытой формы туберкулёза, а это кашель, слабость, потеря аппетита, совсем не обязательно ставить Манту.
– Это дискриминация здоровых детей, – поддерживает единомышленницу председатель областного отделения Всероссийского женского союза «Надежда России» Галина Марина. – Мы делали запрос в министерство образования, и нам ответили, что в этом году в Челябинской области появилась альтернатива реакции Манту. Но анализ крови t-spot стоит 5,5 тысячи рублей, для многих семей это неподъемная сумма, особенно многодетных. В других странах просто берут мазок, а у нас до сих пор продвигают пробу Манту.
Сама Елена Теплых на пикете долго присутствовать не смогла – в областном суде рассматривалась апелляция по её делу. В марте суд первой инстанции поддержал решение заведующей детским садом о недопуске Лёвы Панова в коллектив без пробы Манту и женщина обратилась в областной суд, чтобы оспорить это решение. Однако его оставили в силе.
– Суд первой инстанции руководствовался пунктом 5.7 санитарно-эпидемиологических правил «Профилактика туберкулеза», по которому дети, направленные на консультацию в противотуберкулёзный диспансер, родители или законные представители которых не представили в течение месяца с момента постановки пробы Манту заключение фтизиатра об отсутствии туберкулёза, не допускаются в детские организации, – объяснила руководитель пресс-службы облсуда Евгения Нациевская. – Дети, туберкулинодиагностика которым не проводилась, допускаются в детскую организацию, предоставив заключения врача-фтизиатра об отсутствии заболевания. Законность данного пункта в 2015 году пытались оспорить в Верховном суде, который указал, что он не противоречит закону, так как не регулирует отношения, связанные с оказанием противотуберкулёзной помощи несовершеннолетнему, а также не предусматривает медицинского вмешательства без информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя. Не устанавливает оспариваемое положение и ограничений прав на образование, гарантированных федеральным законом.
В суде добавили, что истица могла воспользоваться альтернативными способами диагностики туберкулёза, но не сделала этого.
С решением, естественно, не согласилась ни Елена, которая намерена подавать кассационную жалобу, ни присутствовавшая на заседании уполномоченный по правам человека в регионе Маргарита Павлова.
– У нас на контроле сейчас около 30 обращений от родителей, которые попали в аналогичную ситуацию, – рассказала она. – Мы составили обращение в суд в поддержку Елены, потому что у нас в стране определено право на отказ от медицинской помощи. И вся остальная дискуссия, на мой взгляд, бессмысленна. Федеральный закон выше ведомственных приказов и любых СанПиНов, но у нас руководитель образовательной организации оказывается между молотом и наковальней: с одной стороны федеральное законодательство, с другой – предписания от различных органов и штрафы за их невыполнение.
Впрочем, Елена не расстроилась, она полна решимости отстоять свои права. На время разбирательств в судах её сын, который в этом году должен пойти в первый класс, будет получать образование дома, так как в школу его без справки тоже не допустят.
– Весной я сходила в управление образования чтобы понять, сможет ли мой сын посещать школу, но мне сказали, что в школе предъявляются те же требования, что и в детском саду. Поэтому мы с мужем выбрали форму семейного образования для нашего ребёнка, – поделилась женщина. – Эта форма также поддерживается государством и заключается в том, что ребёнок получает образование любыми способами в семье – это может быть приходящий педагог или дистанционное образование. Я приняла решение обучать ребёнка самостоятельно, так как у меня есть высшее педагогическое образование, и я думаю, что справлюсь с этой задачей. Лёва уже и читает, и пишет, а промежуточную аттестацию он будет проходить либо в школе по месту жительства, либо в другой школе дистанционно.
Напомним, в конце марта Елена Теплых, сына которой пятый месяц не пускают в детсад без пробы Манту, проиграла в суде первой инстанции. Женщина планирует оспаривать решение вплоть до Верховного суда.
Лёву Панова в ноябре прошлого года отстранили от посещения детсада № 29 в посёлке Зауральский Еманжелинского района из-за отказа родителей провести ребёнку пробу Манту. Это не первый случай запрета посещения общественных учреждений детьми без пробы на туберкулез. Ранее 74.ru сообщал о шестикласснике Иване Чугарине, которого на два месяца перевели на дистанционное обучение из-за отказа родителей проводить исследование. В результате родители вынуждены были отвезти ребёнка в соседнюю Башкирию, где школьник прошел квантифероновый тест.
Подробнее о первых результатах внедрения альтернативного пробе Манту теста t-spot.tb и актуальной ситуации по заболеваемости туберкулезом в Челябинской области читайте в материалах 74.ru.
Фото: Олег Каргаполов